Верижникова Татьяна Владимировна
«Знакомство с Владимиром Храбрым». Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Знакомство с Владимиром Храбрым»
Цель:
Познакомить с исторической личностью Серпуховского князя Владимира Храброго. Уточнять и углублять знания детей об истории родного города,
Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной литературы.
Программные задачи:
- активизировать речевое общение, отвечать на вопросы воспитателя сложными предложениями.
Публикация «„Знакомство с Владимиром Храбрым“, Конспект НОД по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- развивать наблюдательность, любознательность.
- развивать связную, грамматически правильную речь, расширять словарный запас;
- воспитывать гуманное отношение к природе родного края, чувство прекрасного, желание любоваться окружающим миром.
Предварительная работа:
Словарная работа: храм, церковь, собор, серп, археолог, раскопки, крепость, окрестности.
Демонстрационный материал: презентация с видами Соборной горы, Троицкого собора, части крепостной стены, портрет князя Владимира Храброго; иллюстрации с картин А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» и М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»
Оборудование: ТСО:
- ТВ;
- компьютер;
- магнитофон;
Способ организации детей:
1 часть – стоя.
2 часть – сидя на стульях.
3 часть – стоя, за столами.
4 часть – стоя.
Ход НОД
I часть.
Воспитатель:
Велика и чудесна Россия!
Городов у России – не счесть.
На Оке, весь поросший садами,
Древний город прекраснейший есть.
Величавыми сводами храмов,
Яркой зеленью парков манит.
Он истории русской частицу
В себе много столетий хранит.
Сохранив первобытную прелесть,
Ведь иначе - не может и быть!
С каждым годом растет, молодеет.
И нам выпало счастье здесь жить!
(С. Ремезкова)
Воспитатель: О каком городе говорится в стихотворении, которое я прочитала? Как называется наш город? (Ответы детей: Серпухов)
Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о Серпухове, о том, каким был наш город в древности, вспомним обо всем, что мы узнали во время экскурсии на Соборную гору.
I I часть.
Рассказ воспитателя
Наш город древний, он был образован очень давно и уже тогда он носил название Серпухов. Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей:)
Существует несколько версий возникновения названия города.
Соборную гору, на которой располагался город, огибала речка Серпейка. Речка имела форму серпа, поэтому так и называлась. Считается, что имя нашему городу подарила речка Серпейка.
А еще на Серпейке жили дикие утки, и было их так много, что вся земля в округе покрывалась их серым пухом. Некоторые считают, что именно этот серый пух и дал городу название.
Воспитатель: Вы много знаете о родном городе и интересно рассказываете. Я тоже хочу рассказать вам, но не о городе, а о человеке.
Имя этого человека неразрывно связано с историей древнего Серпухова. На Руси в каждом городе был свой князь. Был князь и в Серпухове. Звали его Владимир Андреевич (демонстрируется портрет князя).
Владимир Андреевич был человеком очень умным и образованным, он знал несколько языков и очень умело правил городом.
Много врагов было тогда у Руси и многие из них мечтали захватить Москву, но всегда на их пути становился Серпухов. У Владимира Андреевича было большое, хорошо обученное войско, которым он умело руководил.
Самым страшным и сильным врагом русских земель были тогда монголо – татары.
Татарский хан Мамай собрал огромное войско и двинулся на Русь. И поднялась вся Русь на борьбу с врагом.
В древних летописях говорится: «Кони ржут в Москве, звенит слава по всей земле русской. Трубы трубят в Коломне, в бубны бьют в Серпухове, стоят стяги на берегу Дона великого».
Вместе со своим двоюродным братом, московским князем Дмитрием, повел Владимир Андреевич русские войска на битву с врагом. Трудной и страшной была битва на Куликовом поле. В смертельной схватке сошлись русские и татарские войска. (Демонстрируются иллюстрации с картин А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» и М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»).
Серпуховский полк во главе с Владимиром Андреевичем скрывался в засаде. Выждав нужный момент, неожиданным мощным ударом полк смял наступление татар. Враг бежал.
После победы на Куликовом поле серпуховского князя прозвали в народе Храбрым.
Воспитатель: Наибольший расцвет город достиг именно при правлении князя Владимира Андреевича Храброго. При нём Серпухов становился крупным центром торговли и ремесла (показ слайдов); начинает развиваться парусиновое и хлопчатобумажное производство.
Серпухов сейчас большой город, но не всегда он был таким. Много лет назад он был небольшим, его называли городище. Жители города селились на месте сегодняшней Соборной горы и ниже.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем занимались жители городища? (Ответы детей: Строили жилища, сеяли хлеб, разводили животных).
Воспитатель: Что же выращивали наши предки? (Ответы детей: Овёс, просо, свёклу, репу, капусту).
Воспитатель: Как вы думаете, они ловили рыбу? (Ответы детей: Да)
Правильно, наши реки Ока и Нара были очень чистыми, и в них водилось много рыбы. Воспитатель: Ребята скажите, а на охоту ходили жители городища? (Ответы детей: Да)
Давайте подумаем, на кого они могли охотиться? (Ответы детей: кабаны, зайцы, лисы, волки, перепелки)
Воспитатель: Люди занимались ремеслом, гончары делали посуду из глины. Как вы думаете, какую? (Ответы детей: кувшины, крынки, бокалы, миски).
В кузнице работали кузнецы, ковали серпы.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как же трудились в кузнечной мастерской:
(сценка. Инсценировка р. н. п. «Во кузнице»).
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, как хорошо вы узнаете разные ремесла:
(Игра «Угадай профессию»)
Воспитатель: Много трудились жители городища. А в выходные и праздничные дни люди надевали праздничную одежду и шли в церковь попросить, чтобы все родные были здоровы и счастливы. Дети, бегали и играли в разные игры.
Воспитатель: Перед нами Троицкий Собор. Он был построен во времена Владимира Андреевича Храброго, на самом высоком месте Соборной горы. Давайте полюбуемся этим прекрасным Собором. У Собора есть колокольня с крышей в форме шатра. Именно сюда забирался звонарь и созывал праздничными перезвонами людей на службу
(слушаем отрывок музыки)
А после службы люди веселились и радовались, отдыхали, а дети играли в интересные игры. («Карусель», «Змейка с воротцами», «Плетень»).
Много времени прошло с тех пор, но в памяти благодарных потомков навсегда осталось имя Владимира Храброго. Одна из центральных площадей нашего города носит его имя (демонстрируется слайд с фотографией площади Владимира Храброго).
I I I часть.
Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет, (Дети постукивают ногой)
Бьёт копытом у ворот.
По ветру качает гривой (Качают головой)
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на коня вскачу,
Не поеду – полечу. (Изображают езду на лошади)
Воспитатель: Сейчас мы разделимся на две команды и попробуем собрать Танграм.
(Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, сооружение, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга)
Воспитатель: Первая команда будет собирать памятник Владимиру Храброму, а вторая команда – Троицкий собор.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран! (на экране телевизора появляется фотография площади Владимира Храброго).
Что мы видим? (Ответы детей:)
Воспитатель: Это центральная площадь города. Площадь имени Владимира Храброго. Кто-нибудь из вас гулял на этой площади? (Ответы детей:)
Что вы там видели? (Ответы детей:)
Воспитатель: Правильно, ребята, Это очень красивое место. Там мы можем увидеть памятник серпуховскому князю Владимиру Храброму, фонтан, клумбы с цветами. Во время городских праздников на площади проводятся концерты и различные мероприятия.
I V часть.
Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей:)
Чему научились? (Ответы детей:)
Что особенно запомнилось, понравилось? (Ответы детей:)
Воспитатель: Я хочу завершить наше занятие чтением стихотворения поэтессы Ларисы Сироткиной, которое называется «Признание в любви Серпухову»
Хочу назвать тебя высоким словом
И низко поклониться седине.
За то, что был и добрым и суровым
За то, что бесконечно дорог мне.
Хочу прижаться трепетно и нежно
К стенам твоих молитвенных церквей
Хочу обнять Оки простор безбрежный,
Склониться над могилой сыновей.
Хочу воспеть твои дела большие,
Мой город, не обласканный судьбой.
Тебе отдать все чувства неземные,
Мой древний Серпухов и вечно молодой.