Ахматова Елена Сергеевна
Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Рыбки в аквариуме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту, через познавательно – исследовательскую, игровую деятельность.
Задачи занятия:
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности со сверстниками.
- Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками.
Развивающие задачи:
Темочки:
- Аквариум
- Аквариум. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по математике
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать связную монологическую речь детей в процессе беседы; пользоваться аргументированной и доказательной речью в процессе решения познавательных задач.
- Развивать умение анализировать, оценивать результат совместной деятельности в процессе рефлексии.
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, конструктивной, познавательно-исследовательской деятельности.
Обучающие задачи:
- Продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
- Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному.
- Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Форма организации: групповая.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: карточки с цифрами, 9 рыбок, 2 панно с изображением аквариума (аквариум с прорезями, мяч.
Раздаточный материал: наборы цифр и знаков, конверты с разрезанными квадратами, рабочие тетради, карандаши, красный и зеленый квадраты.
Учебно-методический комплект:
- И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа (5-6 лет) - М. : мозаика-синтез, 2019.
- Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико - математическое развитие дошкольников. - Санкт- Петербург: Детство - пресс, 2015.
- Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие - Екатеринбург: ИРО, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).
Планируемый результат:
- Дети умеют составлять и решать арифметические задачи;
- Дети проявляют умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному.
- Дети проявляют умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
- Дети развивают активную речь, отвечают полным предложением.
- Дети проявляют умение оценивать результат своей деятельности.
Структура занятия:
1. Вводная часть – 3 минуты
1. Игра с мячом.
2. Получение письма.
2. Основная часть – 25 минут
1. Игровое упражнение «Рыбки в аквариуме»
2. Физическая минутка «Делаем зарядку»
3. Дидактическая игра «Сложи квадраты»
4. Игровое упражнение «Графический диктант».
3. Заключительная часть – 2 минуты
1. Рефлексия.
2. Открытость.
Ход занятия:
1.1. Игровое упражнение «Игра с мячом».
Дети вместе с воспитателем встают в круг (полукруг). Воспитатель уточняет, какое число называется предыдущим (последующим). Затем по очереди бросает ребятам мяч и дает задания.
– Назовите предыдущее число к названному (8, 5, 10, 3).
– Назовите последующее число к названному (9, 2, 7, 6).
– Назовите пропущенное число к названным (2…4, 3…5, 8…10, 6…8).
После выполнения каждого задания дети возвращают мяч воспитателю.
1.2. Воспитатель сообщает детям, что получила письмо для ребят от Маугли. В письме задания для детей.
2.1. Игровое упражнение «Рыбки в аквариуме».
Воспитатель сообщает детям, что художник нарисовал рыбок в аквариуме. Выясняет у детей, сколько рыбок нарисовал художник. (Семь.) Затем добавляет еще две рыбки и предлагает составить задачу.
Воспитатель выслушивает задачи детей и уточняет: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Повторите задачу еще раз».
Дети на доске цифрами обозначают данные задачи. Воспитатель спрашивает: «Больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как добавили еще две рыбки? Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?» (Ее надо решить.)
Воспитатель предлагает решить задачу с помощью действия сложения:
Я – плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья
И в том мое предназначенье.
Воспитатель выясняет: «Какие числа мы будем складывать? (Семь и два.) К какому числу будем прибавлять? (К числу семь.) Какое число будем прибавлять к числу семь?» (Число два.)
Воспитатель формулирует арифметическое действие: «К семи прибавить два».
Дети решают задачу и отвечают на ее вопрос. (Девять рыбок нарисовал художник.)
Воспитатель говорит детям, что художник решил пересадить двух рыбок в другой аквариум (выполняет действие).
Дети вместе с воспитателем составляют задачу на вычитание, разбирают ее структуру, обозначают данные цифрами и решают действием вычитания:
Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь выполняю.
Последовательность решения задачи аналогична предыдущей.
Воспитатель формулирует арифметическое действие: «Из девяти вычесть два». Дети решают задачу и отвечают на ее вопрос.
2.2. Физкультминутка «Делаем зарядку»
Воспитатель читает стихотворение и показывает карточки с цифрами. Дети в соответствии с текстом выполняют движения столько раз, сколько показывает цифра на карточке.
Сколько зайчиков у нас, (Показывает цифру.)
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки, (Показывает цифру.)
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге, (Показывает цифру.)
Столько раз поднимем руки.
2.3. Дидактическая игра «Сложи квадраты».
У детей 3 комплекта разрезанных квадратов разного цвета в одном конверте.
Воспитатель предлагает детям сложить 3 квадрата так, чтобы каждый квадрат был одного цвета.
После выполнения задания дети рассказывают, из каких фигур они составили квадраты, например: «Я составил квадрат из прямоугольника и двух квадратов».
2.4. Игровое упражнение «Графический диктант» (рабочие тетради).
Воспитатель читает детям условия диктанта. Дети выполняют задание, строго соблюдая инструкцию воспитателя.
3.1. Рефлексия.
– Ребята, вы молодцы!
- А вы сами как думаете, со всеми заданиями Маугли вы справились? Что-то вызывало у вас затруднения?
Дети оценивают свою работу и показывают красный квадрат, если не было ошибок и зеленый квадрат, если были ошибки.
3.2. Воспитатель достает из письма Маугли листы с графическими заданиями (подарок Маугли) и дарит их детям, предлагая научить членов своей семьи выполнять графический диктант.