Жанна Хасанова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Спасение Василисы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Спасение Василисы»
Программные задачи :
• закрепить представления о гласных и согласных звуках;
• закрепить умение вычленять слова, не подходящие по смыслу, и заменять его другим словом, выделять слова с заданным звуком, учить составлять слово из букв, закодированных в названии предметов;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы „Спасение Василисы“» размещена в разделах
• составлять и «прочитывать» слова, способствовать овладению графическими средствами и способами изобразительной действительности, освоению правильной позы для письма;
• развивать слуховое и фонематическое восприятие;
• воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности, доброжелательность, способность к эмпатии.
Демонстрационный материал: посылка, лук, стрелы, диск, картинка избушки на курьих ножках и картинки насекомых, мольберт, 4 лепестка от цветка, тетрадь, ручка, письмо, 2 указателя, листик с заданием, сшитое из лоскутов полотно.
Ход проведения занятия
В. Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку. Давайте посмотрим, что же в этой коробке?
Воспитатель распаковывает посылку и находит в ней лук, стрелы и диск. Ставит диск.
Голосовая запись: «Здравствуйте, ребята! Напал на мое царство Кощей Бессмертный и унес к себе дочь мою единственную Василису. Сколько молодцев отправилось спасать ее, но никто так и не вернулся. Одна надежда у меня на вас. Прошу о помощи. Не будет мне покоя, пока дочь моя у злодея. Помогите, пожалуйста, верните Василису домой! Чтоб дорогу легче было найти, посылаю вам лук и стрелы. Удачи, друзья».
В. Что ж, нам с вами предстоит отправиться в тридевятое царство, в тридесятое государство и выручить Василису.
Воспитатель выпускает 1-ую стрелу – попали в деревню.
В. Посмотрите, кто нас встречает? Это же Забава.
Появляется Забава.
З. Здравствуйте, ребята! Куда путь держите?
Дети. Путь мы держим в тридевятое царство, в тридесятое государство, во дворец Кощея Бессмертного.
З. Путь неблизкий. А зачем вам к Кощею?
Дети. Идем мы выручать Василису : украл ее злодей и во дворец свой унес.
З. Нелегко же вам придется… (слышится грохот)
В. Что это?
З. Это Змей Горыныч летит. Появился он в нашей деревне уже давно, вот с тех пор и не дает нам жить спокойно. Сколько богатырей головы склонили, а Змея победить так и не смогли.
В. А может, мы попробуем? Ребята, сразимся со Змеем Горынычем?
Детям предстоит выполнить задание, чтобы победить Змея Горыныча и освободить деревню.
1-ое задание – «Вместо слова, Змей сказал слово…»
Маша кукле шар вязала,
Ей Наташа помогала (шарф).
Серый вол голодный, злой
Ходит по лесу зимой (волк).
Друг приехал из Полтавы,
Он привез письмо от лавы. (Славы)
Мы от страха все притихли,
На арену вышли игры (тигры).
Долго пол маршировал
И трубач в трубу играл (полк).
Любим мы на бок ходить,
Боксеру нужно смелым быть (бокс).
З. Змей побежден, деревня освобождена. Спасибо вам, друзья, большое. Это я хочу дать вам (передает воспитателю лепесток от цветка, он поможет победить Кощея.
Забава уходит.
В. Спасибо. До свидания. Ребята, пора отправляться в путь. Возьмем последнюю стрелу.
Выпускают вторую стрелу – она попала в дремучий лес.
В. Куда же мы попали? Лес, избушка… Давайте узнаем, кто в избушке живет?
2-ое задание – «Кто в избушке живет?»
Перед детьми стоит мольберт, на котором висят картинка избушки на курьих ножках и картинки насекомых (жук, комар, бабочка, кузнечик, гусеница, оса, муха, паук, муравей).
В. Стоит избушка на курьих ножках, без окон и без дверей. Никто в нее проникнуть не может, только насекомые могут сквозь щели пролезть.
Первым проползло насекомое, название которого начинается и заканчивается звуком К. Кто это? (Кузнечик.)
После в домик попали насекомые, в названии которых есть звук У. Догадались, кто это был? (Муха, паук, гусеница.)
Вот к домику подползли насекомые с короткими названиями. Это были? (Жук, оса.) Последним прилетело насекомое, название которого заканчивается на звук А. Назовите его? Так кто же поселился в домике? Сколько всего было жильцов?
Грохот. Появляется Баба Яга.
Б. Я. Кто это здесь? А-а-а! Зачем сюда пожаловали?
В. Здравствуйте, Баба Яга! Мы путь держим в тридевятое царство, в тридесятое государство, во дворец Кощея Бессмертного. Украл Кощей Василису, а мы должны ее спасти.
Б. Я. Трудно вам будет. Чтобы Кощея победить, много испытаний предстоит вам преодолеть.
В. Я уверена, что ребята справятся, ведь у них есть все для этого: сила, ловкость, ум, смекалка и смелость.
Б. Я. А зачем пришли сюда?
В. Мы заблудились. Не могли бы Вы, уважаемая Баба Яга, подсказать нам дорогу к дворцу Кощея Бессмертного.
Б. Я. Что ж, помогу. Только сначала поиграйте со мной.
Дети садятся за столы.
В. Ребята, давайте выполним задание.
3-е задание «Прописывание петель «Стружки»
В. Нам надо от избушки Бабы Яги добраться до дворца Кощея Бессмертного. Сначала вы должны обвести пунктирные линии, а затем сами нарисовать до конца строчки «стружки». Понятно? Тогда приступайте и не забывайте следить за осанкой.
В. А вот и дворец Кощея Бессмертного. Но посмотрите, у ворот стражник стоит. Как же нам во дворец войти?
С. Стой, кто идет?
В. Здравствуйте, страж. Разрешите нам войти во дворец?
С. Много лет стою уже здесь на страже, но мало кто добирался до дворца Кощея Бессмертного. Зачем же он вам?
В. Мы должны Кощея победить и Василису спасти.
С. Но разве вы не знаете, что Кощея очень трудно победить?
В. А мы попробуем.
С. Долгое время никто со мной не разговаривал, никто не играл. Повеселите меня!
В. Ребята, поиграем со стражником?
4-ое задание Игра «Ворота»
Воспитатель называет звуки. Если названый звук согласный – руки на столе вместе (есть преграда, если гласный – дети ставят руки на локти (нет преграды).
С. Славные вы ребята. Хочу я вам помочь. Возьмите вот этот лепесток, он поможет победить Кощея (передает лепесток от цветка). Ворота открыты – проходите. Удачи вам.
В. Спасибо, добрый страж! Вот мы и во дворце, ребята. Теперь предстоит сразиться с Кощеем Бессмертным и освободить, наконец, Василису. А прямо сейчас надо набраться сил.
Физкультминутка
Пока дети выполняют физкультминутку, воспитатель находит у дверей письмо.
В. Ребята, я нашла письмо. Давайте прочтем его.
Читает: «Здравствуйте, ребята! Если вы читаете это письмо, значит, вы уже во дворце Кощея Бессмертного. Я очень хочу, чтобы вы победили его, поэтому помогу вам. Двигайтесь в соответствии с указателями, ищите там подсказки и, в конце концов, Кощей будет побежден. Удачи! Василиса».
Воспитатель обращает внимание детей на 1-ый указатель, с одной стороны которого нарисована стрелка, показывающая налево, а с другой – подсказка-надпись:
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Смекалку вы, ребята, проявите
И слова скорей прочтите!
5-ое задание: «Прочти по первым буквам картинок»
Перед детьми лист, на котором нарисованы квадратики по количеству букв в загаданном слове, а над каждым квадратиком – картинка. Детям необходимо назвать предмет, затем букву, на которую начинается название этого предмета и, составив буквы, назвать получившееся слово.
Загаданные слова: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо.
В. Вы молодцы! Но продолжим путь.
Воспитатель обращает внимание детей на 2-ой указатель, с одной стороны которого нарисована стрелка, показывающая направо, а с другой стороны – подсказка-надпись:
Цветок скорей ты собери,
Словцо на лепестках прочти.
Сделать это ты сумеешь –
Кощея враз ты одолеешь!
Воспитатель обращает внимание детей на стол, где лежит один лепесток и серединка от цветочка.
В. И как же нам собрать цветок, если здесь всего один лепесток? А-а-а! Я поняла. Все, кто нам встречался на пути во дворец, давали лепестки и говорили, что они помогут победить Кощея. Вот сейчас мы все лепестки и соберем.
6-ое задание: «Собери цветок и победи Кощея»
Детям необходимо составить цветок, состоящий из 4-х лепестков. С одной стороны лепестка написано число, с другой – буква. Надо поставить буквы по порядку (порядок подскажут цифры) и прочесть слово.
Как только дети прочли слово (ИГЛА, Кощей Бессмертный был побежден. Появилась Василиса.
Вас. Здравствуйте, ребята! Спасибо, что спасли меня. Теперь я смогу вернуться домой и увидеть отца.
В. Рады были помочь. А нам тоже пора возвращаться.
Вас. А как же вы вернетесь?. Я помогу вам: вот волшебный ковер-самолет (передает воспитателю, он перенесет вас в детский сад. Еще раз спасибо за помощь. Мне пора. До свидания.
В. До свидания, Василиса!
Воспитатель раскладывает ковер-самолет (сшитое из лоскутков полотно, дети садятся на него и под музыку переносятся в детский сад.
Давай с тобой обнимемся
И над землей поднимемся.
Скорость света набирая,
По небу быстро пролетим,
В детский садик наш любимый
Поскорей попасть хотим.
В. Вот мы и в детском саду. С кем мы сегодня повстречались на пути во дворец Кощея? Какое задание было для вас сложным? Какое задание вам понравилось?