Кудина Евгения Владимировна
Конспект занятия по математическому развитию «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «Овощи».
Цель занятия: через знания об овощах, отрабатывать и закреплять у детей математические понятия.
Задачи:
Закрепить у детей знания об овощах, их форме, цвете, величине. Научить детей использовать «овощи» в играх с куклами.
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
Формировать у детей умение различать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник. Отрабатывать у детей умение понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами много, один, ни одного. Закреплять понятия «больше», «меньше», «столько же».
Развивать речь, обогащать словарь детей новыми словами – бордовый, оранжевый, внимание, умение слышать и слушать.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, элементарные навыки этикета, любовь к математике.
Тип занятия:
комбинированный (тип занятия определён дидактической задачей);
интегрированный (тип занятия определён содержанием знаний).
Форма занятия: интегрированная деятельность образовательной области «Познание» («Формирование элементарных математических представлений» + «Формирование целостной картины мира»).
Продолжительность: 15 минут.
Участники: дети и воспитатель.
Возраст обучающихся: младший дошкольный (II младшая группа, 3-4 года).
Оборудование и материалы:
Вилок капусты, свёкла, морковь, лук, красный помидор, разделочная доска, нож, кастрюля. Четыре куклы, мешок для овощей. В игровом уголке предметы для сервировки стола для обеда четырёх кукол.
Раздаточный материал на каждого ребёнка: на тарелочке три белых
круга разного размера, белый треугольник, кастрюлька или миска
для «складывания» овощей».
Предварительная подготовка: беседа об овощах, рассматривание их иллюстраций.
Методы и приёмы работы с детьми: метод наблюдения, словесные методы и приёмы (беседа, объяснение, побуждающие вопросы, дидактическая игра, выполнение воспитателем игровых действий, создание игровой ситуации, практические методы – упражнение, моделирование.
Словарная работа.
Введение в речь детей новых слов: бордовый (овощ, оранжевый (овощ, хрустит.
Ход занятия.
Вводная часть.
Учебное задание 1. Игра «Чудесный мешочек».
– К нам в гости пришли куклы. Сколько кукол к нам пришло? Одна или много? (Много.)
– К нам пришло много кукол. А кто-нибудь их сможет сосчитать? (Одна, две, три, четыре куклы.)
– Сколько же всего пришло кукол? (Пришли четыре куклы.)
– Они принесли нам большой мешочек с овощами. Тяжело им было нести. Овощи собрали на огороде. Куклы просят приготовить для них борщ из овощей.
Воспитатель по очереди вызывает детей и просит их вынуть из мешочка какой-нибудь овощ. Он рассматривает с детьми форму, цвет, величину. Дети пробуют овощи на вкус.
– Какого цвета свёкла? (Рассматривают в разрезе.) (Красного.)
– А какого цвета помидор? (Красного.) Одинаковые ли они по цвету со свёклой? (Они разные по цвету. Свёкла другого цвета.)
– Свёкла бордового цвета, а помидор – красного. (Дети повторяют хором: «Свёкла бордовая».)
Дети также сравнивают цвет моркови с цветом красного помидора и закрепляют новое слово в индивидуальных и хоровых ответах.
– Ребята, так что же нам принесли куклы? (Они принесли нам морковь, свёклу… Они принесли нам овощи.)
– А зачем они принесли овощи? (Куклы принесли овощи, чтобы мы сварили им обед.)
– Они просили нас приготовить борщ.
Основная часть.
Учебное задание 1. Приготовление борща.
Воспитатель берёт капусту, разрезает её так, чтобы в разрезе получился круг. Показывает детям.
– Какую фигуру вы видите? (Круг.)
– Найдите у себя на тарелке круг, который будет заменять капусту.
Дети выбирают из геометрических фигур, лежащих на тарелке, самый большой белый круг, показывают педагогу и кладут перед собой. Воспитатель берёт свёклу и разрезает её так, чтобы получился в разрезе круг. Показывает детям.
– Какую фигуру вы видите? (Круг.)
– Он больше первого или меньше? (Меньше.)
– Найдите фигуру, которая будет заменять свёклу.
Дети выбирают из оставшихся геометрических фигур круг среднего размера, то есть больший из тех, что остались, показывают педагогу и кладут перед собой.
– Что заменяет круг, который остался на подносе? (Лук.)
Далее воспитатель берёт морковь и делает разрез вдоль, показывает детям.
– Какую фигуру вы видите? (Треугольник.)
– Найдите эту фигуру на тарелочке и положите рядом с кругами.
– Какими фигурами вы заменили овощи? (Кругами и треугольником.)
– Сколько кругов? (Три круга.)
Воспитатель выставляет на наборное полотно три круга и под ними цифру три.
– Сколько треугольников? (Один.)
Воспитатель выставляет на наборное полотно чуть поодаль от кругов треугольник, а под ним цифру один.
– Сколько всего геометрических фигур? (Четыре.)
– Значит, четыре – это? (Три и один.)
Над полученной моделью выставляется цифра четыре.
Воспитатель складывает полученные овощи в кастрюлю. В беседе с детьми выясняет, что ещё нужно налить воду, положить соль и поставить на огонь. Один ребёнок относит на кухню кастрюлю с овощами. А другой ребёнок ставит на условный огонь «Овощи», собранные у детей.
Физкультминутка «Ручки».
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек.
(Дети прячут руки за спину.)
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки.
(Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками.)
Учебное задание 2. Сервировка стола.
– Пока варится борщ, давайте посадим кукол за стол.
– Сколько стульев потребуется? (Столько, сколько кукол.)
– А сколько кукол пришло к нам в гости? (Четыре.)
Дети расставляют тарелки, ложки, каждый раз считая, сколько нужно тарелок, ложек и почему.
– Что ещё нужно, чтобы можно было начинать кушать борщ? (Хлеб.)
– Куда кладут хлеб? (В хлебницу.)
– Какую форму имеет хлебница? (Прямоугольную.)
– А какую форму имеет тарелка? (Круглую.)
– А как узнать, всем ли куклам хватит стульчиков? (Надо посадить кукол за стол.)
– Сколько тарелок досталось каждой кукле? (Одна тарелка.)
– А сколько ложек досталось каждой кукле? (Одна ложка.)
– А сколько тарелок на столе? (Четыре.)
– А сколько ложек? (Четыре ложки.)
– Кто разольёт борщ в тарелки? (Ребёнок имитирует раздачу борща.)
– Какие овощи мы положили в борщ? (Капусту, свёклу, морковь и лук.)
– А сколько всего? (Четыре.)
– Значит, четыре – это? (Один, один, один и ещё один.)
– А как по-другому? (Четыре – это три и один.)
В конце занятия куклы благодарят детей за обед.
Заключительная часть.
– Ребята, скажите, что нового сегодня вы узнали об овощах?
– Чему научились?
– Что было интересно?
– Как себя чувствовали?
Список литературы:
1. Белая К., Павленко И. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. – 2003. – №4. – С. 14 – 17
2. Волина В. В.
Праздник Букваря. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384 с. : ил.
3. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками / авт. – сост. Н. В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с. : ил.
4. Нищева Н. В.
Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – 2-е изд., доп. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. – 80 с. – (Кабинет логопеда).