Эльвира Чуксина
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Ломаная линия. Многоугольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Математическое развитие»
Воспитатель: Чуксина Эльвира Геннадьевна
Дата проведения: 06.11.2019
Тема: «Ломаная линия. Многоугольник»
Цель:
• Формировать представление о ломаной линии и многоугольнике.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Точка и линии
- Темочки
• Уточнить представление о замкнутых и незамкнутых линиях, тренировать умение выделять и называть кривую, ломаную, отрезок, рисовать линии.
• Закреплять представления о геометрических фигурах, их признаках.
• Формировать первичный опыт самостоятельного формулирования алгоритма действий, опыт самопроверки по образцу, нахождения и исправления ошибок.
Материалы к занятию :
Демонстрационный
Образец выполнения задания 5.4
Раздаточный
Листы бумаги (1/4 формата А4)
Карандаши простые по количеству детей
Цветные карандаши синего и красного цвета
Длинные тонкие палочки по количеству детей
Счетные полочки
Круги синего, зеленого и красного цвета
Карточки с написанными на них печатанными буквами и цифрами
Ход занятия.
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи. Мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
— Ребята, любители вы рисовать? (Ответы детей). А хорошо ли вы это делаете? У меня письмо от Незнайки, в котором он просит у вас помощи. Хотите помочь Незнайке? Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Рисунок»
Дидактические задачи:
Тренировать умение рисовать линии;
Закрепить пространственные представления (слева направо);
Формировать первичный опыт формулирования алгоритма действий.
Дети садятся за столы, на котором лежат простые карандаши и 3 листа бумаги (1/4 формата А4)
— Ребята, Незнайку, как вы уже знаете учил рисовать художник Тюбик, но из этого ничего не вышло. Поэтому он просит помощи у вас. Недавно Незнайка и Гунька побывали в морском путешествии и теперь Незнайка хочет нарисовать картину об этом, но некоторые детали он не знает, как нарисовать.
Он просит вас нарисовать одной линией натянутую веревку для просушки шляпы Незнайки. (Дети рисуют прямую линию на одном листе). Еще Незнайка просит нарисовать одной линией волну. (Дети рисуют волнистую линию на втором листе).
— Ребята, если веревка — это прямая линия, то волна — это какая линия? (Кривая) — И еще Незнайки надо нарисовать одной линией молнию. (Дети рисуют на третьем листе бумаги)
После того как дети выполнили задание «звонит телефон». Воспитатель говорит, что позвонил Гунька и спрашивает, чем дети занимаются. (Дети отвечают) Гунько говорит, что тоже хочет нарисовать такие же рисунки, но он тоже этого делать не умеет.
— Ребята, объясним Гуньке как рисуется веревка, волна и молния. Вы говорите, как это делается, а я буду рисовать на доске.
Воспитатель, следуя словесным указаниям детей, рисует на доске веревку. Если дети не скажут, что веревку надо рисовать слева направо, то воспитатель рисует вертикальную линию. Дети должны будут уточнить свои указания, что рисовать нужно слева направо.
Рассказывая о том, как нужно рисовать волну, дети должны сказать, что нужно нарисовать кривую линию слева направо.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о ломаной линии;
Формировать под руководством воспитателя фиксацию затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
— Ребята, как можно назвать линию, с помощью которой вы изобразили молнию?
Воспитатель выслушивает все ответы и обращает внимание детей на то, что ответы все были разными.
— Смогли вы объяснить Гуньке как рисовать молнию? Почему вы не смогли этого сделать. (Потому что не знаем, как называется линия, с помощью которой нарисована молния)
— Что нам сейчас нужно узнать? (Как называется линия, с помощью которой можно изобразить молнию)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
Формировать представление о ломаной линии;
Закрепить способ действий «если чего-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу.
— Как это можно сделать? (Ответы детей)
— Как бы вы хотели получить новое знание?
Воспитатель подводит детей к тому, что интереснее придумать самим. Предлагает подойти детям к столу, на котором находится тонкие длинные полочки, и с их помощью изобразить молнию. Детям представляется самостоятельность. Как правило дети ломают палочку чтобы, выложить изображение молнию.
— Что вы сделали для того, чтобы изобразить молнию? (Сломали палку)
— Когда вы сломали палку что у вас получилось? (Отрезки)
— Как можно назвать линию, выложенную из отрезков, которые получились, когда вы ломали палку, т. е. прямую линию? (Ломаная)
— Теперь вы сможете объяснить Гуньке, как надо рисовать молнию? (Надо рисовать ломаную линию сверху вниз)
Воспитатель рисует на доске молнию.
— Сколько отрезков составляют нашу ломаную линию? (Ответы детей)
— Замкнутой или незамкнутой является наша линия? (Незамкнутой)
5 Включение нового знания в систему знаний.
5.1 Игра «Буквы и цифры»
Дидактические задачи:
Тренировать умение выделять и называть линии (отрезок и ломаную) в печатных буквах и цифрах;
Формировать опыт применения новых знаний в измененных ситуациях.
— Ребята, Гунька и Незнайка все поняли, и у Незнайки получится красивая картина о морском путешествии. Но т. к. и Гунька, и Незнайка скоро тоже пойдут в школу, то они хотят узнать, с помощью каких линий пишутся буквы и цифры.
Воспитатель пишет на доске букву Б и вместе с детьми разбирает, какие линии использованы для ее написания.
Далее дети подходят к столу, на котором лежат карточки с написанными на них печатными заглавными буквами и цифрами (надписью вниз). Каждый ребенок берет по одной карточке и определяет, какие линии использовались для написания его буквы или цифры.
На ковре три круга разного цвета (синий, красный, зеленый). Воспитатель предлагает детям, у которых на карточке знак изображенный только кривой линией, встать к синему кругу.
Детям, у которых на карточке знак, в написании которого использованы и кривые линии, и отрезки, — в красный круг.
Детям, у которых на карточке знаки, в написании которых использованы только отрезки – в зеленый круг.
После выполнения задания воспитатель прикрепляет группы карточек на доску и просит одного ребенка показать и назвать линии, с помощью которых написаны знаки в первой группе, другого ребенка – во второй группе и третьего – в третьей.
5.2 Игра с счетными палочками.
Дидактические задачи:
Уточнить представление о замкнутых и незамкнутых линия;
Закрепить представление о геометрических фигурах, их признаках; уточнить представление о многоугольнике.
Дети садятся за столы. У каждого — счетные палочки.
— Какие самые первые друзья всех детей? (Ответы детей)
— Об этом я загадаю вам загадку:
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой … (игрушки)
— Выложите с помощью палочек первую букву в слове «игрушки».
После выполнения задания всеми детьми воспитатель пишет печатную букву «И» на доске.
— С помощью какой линии изображена эта буква? (С помощью ломаной линии)
— Сколько отрезков составляют ломаную линию, с помощью которой изображена буква «И»? (Три отрезка)
— Замкнутой или незамкнутой линией изображена эта буква? (Незамкнутой)
— Почему вы думаете, что эта линия незамкнутая? (Потому что начало и конец не встречаются)
— Превратите эту линию в замкнутую.
— Что у вас получилось? (Треугольник)
— Почему эту фигуру называют треугольником? (Ответы детей)
— Как можно назвать фигуру, у которой 4 угла? (Четырехугольник)
— Какие четырехугольники вы знаете? (Квадрат, прямоугольник)
— Сколько палочек вам надо добавить, чтобы выложить квадрат?
Дети берут еще по одной палочке и выкладывают квадрат.
— Как вы думаете, сколько будет углов у фигуры, выложенной пятью палочками?
Дети высказывают предположения, после чего проверяют их, добавляя еще одну палочку.
— Как будет называться фигура, у которой 6 (7, 8, много) углов?
— Какой мы с вами делаем вывод: многоугольник изображается замкнутой ломаной линией. У фигуры столько углов, сколько отрезков составляют ломаную линию, с помощью которой эта фигура изображается.
5.3 Игра «Море волнуется…»
Дидактические задачи:
Организовать двигательную активность детей;
Закрепить представление о многоугольнике.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Море волнуется раз…». Напомнить правила этой игры «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три группу сколько у треугольника (квадрата, пятиугольника и т. д.) собери». Дети собирают группу из трех человек.
— Теперь, каждая группа возьмет по веревочке (связанную концами) и сделает треугольник (квадрат, пятиугольник и т. д.)
5.4 Работа с раздаточным материалом.
Дидактические задачи:
Тренировать умение выделять опыт самопроверки по образцу, нахождения и исправления своих ошибок.
Дети садятся за столы, на которых находится листки с заданием, карандаш синего и красного цвета.
— Ребята, возьмите листки и послушайте задание: «Заштрихуйте синим цветом фигуры, образованные ломаной линией. Красным цветом заштрихуй фигуры, образованной кривой линией»
После того, как дети выполняют задание, воспитатель помещает на доску образец и дети осуществляют проверку по образцу:
— Кто выполнил задание правильно?
— Кто допустил ошибку?
— Как ты думаешь, почему ты ошибся?
6. Итог.
Дидактические задачи:
Формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксация достижения результата и условий, которые позволили его достичь.
— Что вы сегодня делали?
— Кому смогли помочь?
— Какие знания вам дали возможность рассказать Гуньке, как рисовать молнию, с помощью каких линий изображаются цифры и буквы?