МААМ-картинки

Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области «Социально — коммуникативное развитие». (19 фото)

Ирина Панкратова
Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».
▼ Скачать + Заказать документы

Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области

В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В. А. Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» - и К. Д. Ушинского: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться».

Труд - нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Публикация «Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области „Социально — коммуникативное развитие“,» размещена в разделах

Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Своевременное трудовое воспитание - эффективное средство подготовки ребенка к системе в школе.

Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в связи с этим определяются новые цели, задачи, принципы и направления в работе. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из образовательных областей является «Социально – коммуникативное развитие». Основное направление реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» является трудовое воспитание. Трудовое воспитание в ФГОС ДО решается через основную задачу – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Фото «Социально — коммуникативное развитие»

Виды детского труда:

труд по самообслуживанию,

ознакомление с трудом взрослых,

хозяйственно-бытовой труд

труд в природе,

ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность (начинается с раннего возраста).

В раннем и младшем дошкольном возрасте основным методом обучения являются показ и объяснение, а также положительная педагогическая оценка.

В среднем дошкольном возрасте усложнение задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой. Важно формировать у детей приемы взаимопомощи, учить обращаться с просьбой друг к другу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами и пр.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

В раннем и младшем дошкольном возрасте формируют элементарные хозяйственно – бытовые навыки:

- Помогать накрыть на стол,

- Приводить в порядок игрушки и пр.

В среднем дошкольном возрасте содержание хозяйственно – бытового труда расширяется: дети полностью сервируют стол, приводят в порядок игрушки и пр.

Взрослый систематически формирует у ребенка привычку к трудовому усилию, развивает самостоятельность и инициативу в выполнении порученных дел.

В старшем дошкольном возрасте хозяйственно – бытовой труд становится систематическим и переходит в обязанность дежурных.

Особенность хозяйственно – бытового труда состоит в умении детей самостоятельно организовывать его : подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. Именно этому следует учить детей.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо организовывать наблюдения за растениями. Дети помогают взрослому в уходе за ними. В старшем дошкольном возрасте обязанности детей шире.

Труд – это и знакомство с различными профессиями, среди которых в последнее время появилось очень много новых, о которых в образовательных программах пока не упоминается: «Мой папа – системный администратор», «Моя мама – риелтор». Для многих детей слова «работа», «труд» ассоциируется с сидением за компьютером. Поэтому так важно, с одной стороны, рассказывать о самых разных традиционных профессиях, а с другой – объяснять значение новых, приглашать в детский сад людей разных профессий.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области . - фото

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

поручения, дежурство, коллективный труд.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В группах раннего возраста и в младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается).

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Фото №1 Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Фото №2 Сухомлинского Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать и К

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Фото №3 Ушинского Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду оно должно еще дать ему и привычку трудиться

Трудовые умения и навыки в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно - бытовом, ручном труде, труде в природе и ознакомление с трудом взрослых - формируются у детей на основе прямого обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и поэтому на каждой ступени дошкольного детства имеет свою специфику. При этом соблюдается главный принцип формирования любого трудового умения - от начального ознакомления с ним до образования прочного, устойчивого навыка. Содержание и количество трудовых действий, процессов и видов труда от группы к группе возрастает.

Анализ трудовых умений и навыков детей разных возрастных групп, широкое обследование состояния трудового воспитания в семьях детей, отношения к этому родителей, выясненное в ходе многочисленных бесед, показали, что, в нашем ДОУ необходимо резко усилить внимание к вопросам по трудовому воспитанию детей.

Фото №4 Труд нравственный высший принцип

Исходя из этого, мы наметили разнообразные формы работы с детьми, отразили их в годовом плане. Для выполнения поставленной задачи мы, прежде всего, создали в ДОУ необходимые условия для труда детей. Каждая группа детского сада имеет уголок для трудовой деятельности детей, который обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей, он размещен в уголке природы. Так, для хозяйственно – бытового труда педагоги совместно с родителями приобрели фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; для ручного труда дети используют бросовый материал: бумагу разных видов (цветную, гофрированную, газетную, салфетки, картон, открытки, вату, поролон, текстильные материалы (ткань, веревки, тесьмы, ленты, шнурки, проволоку в цветной оболочке, клей. ножницы, кисть и другое оборудование. В уголках для труда детей имеются в наличие различные материалы: семена для посевов и посадок, бруски дерева, природный материал и т. д. Все оборудование в достаточном количестве, хорошего качества и соответствует возрасту детей, имеет привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

Так же силами родителей и воспитателей были оформлены «огороды на подоконниках», отремонтирован детский инвентарь для работы на участке. Все имеющее оборудование расположено с учетом санитарно – гигиенических требований, в удобном для детей месте.

Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы использовали разнообразные формы и методы. Остановимся на тех, которые оказались наиболее действенными. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели знакомятся с тем, какие трудовые навыки у ребенка выработаны. Приглашаем родителей для консультаций, личного знакомства с ними, показа условий работы учреждения, проводим анкетирование родителей.

Фото №5 И естественно уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду

На протяжении учебного года воспитатели постоянно оказывают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливают краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой). Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей. Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей: периодически организуем субботники по благоустройству участков детского сада, изготовление и ремонт кормушек для птиц, шитье кукольной одежды. Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей : проявили большой интерес и фантазию при изготовлении атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Магазин». Совместно с педагогами родителями были изготовлены: макет кассы, банковские карточки, спецодежда для продавца и многое другое. Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.

Фото №6 Публикация Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области Социально коммуникативное развитие размещена в разделах Проекты Социализация

Совместный труд детей и родителей практикуем и при подготовке праздников, совместных выставок. Так, осенью состоялась творческая выставка поделок из бросового, и природного материала, из овощей и фруктов «Художница осень». Чтобы ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, мы практикуем дни открытых дверей для них. К этим дням коллектив детского сада тщательно готовиться, продумывается содержание деятельности детей в течение всего дня.

В нашем детском саду выпускается газета «Трудовой вестник». Газета помогает нам установить тесный контакт с родителями и их детьми, и обобщить опыт работы педагогов ДОУ. Мы передаем об основных новостях ДОУ, о различных конкурсах по ДОУ, об их участниках и победителях и т. д. Всем педагогам и родителям предоставлена возможность печататься в этой газете, делиться своим опытом или новостями. В газете можно прочитать интервью с детьми во время прогулок, или о том как они трудятся на прогулке, дома или садово-огородном участке.

Фото №7 Своевременное трудовое воспитание эффективное средство подготовки ребенка к системе в школе Фото №8 Труд должен доставлять удовлетворение и радость Фото №9 А это возможно при условии что он посилен ребенку осмыслен им как приносящий пользу другим людям

Немаловажную роль в вопросах трудового воспитания имеет организация различных конкурсов среди детей и их родителей. Так, например, в конкурсе «Мода для кукол своими руками», активное участие приняли и наши дошкольники. Если старшие дошкольники могли совместно с родителями участвовать в изготовлении нарядов для кукол, в подготовке итогов конкурса, то дети средней группы помогали готовиться к презентации конкурса «Показу мод». Помогая, тем самым, приводить в порядок наряды кукол в группе в процессе хозяйственно-бытового труда стирке белья для кукол, совершенствовали навыки самообслуживания и малыши группы раннего возраста, обучаясь одевать и раздевать куклы.

Трудовое воспитание важное средство всестороннего развития личности дошкольника Разумно организованный труд укрепляет физические силы здоровье ребенка Движения становятся увереннее и точнее Действуя малыш все лучше ориентируется в пространстве

Дополнительно для родителей на сайте детского сада мы публикуем советы и консультации по приобщению детей к труду.

Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно ( наша любимая поговорка: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»).

На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Нам приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.

В нашем детском саду повышение эффективности организации образовательного процесса заключаются не в максимальном ускорении развития ребенка, не в ускорении сроков и темпов перевода его на школьный этап развития, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. И этому процессу способствует инновационная деятельность педагогического коллектива, а именно проектная деятельность, включающая в себя том числе и организацию трудового воспитания.

Фото №10 Вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования в связи с этим определяются новые цели задачи принципы и направления в работе

Работа по проектам позволяет удовлетворить потребности педагогического коллектива в инновациях, которые возникают при решении каких либо проблем, развивать интерес родителей к совместной деятельности с ребенком в познании окружающего мира. Дает возможность детям общаться с широким кругом людей (социальными партнерами по проекту).

Такие показатели трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Проектирование образовательного процесса позволило нам охватить все виды трудовой деятельности детей.

Таким образом, проектная деятельность позволяет всем звеньям образовательного процесса работать в единой команде, что способствует созданию в ДОУ творческой атмосферы, воспитанники детского сада приобщаются к исследовательской деятельности.

В нашем детском саду мы стараемся учитывать все трудности и необходимые условия для эффективной организации трудового воспитания и образовательного процесса в целом.

Фото №11 В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из образовательных областей является Социально коммуникативное развитие

Организация труда - дело хлопотное для педагога. А поиск и применение более эффективных форм, создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды, требует от педагогов инициативности и профессионализма. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Фото №12 Основное направление реализации образовательной области Социально коммуникативное развитие является трудовое воспитание
Публикации по теме:

«Лучики дружбы». Итоговое занятие по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Цель: - Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного.

Конспект диагностики по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Конспект диагностики по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе. Выполнила: воспитатель.

Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе «Светофор»Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе «Светофор» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в общеразвивающей.

«Знакомство с Владимиром Храбрым». Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство.

Конспект НОД в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в младшей группе «Мы дружные ребята» Цель: сплочение детского коллектива, формирование дружеских взаимоотношений в группе. Задачи: Образовательные • формировать у детей навык.

Мероприятие в старшей группе «Очень важные слова» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Программное содержание: Закрепить умение употреблять различные формы словесной вежливости. Материал для оборудования: Иллюстрации к стихам.

Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе по теме «Осень» Рзвитие речи. Средняя группа. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное».

Перспективный план по образовательной области социально-коммуникативное развитие в первой младшей группе (ППД) Перспективный план по образовательной области социально- коммуникативное развитие в 1 младшей группе. (ППД). Сентябрь. Тема: «Знакомство.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом образовательной программы В нашем МДОУ на сегодняшний день 138 воспитанников. Содержание обязательной части Программы соответствует Примерной образовательной программе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 15:15
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация проектной деятельности в процессе реализации образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Панкратова (УИ 933629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД