Ирина Федореева
Конспект занятия по коммуникативной деятельности «Русский каравай».
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема занятия: «Русский каравай».
Цель: Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
2. Обогащать словарь детей прилагательными: ароматный, душистый, хрустящий, пшеничный, ржаной, мягкое, липкое, белое, новыми словами: серп, сноп;
3. Закреплять порядковый счет, деление целого на части.
Публикация «Конспект занятия по коммуникативной деятельности „Русский каравай“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные способности, логическое мышление;
2. Активизировать внимание, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к традициям русского народа, бережное отношение к хлебу;
2. Способствовать формированию моральных качеств: взаимопомощь, коллективизм.
Средства
Технические:
1. Ноутбук.
Методические:
1. Презентация «Как предки растили хлеб»;
2. Модели процесса труда хлеборобов и пекарей;
3. Набор картинок с хлебными изделиями;
4. Модели: цвет, форма, пшеница, рожь;
5. Фотография пекарни;
6. Картинка с продуктами для приготовления теста.
Организационные:
1. Корзинка с хлебом;
2. Кусочки разного вида хлеба на блюдце, на шпажках;
3. Два столика синий и зеленый;
4. Магнитная доска с опознавательными картинками: хлебороб и пекарь, магниты;
5. Мольберт;
6. Соленое тесто;
7. Столы для работы детям;
8. Досточки, стеки;
9. Противень.
Технология: беседа, творческая мастерская
Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент 3-4 мин
Воспитатель: Ребята, у меня корзинка, а из корзинки так вкусно пахнет, вот понюхайте. Как вы думаете, что там? Когда дома так приятно пахнет? Что напоминает вам запах хлеба?
Коммуникативная деятельность:
Дети: отвечают.
Рассказы детей
- Вы так хорошо рассказывали о хлебе, и я
хочу вас угостить, возьмите по кусочку хлеба.
- Какой хлеб?
Познавательная деятельность:
Пробуют хлеб
- Мягкий, вкусный, душистый, ароматный, белый, пшеничный, черный, ржаной, хрустящий.
Основная часть 15 -16 мин.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наши предки – древние славяне давним – давно научились печь хлеб. Вы хотите узнать, как это они делали? - Приглашаю вас посмотреть, как это было (презентация).
Познавательно-исследовательская деятельность:
Дети: да.
Дети садятся на заранее приготовленные стульчики и смотрят презентацию «Как наши предки хлеб выращивали».
Воспитатель проговаривает каждый слайд.
- Я приглашаю вас поиграть, вы хотите? Но для этого нужно вспомнить, как называют людей, которые выращивают хлеб?
- А как называют тех кто печет хлеб?
Познавательно –игровая деятельность:
Дети: Хлеборобы.
- Пекари.
- Сейчас мы с вами разделимся на две группы: кто хочет быть хлеборобом подойдет к синему столику, а кто хочет быть пекарем – к зеленому столику.
- Послушайте внимательно правила игры: нужно на магнитную доску с левой стороны разместить последовательность действии труда хлебороба, а с правой стороны пекаря.
Дети расходятся по группам.
На магнитной доске, с помощью картинок дети выстраивают модель труда хлебороба и пекаря.
Воспитатель: Хлеборобы справились, сейчас договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать процесс труда. (пекари то же).
Коммуникативная деятельность:
По одному ребенку из бригады, дети по очереди рассказывают действия хлеборобов и пекарей.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали.
А какие хлебобулочные изделия вы знаете?
А вот у меня есть корзинка, а в ней подсказки (воспитатель показывает детям корзинку). Но сначала мы назовем виды хлеба сами, а только потом откроем корзинку.
- Встаем все в круг и передаем, друг другу (закрытую) корзинку, у кого она в руках тот называет изделие.
Игровая деятельность:
Дети встают в круг и начинается игра. У кого корзинка в руках называет одно хлебобулочное изделие, например -батон.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, правы ли вы, подойдите к мольберту. Воспитатель достает из корзинки картинки, хлебобулочных изделий (гирлянда из картинок, развешивает).
Воспитатель: Ребята скажите, чем отличаются эти изделия? - Давайте еще раз повторим вместе, чем они различаются.
- А в нашем городе пекут хлеб? Где пекут? (фото пекарни)
Познавательно-исследовательская деятельность:
Дети перемещаются к мольберту. Рассматривают хлебные изделия.
Дети: Они отличаются формой, цветом, и сортом муки.
Выставляют на мольберт модели.
- В нашем городе хлеб пекут в пекарнях.
Воспитатель: Специально для вас, я, что то принесла (тесто под салфеткой, как вы думаете, что это?
- Подойди Тима, засунь руку под салфетку и назови какое на ощупь? Скажи нам что же там?
Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность:
Ответы детей.
Тимофей: Мягкое, липкое.
- Не знаю.
Катя подойди – что ты нам скажешь? Так что же это? -Это тесто. -Какого цвета тесто?
- Скажите какие продукты нам понадобятся для теста?
Катя ощупывает под салфеткой предмет.
Катя: Это тесто. Оно белое.
Дети: Нам понадобятся дрожжи, вода, масло растительное, мука, сахар, соль.
После ответа детей воспитатель показывает картинку с правильным ответом.
- Но у нас тесто соленое, в нем нет дрожжей, растительного масла, сахара, а много соли.
- И сегодня мы будем стряпать сушки. Хотите?
Берите стулья и проходите за свои рабочие места. (на столах разложены досточки, стеки)
Трудовая деятельность:
Дети занимают свои рабочие места.
Заключительная часть 4-6 мин.
Воспитатель: Сели все красиво, спинки у всех прямые, сейчас мы разделим тесто на кусочки. Как вы думаете на сколько кусочков нам нужно разделить тесто? - На столько кусочков, сколько человек будут работать. - А как нам узнать, сколько же кусочков? Конечно, надо посчитать, начинаем с меня, я первая и т. д.
Познавательная деятельность:
Дети: много кусочков, сколько детей.
- Надо всех посчитать.
- Получиться две сушки.
– Получиться четыре кусочка.
- Нет, они будут разного размера. Будут большие и маленькие.
- чем меньше кусочек теста, тем меньше по размеру сушка.
Воспитатель делит тесто на кусочки по количеству людей.
- Ребята, этот кусочек теста можно разделить стекой пополам и сколько получиться у вас сушек? А можно поделить каждый кусочек еще пополам. Сколько кусочков получиться? Вы можете разделить на то количество кусочков, которое вы хотите. А как вы думаете, по размеру у нас сушки будут одинаковые? Почему?
Воспитатель: Подскажите, что нужно сделать, чтобы слепить сушку. Начинаем работать.
Продуктивная деятельность:
Дети: Надо скатать жгутик и соединить концы. Получиться сушка.
Дети работают с тестом.
Воспитатель: Очень давно люди сложили пословицу «Хлеб – всему голова», объясните, как вы ее понимаете?
Русский народ всегда почитал хлеб и сложил много пословиц. Какие еще пословицы вы знаете?
С хлебом у славян было связано множество ритуалов. Некоторые из них остались с нами до сегодняшних дней. Может быть, вы помните какие. Кого и сейчас встречают хлебом – солью?
– Что это означает?
Воспитатель: А чем можно посыпать изделия из теста, чтобы вкуснее было? (воспитатель выставляет мак, сахар)
Коммуникативная деятельность:
Дети: Хлеб – это главный продукт питания.
Дети называют знакомые пословицы о хлебе.
Дети: Встречать хлебом и солью.
- Дорогих гостей, жениха и невесту.
- Хлебом и солью желают долгих лет жизни, здоровья.
Дети: Маком, сахаром.
Воспитатель: Кто справится с лепкой сушек, кладите на противень свои изделия, убирайте свое рабочее место и можете быть свободными. - Сушки мы запечем, затем раскрасим и будем играть в дом, в хлебный магазин.
Трудовая деятельность:
Дети заканчивают свою работу и выполнив инструкцию воспитателя, отправляются играть.