Зуенкова Галина Григорьевна
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [л]-[л’]. Буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные:
-Закреплять навыки:
-определения позиции звука в слове;
-звукового анализа слов;
- упражнять в определении наличия звуков Л – ЛЬ в словах;
-дифференциация звуков по твердости, мягкости.
Развивающие:
- развивать слуховую память, внимание, восприятие;
-умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить правильно;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы „Звуки [л]-[л’], Буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
1. картинки птиц: лебедя, ласточки, иволги, журавля, дятла,
2. картинки жителей Звуколандии (гномы в разноцветных шапочках,
3. демонстрационная буква «Л»,
4. картинки лук и люк,
5. карточки к игре «Составь слово из первых букв»,
6. картинки «На что похожа буква «Л»,
Индивидуальный раздаточный материал: фишки синего, красного и зеленого цветов, планшеты, схемы, фасоль, разрезная буква «Л», цветные карандаши.
Ход занятия:
В: Ребята, вы заметили что-то необычное у нас в группе? Кто-то к нам пришел в гости. Как вы думаете, кто это могут быть?
Д: ответы детей.
В: Хорошо, молодцы, все верно, это звуки. Это жители Звуколандии пришли к нам в гости. В Звуколандию, как и к нам тоже пришла весна и на свою родину возвращаются перелетные птицы. А какие именно, я предлагаю вам отгадать.
Она под крышами живёт,
Гнездо своё из глины вьёт
Целый день суетится
На землю не садится
Высоко в облаках летает
Мошек на лету поедает
В чёрном фраке лапочка, а зовётся (Ласточка)
В: Молодцы ребята!
Послушайте еще одну загадку.
Вот так птица – какова.
И не спутаешь с другой
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
Звонко песенки поет
Желтогрудка-крошка.
И за крик всегда зовут
Ее – лесная кошка. (Иволга)
В: Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко»
Кто в саду выводит трели,
На рожке и на свирели?
Знать опять среди ветвей
Поселился. (Соловей).
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали.
Кто скажите?. (Журавли).
Долго дерево долбил,
Всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый пестрый …
(Дятел)
Еще раз повторим все слова – отгадки: соловей, журавли, дятел.
Скажите, какой звук встречается во всех словах?
(Л, Ль). Правильно, молодцы.
В: Наши друзья гномики принесли с собой букву и предлагают с ней поиграть (показ черной буквы)
На что похожа буква «Л»? (картинки, на что похожа буква Л)
«Л» на крышу так похожа,
Да и на стремянку тоже,
Я скажу вам по секрету,
Очень любит буква лето. (Рисунки)
А сейчас вы сами выложите из фасоли букву Л.
(Показ двухцветной буквы)
Ребята, как вы думаете, почему буква так раскрашена?
Д: У буквы два звука – твердый и мягкий.
Ребята, а вы знаете, чем звук отличается от буквы?
Д: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы: видим, пишем, и читаем.
Каким цветом обозначается твердый звук?
Д: синим
Скажите, когда мы произносим звук Л, в каком положении находятся губы (губы в улыбке, что делает язык (язык находится за верхними зубами, воздух не может свободно выйти. Можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.
- Нет.
- Значит, какой это звук?
Д: согласный, твердый, звонкий, не парный.
В: Отлично, поговорим про звук [Л’]. Можем мы пропеть этот звук?
Д: Нет.
В: - Значит, какой это звук?
Д: Согласный, мягкий, звонкий, непарный.
В: Молодцы, справились отлично.
В: Предлагаю поиграть в игру «Будь внимателен!»
Я буду называть звуки, а вы если услышите звук «Л», поднимаете синюю фишку, если «Ль» - зеленую.
(Л, а, к, вь, о, ль, п, ть)
- А теперь усложняем – я буду произносить слоги, слушайте внимательно.
(ма, ля, ку, ра, ла, фа, лю,)
Игра «Где живет звук?» (Определение места звука в слове).
В: Ребята, вы знаете, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звуки [ Л - Л’]?»
-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук Л, Ль. (Лист, стул, лопата, булка, платье, стол, лук).
А сейчас я вам предлагаю составить звуковые схемы слов по картинкам.
(звукобуквенный разбор слов лук, люк - работа со звуковыми планшетами).
Молодцы.
А теперь поиграем в игру «Составь новое слово».
Нужно составить новое слово по первым буквам картинок на карточке.
(Индивидуальные карточки)
Физкультминутка.
Лебеди летят, крыльями машут
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
Графомоторные навыки:
Ребята, посмотрите, какую интересную картинку вам приготовили гномики, вам нужно будет найти все буквы Л и раскрасить их желтым цветом.
Молодцы, что у вас получилось на картинке?
Д: лев
А сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы попробуете запомнить, как можно больше слов со звуками «л» или «ль».
Необычный колышек
Павел посадил в саду маленькую яблоньку. Ствол у яблоньки был тоненький — того и гляди, сломается. Сделал Павел кол и воткнул его в землю около яблоньки. Слабый ствол яблоньки и колышек Павел соединил бинтом. Подвязал яблоньку и успокоился. Оставалось ждать зелёных листьев.
Каждый день Павел ходил к яблоньке, поливал её. Внимательно наблюдал за ветками. Но зелёных листьев всё не было и не было!
Как-то Павел увидел из окна, что его яблонька, наконец, зазеленела. Когда Павел подошёл ближе, то оказалось, что это на колышке, а не на яблоньке появилось несколько зелёных листиков! «Вот так колышек!» — подумал Павел.
В: Какие слова вы услышали со звуками «Л» и «Ль»?
Д: (колышек, Павел, посадил, маленькую, яблоньку, ствол, листья,)
Подведение итога.
В: С какими звуками мы сегодня играли?
Какой буквой они обозначаются?
Наши гномики в подарок нам дарят разрезную букву – пазл. И они наши гости на весь день.
Вы сегодня очень хорошо занимались и играли со звуками, я вами горжусь!