Ольга Чикина
Конспект занятия по коммуникации в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста.
Задачи:
Связная речь: Учить пересказывать текс без помощи воспитателя. Упражнять в составлении простых предложений с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Публикация «Конспект занятия по коммуникации в старшей группе „Пересказ рассказа В, Бианки „Купание медвежат“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Словарь грамматика: Учить подбирать прилагательные и глаголы к заданным словам. Обогащать словарный запас слов: медвежья, бурый цвет, за шиворот, знойный, окунать, шлепок. Активизировать в речи детей слова: медведь, медведица, медвежья, бурый, за шиворот, знойный, окунать, шлепок.
Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием. Воспитывать любовь к животным.
Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, беседа о диких животных, дидактическая игры «Дикие животные», «Чей детеныш», чтение произведений В. Бианки : Глаза и уши. Как муравьишка домой спешил. Кладовая. Кто чем поёт? Первая охота.
Оборудование: доска, картинки с изображением медведицы и медвежат, охотника, графические схемы, письмо, портрет В. Бианки, аудиозапись рассказа «Купание медвежат».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети проходят, садятся на стулья в полукруг.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал Виталий Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться (охотник).
Вот я его и встретила по пути в детский сад, и он, узнав о нашем походе в лес, попросил передать письмо своим знакомым. А кому мы узнаем, отгадав загадку.
Косолапый и большой,
Спит в берлоги он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Воспитатель: Догадались, что это за зверь?
Ответы детей: Медведь.
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путь, а помогут нам в этом пальчики.
Нас позвали в мишки в гости (ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожки (пальцы одной руки «шагают» по ладони другой)
Топ, топ (хлопки ладонями по воздуху)
Прыг, прыг (кулачки стучать по воздуху)
Видим дерево высокое (пальцы в разные стороны)
Видим озеро глубокое (волнообразные движения кистями рук)
Топ, топ (хлопки ладонями по воздуху)
Прыг, прыг (кулачки стучать по воздуху)
В гости к мишкам мы пришли (показать кистями рук треугольник «крышу»)
Воспитатель: Но письмо не одному медведю, а всей его семье. (показ картины с изображением семье медведей) Семья чья изображена? Какая семья, если она медведя? (медвежья) Значит, мы правильно пришли и письмо доставили по адресу.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?
Ответы детей: Потому что они ведают (знают, где есть мёд. (Мед – вед)
2. Чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю послушать рассказ писателя Виталий Бианки (портрет)
«Купание медвежат»
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием : день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
А что означает слово «бурая»? (Серовато-коричневый. (о цвете шерсти).
Бурый медведь.
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке) .
Воспитатель: И что медведица сделала? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.) А что значит «за шиворот»? (за шиворот - за ворот, за воротник.) Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому?
(погружать, опускать)
Воспитатель: А какая по характеру медведица (медведица заботливая, добрая, любящая).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере? (медведица большая, огромная, здоровенная, большущая).).
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Что сделала мама-медведица медвежонку? (Медведица догнала и надавала медвежонку шлепков).А что значит слово «шлепок»? (шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким, шлепнула легонько, не больно, любя)
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, о каком времени года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день? (знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).
Воспитатель: Какие остались медвежата после купания? (Медвежата остались довольны, веселые, чистые, радостные.)
Воспитатель: Я вижу, что вы устали, давайте немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка:
Вышел из лесу медведь, (шагает в перевалку на месте)
Стал он в стороны смотреть. (повороты в сторону)
В право, в лево повернулся. (соответствующие движения)
Вверх взглянул и в низ присел, (посмотреть вверх, присесть)
Землянику увидал, быстро в рот его собрал. (собирает в рот).
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы прослушали рассказ писателя. Как его зовут? (Виталий Бианки) А как называется рассказ «Купание медвежат». Я предлагаю вам еще раз внимательно его прослушать, а затем пересказать при помощи схем.
Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.
Виталий Бианки
Купание медвежат.
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием : день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)
Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать вдвоем. Сначала надо рассказать о том, как кто шел берегом леса, затем как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.
А потом? (Как убежал медвежонок в лес)
А потом? (Как купали второго медвежонка.) .
И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? (вызывает 2 детей к мольберту, повторно рассказ по цепочке.)
3. Итог занятия :
Воспитатель: Как называется рассказ рассказом вы сегодня познакомились(«Купание медвежат»)Кто его написал? (Виталий Бианки)
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (бурая, за шиворот, окунала, знойный и т. д.) Какого цвета шкурам медведя? За что брала медведица медвежонка, когда купала? Что она делала с ним? Какой был день?
Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?
Ответы детей:…
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, сделали доброе дело, доставили письмо и за это медведи подарили нам игру. Давайте вернемся в группу и поиграем.