Людмила Максименко
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая Хохлома»
Программное содержание:
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании
Задачи:
• Учить выделять элементы узора хохломы (листок, ягодка, травка).
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
• Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев.
Оборудование: изделия (репродукции изделий) хохломы; листы бумаги (силуэты кувшинов тонированные желтой краской, гуашь красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель берет в руки «Птичку – свистульку» и призывно свистит, это знак для детей, разговор пойдет о народном творчестве.
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские, городецкие) изделия
Ребята, а Вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Воспитатель: сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров». Звучит веселая музыка, дети проходят в зал.
Воспитатель: Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша хохлома!
«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».
А другое старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши, да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота). Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
- Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).
- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон.
- Какие цвета необходимы для составления узора? (черный, красный, зеленый)
-Хотите научиться рисовать такие узоры?
Проводиться физминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (дети руками имитируют рисование травки)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.
Сегодня вы превратитесь в мастеров хохломской росписи и попробуете расписать кувшины. Представим себе, что это изделие, вам нужно подарить очень дорогому для вас человеку. Вы должны нарисовать узор яркими красками, вложить в работу всю душу. Ваше изделие уже «позолочено». Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Используем 4 цвета (красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)
- Главный элемент росписи – травка.
- Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)
- В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина».
- «Ягодки»- обычно наносят по три или веточкой (смородина). Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.
- «Усики»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.
- «Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.
- «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.
- Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.
- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.
- Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).
- Как мы будем рисовать изогнутую веточку - концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка).
Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.
- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы и скажите волшебные слова.
Кисти, кисти помогите,
Хохлому рисовать начните!
Дети самостоятельно расписывают изделия.
Итог занятия
Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.
Красивые, яркие кувшины
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
- «Птичка- свистулька» прощается с вами. Она обязательно прийдет в гости снова.
Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Узор какой росписи мы сегодня рисовали? Какие цвета используются в этой росписи? Какие элементы росписи вы запомнили? Видели ли вы дома изделия с такой росписью?