Наталья Проскурина
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомый незнакомец апельсин»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомый незнакомец апельсин»
Цель: формировать представления детей о явлениях и процессах, происходящих в природе.
Задачи: расширить представления детей о составляющих здорового образа жизни (показать зависимость здоровья человека от правильного питания);продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легкий, легче воды);
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе „Знакомый незнакомец апельсин“» размещена в разделах
- Апельсин
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование и материалы: емкости для воды, лупы, фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан, предметные картинки с изображениями продуктов питания (овощи, молочные продукты, мясо, рыба, колбаса, кондитерские изделия, напитки, птиц (воробей, утка, ворона, бумага, фломастеры.
Ход занятия
Разминка
Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро —
При встрече здороваться:
«Доброе утро!».
Поздоровайтесь друг с другом, подарите добрые улыбки.
Мотивационная основа деятельности
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему так говорят: «Если ты весел — ты здоров, если хмур — заболел»? (Предположения детей.) Что же нам необходимо для того, чтобы всегда быть здоровыми и веселыми? (Ответы детей.) Верно, а еще необходимо правильное питание. Что значит «правильное питание»? (Это еда, полезная для человека.)
Воспитатель демонстрирует картинки с изображениями продуктов питания.
Воспитатель. Как вы считаете, какие из предложенных продуктов питания полезные, какие — не очень, а какие — даже вредны для здоровья?
Дети выбирают картинки с «правильными» продуктами, объясняя свой выбор.
Воспитатель. Какой мы можем сделать вывод?
Правильное питание — залог здоровья.
Сбор информации о прошлом опыте детей
Воспитатель. Какие очень полезные продукты здесь не представлены? (Фрукты.) Чем полезны фрукты? (Ответы детей)
Воспитатель раскладывает на столе фрукты: яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан.
Воспитатель. Перед вами фрукты. Обследуйте их, назовите.
Дети выполняют.
Воспитатель. Разложите, пожалуйста, фрукты на группы по вкусу.
Дети выполняют.
Воспитатель. Сколько групп получилось? (Две.) Какие? (Фрукты сладкие и кислые.) Как еще можно сгруппировать фрукты? (По цвету, по величине.) Верно, а еще по текстуре кожуры. Посмотрите, есть фрукты с гладкой кожурой, а есть с неровной, пористой.
Дети выполняют.
Воспитатель. Сколько групп получилось? (Ответы детей.) По какому признаку группировали? (Ответы детей.)
Вывод: фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получается разное количество групп.
Новая информация
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку.
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин.
Это — спелый. (апельсин).
Что вы знаете об апельсине? (Апельсин круглый, оранжевый, сочный и т. д.) Давайте попробуем видоизменить его, придумать такой фантастический апельсин, какой еще никогда в жизни не видели. Согласны? Помогут нам в этом картинки с изображениями птиц.
Подберем слова-характеристики к слову «птица». Какая она? Плавающая, крикливая, прыгающая, летающая. А теперь вместо слова «птица» поставим слово «апельсин», например апельсин летающий. Представьте себе, какой он. (С крыльями.)Как может выглядеть прыгающий апельсин? (На ножках.) Представьте себе смеющийся апельсин. Какой он? (Ответы детей.)
Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины? (Апельсины стали как живые.) А что в этом плохого? (Такие апельсины нельзя съесть.) Предлагаю вам нарисовать эти фантастические апельсины и устроить выставку для детей нашего детского сада и родителей.
Проводится физкультминутка «Апельсин».
Воспитатель. Посмотрите, какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давайте проверим.
Опыт «Почему апельсин не тонет?»
Воспитатель. Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (Да.) Почему? (Он тяжелый.) Проверьте, он достаточно тяжелый, чтобы утонуть.
Дети выполняют.
Воспитатель. Что вас удивило? (Апельсин не утонул.) Как вы думаете, почему это произошло? (Предположения детей) Давайте очистим апельсин и бросим его в воду.
Дети выполняют.
Воспитатель. Что произошло? (Он утонул.) Что мы можем предположить? (Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура.) Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (Бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет она или нет.)
Дети выполняют.
Воспитатель. Что произошло? (Кожура не утонула.) Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, шершавая, пористая. Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет.) Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Опыт назывался «Почему апельсин не тонет?». Теперь мы можем дать правильный ответ на этот вопрос? (Ответы детей.)
Какие еще фрукты из предложенных могут плавать и почему? Проверьте.
Дети выполняют.
Воспитатель. Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.) Где человек нашел применение этого свойства воздуха? (Надувные круги, матрасы, лодки.)
Рефлексия
Воспитатель. О чем мы с вами сегодня говорили? Что особенно понравилось на сегодняшнем занятии?
Составление коллажа «Знакомый незнакомец апельсин»