русских ульяна
Конспект занятия по математике в старшей группе «Число и цифра 6»
▼ Скачать
ДОО: Детский сад №102
Группа : старшая
Воспитатель: Русских У. И.
Тема: Число и цифра 6
Вид деятельности: Познавательно исследовательская, игровая.
Учебно-методический комплект:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – 6-еизд., испр. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.- 320.
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Число и цифра 6“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
Колесникова Е. В. : Математик для детей 5-6 лет : Учеб. -метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2022 – 96с.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель : формировать представление о числе и цифре 6.
Задачи совместной познавательно – исследовательской деятельности
Развивающие задачи:
• Способствовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
• Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к занятиям по математике.
• Воспитывать умение готовить необходимые материалы к занятиям.
Обучающие задачи:
• Формировать представление о числе и цифре 6, умение писать ее.
• Формировать представление о составе числа 6 из двух меньших чисел.
• Формировать умение отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и знаков.
• Формировать представления о порядковом счете в пределах 6.
• Формировать умение отвечать на вопросы: Сколько? На котором по счету месте?
• Формировать умение решать задачу на становление закономерностей.
• Формировать навыки самоконтроля и самоанализа.
Планируемый результат: ребенок проявляет познавательную инициативу, активно обсуждает м детьми и взрослыми процесс и его результаты. Ребенок находит пути решения поставленной перед ним задачи.
Принципы дошкольного образования
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• Приобщение детей к социокультурным нормам;
• Формирование познавательных интересов и познавательный действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная активность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенногстям развития)
Принципы воспитания:
• Формирование личностного стиля взаимодействия со сверстниками и педагогом, создание положительного фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
• Принцип доступности, наглядности, активности.
Методы обучения: объяснение, игровая ситуация, упражнение, метод взаимной проверки, организация наблюдения.
Средства обучения: наглядные иллюстрации, карточки с цифрами, объемная цифра 6, мольберт, аудио запись.
Раздаточный материал : рабочая тетрадь, карточки с цифрами и знаками, кружки красного и желтого цвета, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Орг. момент ( Цель: привлечь внимание детей)
- Воспитатель звонит в колокольчик, чтобы привлечь внимание детей, подзывает в круг. (Дети подходят к воспитателю, встают в круг.)
2. Мотивационно-целевой этап ( Цель: создать интерес к занятию, сообщить цель занятия)
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями, которые к нам пришли.
- (включаю запись «хохота, смеха»)
-Ой, кто это смеётся? Давайте поищем вместе, от куда идет смех.
- Смотрите, смех идет из этой коробки.
- Посмотрим кто это смеется. (воспитатель открывает коробку, достает от туда игрушку в виде цифры 6.)
- Посмотрите что это?
- «Здравствуйте ребята, я цифра 6. Пришла к вам в гости, познакомится с вами и поиграть»
- Ребята, вы хотите узнать, какие игры для вас приготовила цифра 6?
- Играя с цифрой 6, мы познакомимся с числом и цифрой 6, поучимся записывать решение задачи с помощью цифр и знаков.
-«Для вас я приготовила интересные игры, давайте скорее играть»
(Дети вместе с воспитателем ищут место, откуда идет смех. Дети находят коробку, из которой идет смех. Дети смотрят что спрятано в коробке.
Здороваются с игрушкой. Отвечают на вопрос.)
3. Основная часть.
3.1 учимся писать цифру 6 ( цель: формировать представления о цифре шесть, умение узнавать ее среди других цифр.)
- Цифра 6 пришла с нами познакомится, предлагаю вам рассмотреть ее и попробовать нарисовать.
(проходите за столы, пододвиньте тетради, найдите большую цифру 6)
--Посмотрите как я обведу цифру 6.
- Поставьте пальчик на хвостик цифре 6.
Рисуем сверху мы крючок
И плавно вниз рисуем круг.
Так получилось цифра 6.
Ты молодец мой юный друг.
- Возьмите простой карандаш, обведите цифру 6 в по точкам.
-Молодцы. Цифра 6 любит играть в прядки. Она спряталась среди других цифр.
-Найдите все цифры 6 и обведите простым карандашом.
- Сколько нашли цифр 6?
-Давайте вместе посчитаем.
(Проходят за столы, подвигают тетрадь. Смотря на образец. Обводят сами.
Простым карандашом обводят цифру по точкам. Дети считают цифры, отвечают на вопрос.)
3.2Игра «Отгадай загадку» ( цель: формировать представление о цифре 6)
-«Я предлагаю вам отгадать мою загадку»
- Ребята, будим слушать внимательно загадку и думать о чем она.
Ежик шел по лесу, шел,
На обед грибы нашел.
Пять грибов под березой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
- О ком загадка?
-Что ежик нашел?
- Сколько грибов ежик нашел под березой? Сколько под осиной?
-Сколько грибов всего нашел ежик?
(Если дети отвечают на вопрос)
-Как догадались что 6 грибов.
(воспитатель показывает картинку по тексту загадки)
-Сколько грибов нашел ежик под березой?
-Выложите на верхней полоске столько синих кружков, сколько грибов было под березой. (педагог выкладывает на наборном полотне кружки вместе с детьми, спрашивает детей сколько они выкладывают)
-Найдите карточку с цифрой 5. Покажите ее. Выложите ее на нижней полоске.
- Сколько грибов было под осиной?
-Добавьте к красным кружкам столько желтых кружков, сколько грибов было под осиной.
(педагог вместе с детьми выкладывает красные кружки на наборном полотне, опрашивает детей)
- Сколько кружков добавили?
-Найдите карточку с цифрой 1. Покажите ее.
-Выложите рядом с цифрой 5.
- Сколько кружков стало?
- Покажите карточку с цифрой 6. Выложите ее рядом цифрой 1.
- Значит сколько грибов было?
-Было 6 грибов. Как мы узнали сколько грибов всего?
- Мы сложили грибы.
- Какие знаки нам надо использовать?
-Знак +. найдите карточку со знаком +.поставьте ее между цифрами 5 и 1. Знак + обозначает что мы сложили предметы.
-Какой знак нам нужен ее? Нам понадобится знак =. Найдите карточку со знаком =. Поставьте ее между цифрами 1 и 6.
- Посмотрите, у нас получилось запись решения загадки. Ее можно прочитать Пять плюс шесть ровняется шести.
- Давайте вместе прочитаем запись.
-Возьмите простой карандаш и запишите в кружочки решение загадки.
(Уберите кружочки и карточки с цифрами в корзиночки)
(Слушают загадку. Загадка о ежике. Ежик нашел грибы. Под березой 5 грибов, под осиной 1. Всего 6 грибов. Посчитали. Под березой было 5 грибов. Дети выкладывают красные кружочки. Дети показывают карточку с цифрой 5, выкладывают на нижнюю полоску. Дети выкладывают желтые кружочки. Дети показывают карточку с цифрой 1, выкладывают на нижнюю полоску. Показывают карточку с цифрой 6, выкладывают ее. Отвечают на вопросы. Показывают карточку со знаком, выкладывают. Дети вместе с педагогом читают запись. Записывают решение задачи в тетради. Дети убирают раздаточный материал.)
3.3Физ. минутка Сосчитай и делай ( цель: снять физическое напряжение)
А сейчас давайте отдохнем вместе с цифрой 6.
Один- подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихо сесть.
3.4 Игра «Исправь ошибку художника» ( цель: формировать представление о составе числа 6 из двух меньших)
- «Ребята я просила художника нарисовать картины на которых изображено по 6 предметов, но он что то напутал. Помогите исправить его ошибки»
-Поможем цифре 6?
1 картина.
- Что изображено на картине?
-Сколько яблок (мячей, шариков, морковок) изображено на картине?
- Выложите столько красных кружков сколько изображено яблок (мячей, шариков, морковок)
(посчитай Алеша) изображено 4 яблока. (3 мяча, 2 шарика, 5 морковок)
- Покажите карточку с цифрой 4 (3, 2,5)
- Выложите на нижней полоске.
- Какой знак мы поставим, если складываем предметы?
- Сколько яблок надо добавить, чтобы их стало 6?
- Добавьте столько желтых кружочков, чтобы их стало 6.
- Покажите карточку с цифрой.
Ваня выйди к мольберту и добавь столько яблок, чтобы их стало 6.
- Сколько всего яблок (мячей, шариков, морковок) получилось. (6)
- Какой знак нам надо поставить если мы уже нашли ответ. Равно.
- нарисуйте столько яблок сколько необходимо добавить, чтобы их стало 6.
- Запишите в пустую клеточку цифру 2 (3,4.1)
- Давайте прочитаем запись решения.
- Четыре плюс два равно шесть.
- Молодцы ребята, мы с вами вместе исправили ошибки художника.
На картине изображены яблоки, мячи, шарики, морковки.
(Выкладывают круги. Показывают карточку. Выкладывают. Дорисовывают.
Вписывают в пустую клеточку цифру.
Вместе с воспитателям читают запись, индивидуальные ответы детей.)
3.5игра «Раскрась правильно» ( цель: формировать умение правильно отвечать на вопрос На котором по счету месте)
- «Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать художниками. Я приготовила для вас карандаши, а что с ними не так не знаю, помогите разобраться»
- Посмотрите, что не так с карандашами?
(они не цветные и разной длинны)
- Сколько карандашей изображено. (индивидуальные ответы детей)
Как они нарисованы. (от самого длинного к самому короткому)
-На котором по счету месте стоит саамы длинный карандаш?
- На котором по счету месте стоит самый короткий карандаш?
-А сейчас мы раскрасим карандаши.
-раскрасьте первый карандаш красным цветом. Второй- синим, третий – зеленым, четвертый - желтым, пятый – оранжевым.
- На котором по счету месте стоит красный (синий, зеленый, оранжевый, желтый) карандаш?
-Какого цвета карандаш на 3 (,2,4,5) месте?
(Рассматривают иллюстрацию в тетради. Самый длинный карандаш на первом месте. Самый короткий карандаш на последнем месте. Красный карандаш на первом месте. На третьем месте зеленый карандаш.)
3.6Самооценка. Рефлексия.
- Молодцы, ребята цифре 6 понравилось с вами играть. А теперь посмотрим, кто был внимателен и выполнил все задания правильно. Посмотрите на мольберте я приготовила для вас образец правильно выполненных задании, у кого так же нарисуйте в низу страницы зеленый кружок.
-«Ребята, вы такие молодцы, были внимательными, и хорошо работали. Я решила у вас остаться».
4. Итог занятия.
- Сегодня мы с вами познакомились с цифрой 6, пучились писать ее, читать запись решения. Что для вас показалось самым легким? Что показалось для вас самым тяжёлым?