Получи документы

Конспект занятия «Русский платок» (старшая группа)

галина сосненко
Конспект занятия «Русский платок» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Дать детям представления об искусстве и традициях русского народа.

Задачи:

Образовательные:

• Расширить представления детей о русской народной культуре, через знакомство с определенным видом народного искусства – Павлово-Посадские платки;

• Формировать у детей понятия об особенностях узора;

• Закреплять умение выполнять коллективную работу, составлять узор на квадрате.

Развивающие:

• Развивать интерес к народному искусству;

• Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус

Воспитательные

Публикация «Конспект занятия „Русский платок“ (старшая группа)» размещена в разделах

• Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное;

• Воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

Материалы и оборудование:

Проектор, слайдовая презентация, выставка Павлово-Посадских платков, картинки с изображением частей от разных платков, резная доска, трафареты цветов,листьев, х/б платочки без узора, краска «Гуаш», салфетки.

Предварительная работа:

Просмотр видеофильма «Плат узорный» (о Павлово-Посадских платках).

беседа «Русские платки», книги о шалях и платках, показ иллюстраций и картин, знакомство с народными играми.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Игровой момент

Дети заходят в группу, становятся возле воспитателя.

Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это? (это платок).

Воспитатель достает платок и продолжает :

Сегодня на нашем занятии речь пойдет о не простом платке. Русский поэт Александр Блок, воспевая Россию, написал такие строки:

«А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей

Плат узорный”, о котором говорил поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме.

2. Просмотр презентации

Воспитатель обращает внимание детей на экран. (сл. 1)

Есть в Подмосковье городок - Павловский Посад. (сл. 2) В Павлове шумели богатые ярмарки. (сл. 3). Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Слава о Павловских платках разлеталась далеко по свету. Русская земля богата мастерами знатными, да мастерицами искусными. Постепенно платки стали непременной деталью русского костюма. (сл. 4)

Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. Носили яркие платки на плечах, а иногда сложенным на руке, как украшение. (сл. 5) Каждый платок не похож на другой, все они неповторимые, разные. Женщины в России особенно ценили и берегли платок, передавая его из поколения в поколение. (сл. 6)

3. Рассматривание платков на выставке

А для чего нужны были платки? (изменить обычный наряд и сделать его уникальным, согреться или наоборот спрятаться от солнца, почувствовать

комфорт и уют, быть красивой).

Какие элементы вы видите на платках? (веточки, цветы, листья).

Самый распространенный рисунок – цветы: букеты или гирлянды из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков.

Какого цвета листья, веточки, цветы? (ответы детей)

Раскинув перед собой платок, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще всего роз. Розы и зеленые листья – яркие, чаще всего располагаются по углам, а дополняют букет, мелкие цветы: голубые, сиреневые. Середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.

Цвет фона у платка может быть разный : зеленый, синий, красный, белый и других цветов.

4. Чтение стихотворения

Воспитатель читает стихотворение “Платок”(сл. 7)

Посмотрите на платок, на платке расцвел цветок

Красный, желтый, голубой - удивительный такой.

Посмотрите, на платок вот зелененький листок

Завитки как кружева, словно мягкая трава.

Какую форму имеет платок? (квадратный).

Красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка, которое завершается кистями или бахромой. (сл. 8)

5. Демонстрацией слайдов. Рассказ воспитателя

Особенно славились набивные платки, которые делали в Павловском- Посаде.

Как вы думаете, почему платки называют набивными? (ответы детей)

Узор наносили на холст резными деревянными досками “манерами” и “цветками”. (сл. 9). Ткань раскладывали на мягкой поверхности. Доску окрашивали или смачивали краской и накладывали на ткань. Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. (Воспитатель показывает резную доску) Вот так и возникло название «набойка», «набивная ткань».

Сложное, трудоемкое, но интересное это дело. Делают ее лишь настоящие мастера. Позднее была создана Павлово-Посадская фабрика русских платков. (сл. 10) Павловские платки известны во всем мире. Они получают награды на разных выставках.

6. Демонстрация платка на плечах девочки, чтение стихотворения.

Плоток – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбается. Красавица! Воспитатель накидывает девочке на плечи платок и читает стихотворение.

Как накину я на плечи

Расписную нашу шаль,

Сразу все мои печали

Уплывут куда- то вдаль.

Плат узорный очень моден

Вот уже который век.

Он все краше год от года

Наш посадский сухоцвет!

У кого дома есть такие платки? (ответы детей)

7. Задание на компьютере

Воспитатель обращает внимание детей на компьютер.

На экране появился знак “внимания”.(сл. 11)

Давайте посмотрим, какой вопрос задаст нам компьютер.

Если мы разделим платок на четыре квадрата, то, что вы увидите?

(Каждая четвертая часть платка похожа на три остальные).

8. Д\и «Подбери часть платка»

На экране изображен платок. (сл. 12) Одна четвертая часть платка не видна. На столе лежат картинки с изображением частей от разных платков. Необходимо найти недостающую часть у платка на экране.

9. Игра: «Платок»

На Руси ни одно гуляние, не обходились без нарядного, узорчатого платка.

Давайте и мы с вами поиграем с платочком.

Вот платочек расписной

Он волшебный, не простой

Буду с детками играть

Всех платочком накрывать.

Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит : Раз, два, три, кто же спрятался внутри? Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

10. Переход к продуктивной деятельности. (сл. 13)

Создание платков — дело творческое.

Кому принадлежит главная роль? (художникам)

Ребята, посмотрите, у нас на столах лежат платочки без узора.

Дети подходят к столу, где лежат платочки, краска, трафареты, поролоновые тампоны.

Сегодня мы с вами украсим платок цветами, составим свой узор. Нужно с помощью трафаретов и краски нанести узор на ткань. На столе у вас есть все необходимое для работы. Подумайте, вспомните, как располагается узор на платке.

Выполнение творческой работы.

С целью усиления эмоционального воздействия во время работы детей включить музыку. В ходе работы детям, не справляющимся заданием оказать помощь, по необходимости показать. По окончанию работы дети любуются платочками.

11. Итог занятия :

С какими платками мы сегодня познакомились?

Где производят русские платки?

Что изображено на Павлово-Посадских платках?

Спасибо за занятие!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ОБЖ «Путешествие в волшебный лес» (старшая группа) «Путешествие в волшебный лес». (старшая группа, правила безопасного поведения) Воспитатель Наталья Невзорова. Обобщить знания детей о безопасности,.

Конспект занятия «Зимующие птицы» старшая группа Цель: формировать лексико-грамматическийстрой и связную речь у детей старшей группы с ОНР с использованием лексической темы «Зимующие птицы».

Конспект интегрированного занятия «Мы в космосе!» (старшая группа) Конспект интегрированного занятия «Мы в космосе!» (старшая группа) Описание работы: конспект интегрированного занятия для детей старшей.

Конспект занятия «Дорожные знаки». (Старшая группа) Тема: "Дорожные знаки". Цель: закрепить знания о правилах поведения на улице. Задачи:закрепить знания детей дорожных знаков, активизировать.

Конспект занятия «Осенний день» (старшая группа) Конспект занятия "Осенний день" Цель: формировать умение рассказывать по картине "Осенний день"(из серии "Времена года") Задачи: развивать.

Конспект занятия по математике (старшая группа) Программное содержание: -содействовать развитию умения оперировать с множествами и операциями над ними; -содействовать развитию умения различать.

Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» — старшая группа .

Конспект занятия «Служба 02» (старшая группа) Конспект занятия "Служба02". Цель:познакомить детей со службой "02". Задачи: формировать представление детей о том, что опасно подходить.

Конспект занятия «Экскурсия в зоопарк» (старшая группа) Тема: «Экскурсия в зоопарк». Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности с взрослым.

Конспект занятия «Русский сувенир» Группа: подготовительная. Приоритетная образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие». Цель: Познакомить детей с историей возникновения матрёшки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русский платок» (старшая группа)
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 13:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русский платок» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем галина сосненко (УИ 82437) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД