Валентина Николаевна Булутова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию. Этнический компонент «Юрта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию.
Этнический компонент
«Юрта»
старший дошкольный возраст
Булутова В. Н.
воспитатель, МБДОУ г. Иркутска,
детский сад №119
Цель: Учить детей вырезывать и располагать орнамент на макете юрты.
Познакомить с элементами и символами бурятского орнамента.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию, Этнический компонент „Юрта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
Задачи: Продолжать знакомить детей с культурой, бытом и орнаментальным искусством Прибайкальских бурят. формировать патриотические чувства к родному краю. Закреплять навыки познавательной, творческой деятельности.
Материал: Песня. Выставка изделий народных промыслов: обереги, чеканка, расписные камни, вытканное полотно из конского волоса. Иллюстрации: бурятских народных орнаментов, юрты, народных костюмов. Макет юрты, трафареты орнамента, элемента орнамента. Цветная бумага: синяя, зеленая, красная, желтая. Ножницы, клей.
Предварительная работа: Знакомство с культурой и бытом бурят. Традиционным жилищем юртой, с внутренним убранством. Рассматривание картинок с изображением орнаментов, предметов народных промыслов. Изготовление макетов юрты, трафаретов орнамента, элемента.
Ход НОД:
Воспитатель : - Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие мы начнем с прослушивания песни «Песня о родной земле» в исп. сл. Д. Жалсараева, муз. А. Андреева. ***
Таежная, озерная, степная,
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
В: - О чем поется в этой песне?
(ответы детей)
- Как вы думаете, что такое родной край?
- Правильно ребята. У каждого жителя земли есть свой родной край это то место, где он родился и вырос, где живут его родные, его народ.
- Как называется наш Край? (ответы детей)
- Верно. Иркутская область. Прибайкалье здесь издавна живут Буряты и сегодня мы с вами будем знакомиться с орнаментом Прибайкальских бурят. Они проживают в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
В группу входит девочка знакомится с детьми, зовут ее – Улаахэ (красная, красивая).
Читает стих: «Ода земле» сл. Л. Босхоловой.
***
Вблизи могучего Байкала
Лежишь привольна, широка,
Гэсэра Родина степная-
Моя бурятская земля!
Воспета в мудрых улигерах,
В них славу, вечность обрела.
В снега и зелень вся одета
Моя священная земля!
Цвети от края и до края,
Как вечно юная весна
Расти ты, старости не зная,
Моя прекрасная земля!
В: - Большое спасибо за прекрасное стихотворение! (дети благодарят аплодисментами).
Девочка Улаахэ: приглашает детей к себе в гости.
Рассматривают слайды: Герб Усть-Ордынского БАО, традиционное жилище бурят – юрту, народные костюмы (отметить красоту орнамента).
Д: - у меня для вас ребята есть задание, отгадать загадку:
***
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (дом)
Д: - правильно - дом, а на бурятском языке – гээр. Но у нас совсем необычный дом, он сделан из войлока и называется- ЮРТА
В:- В далёком прошлом буряты вели кочевой образ жизни и жили в юртах, потому что им нужно было передвигаться вместе со стадами скота с одного пастбища на другое. Юрту можно было быстро собрать и поставить в другом месте.
Девочка: - Поиграем в веселую игру?
Разминка: Игра «Юрта» (с нарастанием темпа, 2-3 раза)
***
Шире круг, шире круг получились стены вдруг (по солнцу)
А теперь чуть-чуть вперед и орнамент оживет (одежда у детей)
Крыши нет? (руки перед собой) Построим крышу (руки вверх)
Руки в стороны, вперед получился дымоход.
Шире круг, шире круг получилась юрта вдруг.
Воспитатель : - Большое спасибо Улаахэ, за увлекательную экскурсию в твой родной край и замечательную игру. Мы приглашаем тебя к нам, украсить орнаментом макет юрты.
- Сегодня мы украсим юрту орнаментом, то есть украсим красивыми элементами, например завитками и кругами.
Ребята, давайте с вами вспомним что такое «орнамент», правильно - это означает украшение. Новое слово «элемент» означает часть рисунка.
Символика элемента: круг –означает весь мир, маленькие круги – объединение и дружбу всех людей на земле. Завитки – роговидный узор - бараний рог – означает силу, мужество, изобилие. Молоточки- Меандр - трудолюбие. Узелки-улзы- счастье долголетие. Непрерывные линии – нескончаемость мира, человечества, продолжение всего. Шоу – крест в круге- четыре стороны света.
Цвета в орнаменте означают: желтый – солнце, здоровье; зеленый – природу, красный – огонь; синий - Байкал, коричневый – земля.
-Итак, для работы у нас все готово, можно приступать к работе.
Этапы изготовления
1. сложить бумагу в 3 раза
2. наложить трафарет
3. обвести
4. вырезать
5. наклеить на макет
В: - Ребята завершаем работу и выберем самую красивую юрту.
(дети оценивают работы)
В: - Молодцы! Сегодня все старались очень хорошо. А самую красивую юрту украшенную орнаментом, мы подарим нашей гостье – Улаахэ, и будем с ней дружить.
Заключение: Подошло к концу наше путешествие, хочется сказать, что, люди проживающие в Прибайкалье любили солнце, небо, Байкал, желали мира во всем мире и передавали это в своих орнаментах. Сегодня, мы с вами многое узнали о традиционном жилище бурят, орнаменте, и его значениях. Познакомились с девочкой Улаахэ, будем ходить к ней в гости, и приглашать ее к нам. Наше путешествие по Прибайкалью будет продолжаться…