Лидия Жуйкова
Конспект занятия по обучению грамоте «День родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «День родного языка».
Задачи:
- развитие фонематического слуха: умение определять позицию звука в слове, различать согласные и гласные, согласные твердые и мягкие;
-закрепление зрительного образа букв, умения правильно писать слова;
-упражнение в умении отгадывать загадки;
-закрепление знаний об окружающем мире животных;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „День родного языка“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
-упражнение в подборе антонимов, омонимов, толковании слов;
-закрепление умения читать слоги и слова;
-воспитывать любовь к своей стране, городу, месту, где родился, русскому языку;
-воспитывать навыки учебной деятельности.
Материалы и оборудование: наглядно-дидактическое пособие «Омонимы», демонстрационный материал «Деревенский дворик», «Дикие животные и их детеныши», подбор картинок для отгадывания слов, картинки с изображением героев сказок, цветик-семицветик с заданием на обратной стороне лепестков, тетрадь для записи и цветные карандаши.
Ход занятия:
Восп-ль: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное, интересное занятие – День родного языка. Мне хотелось бы, чтобы оно прошло весело, радостно, празднично.
А на праздник принято приглашать гостей, поэтому мы… (Стук в дверь, появляется Незнайка с цветиком-семицветиком в руке, здоровается).
Ну вот уже и гость пришел. Я уверена, дети, что вы его узнали. Только не понимаю: почему у Незнайки в руке цветик-семицветик? Наш гость из сказки (дети называют сказку и автора, а цветик-семицветик из другой… Незнайка, может, ты нам объяснишь?
Незн-ка: Сказка, в которой я живу, в книге не одна, их несколько. А мальчик я любопытный: решил заглянуть в другие сказки. И вышло так, что я упал со своей страницы (как Вовка из Тридевятого царства, да попал а сказку «Цветик-семицветик». Встретила меня волшебница, которая рассказала о вашем необычном занятии (волшебники знают все) и попросила передать этот чудесный цветок, который исполняет все желания. Герои каждой сказки, где я был, написали на лепестках цветка свои пожелания и игры, чтобы ваше праздничное занятие прошло веселее. Можно лепестки отрывать буду я? А вы мне будете помогать произносить заветные слова: «Ты лети, лети лепесток…»
Незнайка отрывает лепесток и читает послание от Знайки. Тот предлагает игру «Угадай слово». Слово отгадывают и записывают в тетради.
а) написать букву, которая обозначает первый звук в слове «радуга»;
б) вторая буква обозначает гласный звук в слове «сон»;
в) третья – мягкий согласный звук в слове «север»;
г) следующая буква обозначает пятый звук в слове «карусель»;
д) пятая – гласный звук в слове «мир»;
е) последняя обозначает двойной гласный звук в слове «ягода».
Когда слово «Россия» отгадано, дети рассказывают о том, что Россия - это наша страна, она многонациональна. Люди между собой говорят на родном языке, а русский язык – язык межнационального общения. Он нас всех объединяет и сближает. Россия для многих из нас - это страна, в которой мы родились. Это наша Родина.
Дети читают стихотворение «Лучшая на свете» в пер. с укр. З. Александровой.
Российский край, моя земля, родимые просторы! У нас и реки, и поля, моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге. На севере снега вокруг – там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас, луна глядит в оконце. Дальневосточник в тот же час встает, встречая солнце.
Российский край, ты так велик! С границы до границы и скорый поезд напрямик в неделю не домчится.
Звучат по радио слова – им дальний путь не труден. Знакомый голос твой, Москва, повсюду слышен людям.
И рады мы всегда вестям о нашей мирной жизни. Как счастливо живется нам в своей родной отчизне!
Народы – как одна семья, хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья своей страны прекрасной.
И родина у всех одна. Привет тебе и слава, непобедимая страна, российская держава!
Восп-ль: Спасибо Знайке за игру. Как много мы узнали о России. Так какая она – наша Россия? (Любимая, бескрайняя, красивая, трудолюбивая, славная, могучая, героическая). Молодцы! Отрывай Незнайка второй лепесток.
Незн-ка: А это послание от Чебурашки. Он пишет, что любит свой родной город и его обитателей. В городе живет много животных, но вот не все детеныши знают своих пап и мам. «Пишу вам письмо и вижу:
Испуганный цыпленок под кустиком сидит,
Он, видно, потерялся и жалобно пищит:
Найдите мою маму, не знаю, кто она.
Скажите, где мой папа и вся моя семья?
Помогите детенышам обрести семью».
Незнайка произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель благодарит за правильные ответы и Незнайка отрывает третий лепесток.
Нез-ка: Задание от девочки Элли (дети называют автора и название сказки). Элли пишет, что не знает, как иначе объяснить значение некоторых слов. Дети, помогите, пожалуйста, девочке. Заветные слова произносить не буду. Вы и без них справитесь с заданием.
(Можно взять игру «Доскажи словечко» или прочитать рифмованные строки, где встречаются слова-омонимы. Объяснить неоднозначность данных слов.)
Заставил плакать всех вокруг, хоть не драчун, а (лук).
Ева гребнем причесалась – в нем три зубчика осталось (гребень, зуб).
Михаил залез на дуб, чтобы врач не вырвал зуб.
Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).
Ласка ласке говорит: «У меня живот болит. Очень уж я есть хочу, что мышонка проглочу» (ласка).
Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей (нос).
Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, норку в норке не нашла (норка).
Слова мир, свет, ключ, ручка можно отгадать по первым звукам названия картинок.
Какие интересные слова есть в русском языке. Встречаются и такие, которые одинаково звучат, но называют разные предметы.
Восп-ль: Незнайка, эти слова называются омонимы. Ты оторви следующий лепесток. Я думаю, что и там будет идти речь о каких-нибудь не менее интересных словах, потому что у нас сегодня интересное, познавательное занятие о родном языке.
Незнайка отрывает пятый лепесток,на котором написано письмо от Буратино, адресованное Незнайке.
Незн-ка: Буратино интересуется Луной и обращается ко мне. Я же был на Луне. Ой, в письме одни вопросы. Не знаю, смогу ли я на них ответить. Пожалуй, произнесу волшебные слова, да и вы, мои друзья, поможете мне. Один я точно не справлюсь. Буратино спрашивает: «Какая она, Луна?»
- На Луне светло? Не всегда. Бывает и …как это сказать наоборот? Дети, помогите (темно). Грунт на поверхности Луны мокрый? Нет, он (сухой).
Погода чаще бывает ненастная? Наоборот, чаще (солнечная, ясная). Точно, солнечная, как в моем Солнечном городе. Передвигаться по Луне тяжело? Я бы не сказал, что тяжело. Наоборот… опять я не могу подобрать слово (легко) – помогают дети. Жители ходят медленно? Нет же. Если по Луне легко передвигаться, значит, лунатики ходят (быстро). Днем, наверно, жара? Да, днем там жара, а ночью (холод). На Луне можно заблудиться? Нельзя, потому что там извилистые дорожки, то есть, наоборот: дороги там (прямые). А праздники бывают часто? Нет (редко). Еще Буратино спрашивает про еду: «…полезная ли она?» Разная бывает, есть и (вредная). А еще я напишу Буратино в письме о своих друзьях,что все они приветливые, добрые, трудолюбивые и веселые (назвать к каждому прилагательному антоним).
Сколько много я узнал новых слов. Мне сейчас и письма писать будет намного легче.
Восп-ль: Незнайка, русский язык очень богат замечательными и красивыми словами, с помощью которых мы можем писать не только письма, но и составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
Отрывай, Незнайка, следующий лепесток.
Незн-ка: А следующее задание вам придумала героиня сказки. А вот кто она и из какой сказки, отгадайте?
Появилась девочка в чашечке цветка,
была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила?
Да, это Дюймовочка. Она просит вас назвать героев других сказок и сказать, в каких сказках они живут?
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю и невод забросил,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ наш пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно, разбитым.
А ты, Петя – простота, сплоховал немножко.
Не послушался кота, выглянул в окошко.
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,
А от кого я еще ушел?
Очень расстроена – разбито яичко.
Я человек деревянный.
На воде и под водой
Ищу ключик золотой.
Всюду нос сую свой длинный,
Кто же я?
Дети, какие вы умные. Назвали все сказки и их героев. А каких героев сказок вы еще знаете? (Дети называют героев известных им сказок).
Восп-ль: Ну, Незнайка, отрывай шестой лепесток. А почему он у тебя последний? У цветика-семицветика их же семь.
Незн-ка: Один лепесток я оторвал для того, чтобы попасть к вам. И последний тоже нужен. Должен же я вернуться в свою сказку.
Мне у вас очень понравилось. Вы – все мои друзья. Я думаю, что мы еще встретимся. А сейчас мне пора возвращаться домой. На улице я оторву лепесток и … Да, чуть не забыл. Друзья, больше читайте книг. Они расскажут вам об удивительных путешествиях, сказочных странах и замечательных открытиях.
Дети благодарят Незнайку и прощаются с ним.
Восп-ль: Вот и прошло наше необычное занятие. Оно действительно было необычным, потому что помогли его провести Незнайка и герои знакомых нам сказок. Они – наши сказочные друзья. А с хорошими друзьями всегда интересно.