Ирина Панкратова
Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области
В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В. А. Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» - и К. Д. Ушинского: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться».
Труд - нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.
Публикация «Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области „Социально — коммуникативное развитие“,» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Своевременное трудовое воспитание - эффективное средство подготовки ребенка к системе в школе.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в связи с этим определяются новые цели, задачи, принципы и направления в работе. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из образовательных областей является «Социально – коммуникативное развитие». Основное направление реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» является трудовое воспитание. Трудовое воспитание в ФГОС ДО решается через основную задачу – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Виды детского труда:
труд по самообслуживанию,
ознакомление с трудом взрослых,
хозяйственно-бытовой труд
труд в природе,
ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность (начинается с раннего возраста).
В раннем и младшем дошкольном возрасте основным методом обучения являются показ и объяснение, а также положительная педагогическая оценка.
В среднем дошкольном возрасте усложнение задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой. Важно формировать у детей приемы взаимопомощи, учить обращаться с просьбой друг к другу.
В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами и пр.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
В раннем и младшем дошкольном возрасте формируют элементарные хозяйственно – бытовые навыки:
- Помогать накрыть на стол,
- Приводить в порядок игрушки и пр.
В среднем дошкольном возрасте содержание хозяйственно – бытового труда расширяется: дети полностью сервируют стол, приводят в порядок игрушки и пр.
Взрослый систематически формирует у ребенка привычку к трудовому усилию, развивает самостоятельность и инициативу в выполнении порученных дел.
В старшем дошкольном возрасте хозяйственно – бытовой труд становится систематическим и переходит в обязанность дежурных.
Особенность хозяйственно – бытового труда состоит в умении детей самостоятельно организовывать его : подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. Именно этому следует учить детей.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо организовывать наблюдения за растениями. Дети помогают взрослому в уходе за ними. В старшем дошкольном возрасте обязанности детей шире.
Труд – это и знакомство с различными профессиями, среди которых в последнее время появилось очень много новых, о которых в образовательных программах пока не упоминается: «Мой папа – системный администратор», «Моя мама – риелтор». Для многих детей слова «работа», «труд» ассоциируется с сидением за компьютером. Поэтому так важно, с одной стороны, рассказывать о самых разных традиционных профессиях, а с другой – объяснять значение новых, приглашать в детский сад людей разных профессий.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:
поручения, дежурство, коллективный труд.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
В группах раннего возраста и в младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается).
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Трудовые умения и навыки в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно - бытовом, ручном труде, труде в природе и ознакомление с трудом взрослых - формируются у детей на основе прямого обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и поэтому на каждой ступени дошкольного детства имеет свою специфику. При этом соблюдается главный принцип формирования любого трудового умения - от начального ознакомления с ним до образования прочного, устойчивого навыка. Содержание и количество трудовых действий, процессов и видов труда от группы к группе возрастает.
Анализ трудовых умений и навыков детей разных возрастных групп, широкое обследование состояния трудового воспитания в семьях детей, отношения к этому родителей, выясненное в ходе многочисленных бесед, показали, что, в нашем ДОУ необходимо резко усилить внимание к вопросам по трудовому воспитанию детей.
Исходя из этого, мы наметили разнообразные формы работы с детьми, отразили их в годовом плане. Для выполнения поставленной задачи мы, прежде всего, создали в ДОУ необходимые условия для труда детей. Каждая группа детского сада имеет уголок для трудовой деятельности детей, который обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей, он размещен в уголке природы. Так, для хозяйственно – бытового труда педагоги совместно с родителями приобрели фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; для ручного труда дети используют бросовый материал: бумагу разных видов (цветную, гофрированную, газетную, салфетки, картон, открытки, вату, поролон, текстильные материалы (ткань, веревки, тесьмы, ленты, шнурки, проволоку в цветной оболочке, клей. ножницы, кисть и другое оборудование. В уголках для труда детей имеются в наличие различные материалы: семена для посевов и посадок, бруски дерева, природный материал и т. д. Все оборудование в достаточном количестве, хорошего качества и соответствует возрасту детей, имеет привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.
Так же силами родителей и воспитателей были оформлены «огороды на подоконниках», отремонтирован детский инвентарь для работы на участке. Все имеющее оборудование расположено с учетом санитарно – гигиенических требований, в удобном для детей месте.
Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы использовали разнообразные формы и методы. Остановимся на тех, которые оказались наиболее действенными. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели знакомятся с тем, какие трудовые навыки у ребенка выработаны. Приглашаем родителей для консультаций, личного знакомства с ними, показа условий работы учреждения, проводим анкетирование родителей.
На протяжении учебного года воспитатели постоянно оказывают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливают краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой). Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей. Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей: периодически организуем субботники по благоустройству участков детского сада, изготовление и ремонт кормушек для птиц, шитье кукольной одежды. Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей : проявили большой интерес и фантазию при изготовлении атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Магазин». Совместно с педагогами родителями были изготовлены: макет кассы, банковские карточки, спецодежда для продавца и многое другое. Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.
Совместный труд детей и родителей практикуем и при подготовке праздников, совместных выставок. Так, осенью состоялась творческая выставка поделок из бросового, и природного материала, из овощей и фруктов «Художница осень». Чтобы ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, мы практикуем дни открытых дверей для них. К этим дням коллектив детского сада тщательно готовиться, продумывается содержание деятельности детей в течение всего дня.
В нашем детском саду выпускается газета «Трудовой вестник». Газета помогает нам установить тесный контакт с родителями и их детьми, и обобщить опыт работы педагогов ДОУ. Мы передаем об основных новостях ДОУ, о различных конкурсах по ДОУ, об их участниках и победителях и т. д. Всем педагогам и родителям предоставлена возможность печататься в этой газете, делиться своим опытом или новостями. В газете можно прочитать интервью с детьми во время прогулок, или о том как они трудятся на прогулке, дома или садово-огородном участке.
Немаловажную роль в вопросах трудового воспитания имеет организация различных конкурсов среди детей и их родителей. Так, например, в конкурсе «Мода для кукол своими руками», активное участие приняли и наши дошкольники. Если старшие дошкольники могли совместно с родителями участвовать в изготовлении нарядов для кукол, в подготовке итогов конкурса, то дети средней группы помогали готовиться к презентации конкурса «Показу мод». Помогая, тем самым, приводить в порядок наряды кукол в группе в процессе хозяйственно-бытового труда стирке белья для кукол, совершенствовали навыки самообслуживания и малыши группы раннего возраста, обучаясь одевать и раздевать куклы.
Дополнительно для родителей на сайте детского сада мы публикуем советы и консультации по приобщению детей к труду.
Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно ( наша любимая поговорка: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»).
На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Нам приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.
В нашем детском саду повышение эффективности организации образовательного процесса заключаются не в максимальном ускорении развития ребенка, не в ускорении сроков и темпов перевода его на школьный этап развития, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. И этому процессу способствует инновационная деятельность педагогического коллектива, а именно проектная деятельность, включающая в себя том числе и организацию трудового воспитания.
Работа по проектам позволяет удовлетворить потребности педагогического коллектива в инновациях, которые возникают при решении каких либо проблем, развивать интерес родителей к совместной деятельности с ребенком в познании окружающего мира. Дает возможность детям общаться с широким кругом людей (социальными партнерами по проекту).
Такие показатели трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Проектирование образовательного процесса позволило нам охватить все виды трудовой деятельности детей.
Таким образом, проектная деятельность позволяет всем звеньям образовательного процесса работать в единой команде, что способствует созданию в ДОУ творческой атмосферы, воспитанники детского сада приобщаются к исследовательской деятельности.
В нашем детском саду мы стараемся учитывать все трудности и необходимые условия для эффективной организации трудового воспитания и образовательного процесса в целом.
Организация труда - дело хлопотное для педагога. А поиск и применение более эффективных форм, создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды, требует от педагогов инициативности и профессионализма. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.