Валентина Клинкова
Конспект занятия по математике «На сколько длиннее или выше» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по математике «НА сколько длиннее (выше)»
ЦЕЛЬ:
1) уточнить представления о сравнении по длине (высоте) и сформиро-вать умение определять на предметной основе, на сколько одна полоска длиннее (выше) или короче (ниже, чем другая;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
Публикация «Конспект занятия по математике „На сколько длиннее или выше“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
3) закрепить представления детей о числовом ряде, форме геометриче-ских фигур, символах, сложении и вычитании групп предметов и чисел, тре-нировать счетные умения;
4) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции — ана-лиз, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую де-ятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, а у вас большая семья?
- А у кого есть младшие братишки и сестренки?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что у нее есть сосед Петя и у этого мальчика есть младшая сестра Катя. И вот Катя очень любит задавать вопросы.
Воспитатель говорит, что сегодня утром к ней зашел Петя и сказал, что сестренка вчера построила два домика из кубиков и спросила его, какой выше из домиков и на сколько. А Петя не ответил и очень расстроился, что не смог помочь сестренке.
— Хотите помочь Пете?
— Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления детей о сравнении по длине и высоте
2) тренировать мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение развивать внимание, память, речь, воображение, коммуникативные качества
Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лежат (не рядом) 2 стакана.
Воспитатель рассказывает, что утром мама Пети захотела попить чай и попросила принести два одинаковых стакана, а мальчик сомневается, одинаковые ли стаканы он выбрал.
Сначала дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:
— Ставим стаканы рядом, на ровную поверхность, и смотрим на верхний край предметов. Если он находится на одном уровне, то. (предметы имеют одинаковую высоту).
Дети сравнивают стаканы по высоте и делают вывод: стаканы одина-ковой высоты.
Воспитатель говорит детям, что они только что научили Петю сравнивать предметы по высоте.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что бабушка по-просила Петю сходить в магазин и купить две ленты.
Петя просит детей помочь в покупке лент.
— Хотите оказать помощь?
— Сможете это сделать?
Дети подходят к столу, на котором для каждого выложены вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Фигуры лежат вперемешку. Что нужно сделать для того, чтобы не забыть, какие ленты надо купить? (Нужно записать.)
Воспитатель показывает детям карточку, на которой символами записа-но: не маленький не желтый не квадрат — и говорит, что первая лента должна быть такой. Дети выбирают большой зеленый прямоугольник.
Затем воспитатель показывает карточку, на которой символами записа-но, какой должна быть вторая лента— большой, не зеленый, не круг. Дети выбирают большой желтый прямоугольник.
Остальные фигуры сдвигаются в сторону — эти скатертиленты остались в магазине.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования умения опреде-лять, на сколько одна полоска длиннее или короче, чем другая;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруд-нения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, разви-вать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Когда Петя пришел домой, бабушка попросила его дать ей ленту, которая длиннее.
Дети сравнивают ленты по длине и делают вывод, что желтая лента длиннее.
— На сколько желтая лента длиннее зеленой ленты? — спрашивает Петю бабушка.
Выслушиваются все предположения детей. Как правило, они бывают разными.
— Смогли вы объяснить, на сколько одна лента длиннее другой? (Нет.)
— Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это определить.)
— Что нам нужно узнать? (Как определить, на сколько одна лента длиннее другой.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) построить способ действий для ответа на предметной основе на во-прос, на сколько одна полоска длиннее или короче, чем другая;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции — ана-лиз, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, творческие способности, речь.
— Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать самим или спросить у взрослого).
— Как вы думаете, в каком случае ленты были бы одинаковой длины? (Если бы начало и конец обеих лент совпадали.)
Воспитатель раздает детям простые карандаши. Дети накладывают зе-леный прямоугольник на желтый так же, как сравнивают полоски по длине, и проводят линию по краю зеленого прямоугольника.
— Покажите, какой кусок желтой ленты остался не закрыт зеленой лентой.
— Можно ли сказать, на сколько желтая лента длиннее зеленой? (Она длиннее на этот кусок.)
Воспитатель делает вывод: для того чтобы узнать, на сколько одна по-лоска длиннее другой, надо приложить их так, чтобы совпали концы, и по-смотреть, где заканчивается более короткая полоска (воспитатель проводит черту). Оставшийся кусочек показывает, на сколько одна полоска длиннее другой.
5. Введение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) уточнить пространственные отношения «выше» — «ниже», распространить изученный способ сравнения по длине на сравнение по высоте;
2) тренировать счетные умения, навыки самоконтроля, мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Дети подходят к столам, на которых находятся на каждого ребенка столько столбиков разной высоты, сколько детей. Например, если в группе 10 детей, то у каждого должно быть 10 столбиков, причем самый низкий столбик сделан из 1 кубика, следующий — из 2 и т. д., а самый высокий — из 10 кубиков. Цвет столбиков у каждого ребенка одинаковый, но у всех детей в группе — разный. Столбики сделаны из кубиков ЛЕГО.
Столбики около каждого ребенка стоят вперемешку.
Воспитатель рассказывает, что Катя из кубиков построила замок для кукол и попросила брата соорудить для этого замка башни.
— Вот башни, которые построил Петя (воспитатель показывает на столбики). Но прежде чем ставить башни возле замка, Катя попросила расставить их по высоте от самой низкой до самой высокой.
Детям предоставляется самостоятельность.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:
— Сколько кубиков в самой низкой башне?
— Сколько кубиков в следующей башне? И т. д.
Дети называют количество кубиков в башнях сначала от 1 до 10, а затем в обратном порядке.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на две первые башни.
— На сколько одна башня выше другой? (На 1 кубик.)
— Возьмите 2 любые соседние башни и поставьте их перед собой.
— На сколько одна башня выше другой? (На 1 кубик.)
— А теперь возьмите 3-ю и 7-ю башня. На сколько вторая выше первой? (На 4 кубика.)
— Как вы узнали? (Мы их поставили рядом и отсчитали те кубики, кото-рые идут от конца первой башни.)
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. Воспитатель собирает детей около себя.
— Где вы сегодня побывали?
— Кому и чем помогли?
— Какие новые знания дали вам возможность помочь Пете, чтобы он мог отвечать на вопросы своей сестры Кати?