Ольга Киселева
«По страницам Азбуки безопасности». Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «СКАЗКА»
ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию
(с элементами театрализации)
в старшей группе компенсирующей направленности
на тему «По страницам Азбуки безопасности»
Подготовила: воспитатель высшей категории
Киселева Ольга Викторовна
2024 г
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Социализация. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Цель: создание условий, для закрепления знаний детей о безопасном поведении в различных ситуациях и умении их применять в практике.
Образовательные:
- способствовать формированию ценностей здорового образа жизни;
-знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.
- закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
-закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
-- познакомить детей с особенностями профессии спасатели МЧС, сформировать понятие о важности и необходимости этой работы.
- способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
Развивающие :
- развивать у детей познавательную активность, творческие способности в театрализованной деятельности;
- Развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность;
-воспитывать чувство сопереживания сказочным героям, желание помочь им; воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил безопасности, ценностное отношение к своему здоровью.
- воспитывать чувство самосохранения.
Предварительная работа: беседа с детьми по темам: «Дорожные знаки», «Правила ПДД», «Опасные предметы дома», ОД «Огонь друг-огонь враг», спортивное развлечение «Спорт - это здоровье».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация к занятию,
макеты: дом для куклы Буратино, деревья, автобус, дорожные знаки, знаки «Правила безопасности в лесу», кукла Буратино,книга «Азбука безопасности», спички, костюмы: доктор, лисички, Красная Шапочка, сотрудник МЧС,грибы,2 корзины, разрезные картинки «Транспорт специального назначения».
Ход НОД
Дети входят в музыкальный зал, встают в круг, приветствуют друг друга.
Здравствуй, друг, (берёмся одной рукой)
Здравствуй, друг, (берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй, дружный круг! (качаем руками)
С добрым утром! С добрым днём!
Утро доброе начнём!
Воспитатель:
Здравствуйте! Желаю вам здоровья. Такими словами мы часто приветствуем друг друга. Очень важно, чтобы человек был здоров. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
Окружающий нас мир очень разнообразен и интересен. Каждый день мы открываем для себя много нового и часто не задумываемся, что в мире полно неожиданностей, которые могут быть опасными для нашего здоровья и даже жизни. Кроме добра где-то рядом с нами ходит зло.
Воспитатель: - Ребята, как отличить хорошее от плохого? (по поведению людей, по поступкам)
Воспитатель: -Как уберечь себя от несчастья? (соблюдать правила безопасности)
Воспитатель: - Если знать способы защиты и правила поведения в опасных ситуациях, уметь принять верное решение, то можно избежать опасных ситуаций и тяжёлых последствий.
Приходит электронное письмо.
Воспитатель: Ребята, нам пришло электронное письмо. Хотите узнать от кого оно? Читаю: «Дорогие ребята! Мой сынок Буратино добрый мальчик, к сожалению, очень любит пошалить и совсем не хочет учиться. Он часто попадает в неприятные ситуации из-за того, что не знает правила безопасности. Буратино нужна ваша помощь, помогите ему!». Папа Карло.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Буратино? (Да)
Воспитатель: - На чём же мы сможем доехать до Буратино?
(на поезде, на самолете, на машине, на пароходе, на автобусе).
Воспитатель: - Чтобы узнать на каком транспорте мы поедем, нам надо отгадать загадку.
Дом с колёсами бывает, кто названье угадает?
Пассажиры гости в нём, окна, двери, всё при нём.
Деток возит на учёбу, называется… автобус.
Воспитатель: - Где нужно ждать автобус? (на автобусной остановке)
Воспитатель: -Как мы узнаем, где остановка? (по знаку «автобусная остановка»)
Воспитатель: -Как нам перейти дорогу, чтобы пройти к остановке? (по пешеходному переходу)
Воспитатель: -Как мы узнаем, где находится пешеходный переход?
(по знаку – «пешеходный переход» и «зебре»).
Воспитатель: -Что может случиться, если переходить дорогу в неположенном месте? (Ответы детей)
Воспитатель: -Правила дорожные нужно знать и соблюдать!
Дети проходят по пешеходному переходу к макету автобуса, занимают места.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, как нужно вести себя в автобусе?
(сидеть на сиденьях надо спокойно, громко не разговаривать, не мешать друг другу)
Воспитатель: - И так, наше путешествие начинается.
(Звучит звукозапись едущего автобуса.)
Как только музыка заканчивается, дети с воспитателем выходят из автобуса и подходят к домику Буратино.
Воспитатель: - Ну вот кажется и дом Буратино, только где же он сам?
Раздаются охи, вздохи. Появляется кукла-Буратино с перевязанной рукой.
Буратино: -Ой, как мне больно!
Воспитатель: Буратино! Что с тобой случилось? Мы к тебе в гости приехали, а ты оказывается, заболел?
Буратино: - Мне на месте не сидится,
Очень я люблю резвиться.
Я проказник, озорник.
Слушаться я не привык.
Буратино меня зовут!
Приключения меня точно ждут!
- Я к вам спешил, нёс очень нужную книгу, мне подарил её папа Карло, там очень важные правила, которые я должен знать. На дороге в мяч играл, споткнулся и упал, ободрал руку и потерял книгу.
Воспитатель: - Ох, Буратино! Ну разве можно играть на дороге? Ты совсем не знаешь правила безопасности!
Буратино: - Подумаешь, правила какие-то! Я и без них прекрасно обойдусь.
Воспитатель: Буратино, ты не прав, если ты не будешь соблюдать правила безопасности, то с тобой обязательно случиться беда.
Буратино: - Я не хочу, чтобы со мной случилась беда.
Воспитатель: Ребята! Расскажем Буратино о правилах безопасности? (Да)
- А ты, Буратино, слушай и запоминай!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим о том, как сохранить свое здоровье, о том, как важно заботиться о собственной безопасности, вспомним, что необходимо знать, чтобы избежать несчастья самому, и что необходимо делать, если кто-то попал в беду. А поможет нам виртуальная книга «Азбука безопасности».
Слайд «Азбука безопасности».
Воспитатель: - Я скажу волшебные слова, и книга оживё т:
Светом знаний озаряйся,
Страница книги открывайся!
Воспитатель: - Посмотрите на первую страницу нашей книги
Страница «Береги здоровье» (слайд из сказки К. И. Чуковского «Айболит»)
Воспитатель: -Из какого произведения эта иллюстрация? (Айболит)
Воспитатель: - Кто написал это произведение? (К. И. Чуковский)
Выходит ребёнок. Одевает шапочку доктора, очки, стетоскоп, берёт чемоданчик и обращается к детям.
Доктор (ребёнок) : - Здравствуйте дети! Как живёте? Как животик?
Посмотрю из - под очков на кончики язычков!
Очень хорошо, все здоровы!
Воспитатель: - Да, дети умеют заботиться о своём здоровье
- Ребята, какие правила вы должны выполнять, чтобы быть здоровыми?
(Заниматься спортом, закаляться, гулять, двигаться, есть полезные продукты.)
Доктор (ребёнок) : - В моём чемоданчике лежат разные продукты.
Воспитатель: - На продукты посмотрите, в чём их вред или польза расскажите!
Игра «Полезное-вредное».
( Дети достают из чемоданчика по одному продукту: лимон, яблоко, апельсин, лук (Витамин С- крепкий иммунитет, здоровые зубы и волосы);творог,сыр (Витамин Д -здоровое сердце и кости); морковь (Витам ин А-здоровое зрение);чипсы, газировка, и рассказывают, какие продукты можно и нужно есть, а какие вредны для здоровья.)
Воспитатель: - Буратино, есть полезные продукты очень важно, в них содержится очень много витамин, полезных для здоровья.
Воспитатель: -А если всё же заболел и нужна медицинская помощь, куда и по какому номеру телефона нужно обратиться? (вызвать скорую помощь-103.)
- Что нужно сообщить, когда позвонишь в скорую помощь? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит).
Воспитатель: - Лечением должен заниматься врач, но если рядом нет ни врача, ни взрослых, то простую первую помощь вы можете оказать себе и своим друзьям сами. Самая распространённая травма - это ушибы.
- Вы знаете, что нужно делать если ушибся? (предположительные ответы детей)
Слайд «Первая медицинская помощь при ушибах и ссадинах»
Воспитатель: - Нужно положить на ушибленное место что-нибудь холодное (смоченную холодной водой повязку или лёд).
- Очень часто у детей бывают ссадины, царапины. Вы знаете, что нужно делать если оцарапался? (предположительные ответы детей)
Воспитатель: -Сначала ссадины нужно промыть водой, обработать перекисью водорода, смазать вокруг ранки йодом, заклеить бактерицидным пластырем или забинтовать бинтом. Давайте попробуем оказать друг другу первую помощь.
Игровое упражнение «Окажи другу первую медицинскую помощь»
Спасибо, Доктор! Оставайся с нами.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: -Я скажу волшебные слова, и книга снова оживёт.
Светом знаний озаряйся,
Следующая страница книги открывайся!
Страница «Один дома» (слайд из сказки К. И. Чуковского «Путаница»)
Воспитатель: -Из какого произведения эта иллюстрация? («Путаница»)
Воспитатель: - Кто написал это произведение? (К. И. Чуковский)
Выходит Лисички (девочки) со спичками.
Лисичка 1: Мы проказницы Лисички,
Шалунишки, взяли спички.
Лисичка 2: К морю синему пойдём,
Море синее зажжём!
Воспитатель: - Ой, Лисички, не надо вам со спичками играть,
И море вам не надо поджигать, ведь можете вы сами пострадать!
Лисичка 1: Нам, ребята, помогите,
О правилах пожарной безопасности нам расскажите.
Воспитатель: - Ребята, будем спички мы передавать, правила пожарной безопасности называть.
(Воспитатель забирает у лисичек спички, дети передают друг другу спички и называют правило безопасности.)
Словесная игра «Назови правила пожарной безопасности»
Не играть с спичками, зажигалкой, не разжигать костёр. Не использовать огонь для освещения тёмных помещений. Не играть с электроприборами, электрической розеткой. Не оставлять без присмотра включенные электроприборы. Не зажигать газовую плиту. При запахе газа не зажигать спички и не включать свет. Срочно проветрить квартиру. Нельзя сушить вещи над газовой плитой.
Не зажигать фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Если пожар всё-таки начался, как нужно действовать?
Слайд «Правила поведения при пожаре»
( ответы детей: убегать из квартиры в безопасное место, нельзя забиваться под кровать, если в помещение проник дым, нужно опуститься на корточки и продвигаться к выходу ползком, намочить полотенце и приложить к лицу, позвать соседей или прохожих).
Воспитатель: - Нужно вызвать пожарную службу по телефону 101, назвать свою фамилию и точный адрес пожара.
Воспитатель: - Ребята, дома у нас есть много нужных предметов, при неправильном обращении с которыми мы можем пораниться, обжечься и даже отравиться. На картинку посмотрите, в чем опасность предмета расскажите.
(Дети берут по одной сюжетной картинке и рассказывают о опасных ситуациях и предметах)
Задание «Опасные ситуации и предметы»
Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом. Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, средства от насекомых. Не сиди и не играй на подоконнике, не открывай окно.
Воспитатель: Правила эти надёжно усвой и тебе не придётся столкнуться с бедой! - Я скажу волшебные слова, и книга снова оживёт.
Светом знаний озаряйся,
Следующая страница книги открывайся!
Страница «Опасности на природе» (Слайд из сказки «Красная шапочка».)
Воспитатель: - Посмотрите на следующую страницу нашей книги. Из какого произведения эта иллюстрация? (Сказка Красная Шапочка)
Воспитатель: - Кто написал это произведение? (Шарль Перро)
Выходит девочка Красная Шапочка, берёт корзину и обращается к детям.
Красная Шапочка (девочка) : - Здравствуйте ребята, зовут меня Красная Шапочка. Я в гости к бабушке иду. В лесу волка повстречала, куда иду я, рассказала.
Воспитатель: -Ребята, знакома ли Красная Шапочка с волком? (Нет)
Воспитатель: -Можно разговаривать с тем, кого не знаешь? (Нет)
Воспитатель: -Что может случиться? (предположительные ответы детей)
- Давайте вспомним правила поведения с незнакомыми людьми, посмотрите на экран.
Слайд «Правила поведения с незнакомцем»
Игра -задание «Расскажи правило по картинке»
Не разговаривать и не рассказывать о себе. Любые вопросы следует игнорировать, даже если они кажутся безобидными. Не соглашаться на предложения. Например, прокатиться на машине, показать необычную игрушку или принять участие в конкурсе. Не принимать подарки. Если незнакомец хочет вручить конфетку, шоколадку или игрушку, нужно отказаться и пройти мимо. Не верить незнакомцам. Особенно, если незнакомец предлагает подвезти или проводить домой. Не заходить в лифт или подъезд с незнакомыми. Нужно дождаться, пока они пройдут или уедут, а уже затем заходить в подъезд или лифт. Отойти в людное место, привлечь внимание окружающих в случае опасности. Если чужой человек пытается схватить или угрожает, нужно закричать, чтобы привлечь внимание прохожих к происходящему.
Воспитатель: - Красная Шапочка, а почему у тебя корзинка пустая?
Красная Шапочка (ребёнок) : - Я хотела набрать грибов для бабушки, но не успела. Помогите мне ребята!
Воспитатель: -Ну что ж ребята, тогда нам нужно пройти на лесную полянку.
Воспитатель с детьми подходят к лесной полянке, обращает внимание детей на знаки «Безопасность в лесу».
Воспитатель: -Ребята, вам знакомы эти знаки? (это правила безопасности в лесу)
Воспитатель: -Вы знаете, что они обозначают? (дети называют правила поведения в лесу)
Воспитатель: -Ребята, какие бывают грибы? (съедобные и ядовитые).
Воспитатель: Скажите, а какие съедобные грибы вы знаете? (лисичка, сыроежка, подберезовик, подосиновик, опята, маслята)
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Красной Шапочке, съедобные грибы соберём в корзину, а ядовитые оставим на поляне.
Игра-эстафета «Соберём грибы в корзину» (дети делятся на 2 команды. По одному бегут к полянке и, выбрав гриб, возвращаются обратно, положив гриб в корзину. Дотронувшись до плеча, следующего игрока, встает в конец колоны. Игру продолжает следующий участник. Побеждает та команда, кто больше и быстрее соберет все съедобные грибы с полянки)
Воспитатель: - Ребята, почему нельзя уничтожать ядовитые грибы? (ими лечатся лесные обитатели)
Воспитатель: -Молодцы, оставайся Красная Шапочка с нами.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:-Я скажу волшебные слова, и книга снова оживёт.
Светом знаний озаряйся,
последняя страница книги открывайся!
Страница «Ребёнок на улице» (слайд из сказки «Дядя Стёпа»)
Воспитатель: - Из какого произведения эта иллюстрация? «Дядя Стёпа».
Воспитатель: - Кто написал это произведение? С. Михалков.
Выходит Дядя Стёпа (ребёнок)
Воспитатель: - Всем известен дядя Стёпа,
Для ребят он лучший друг.
Если, где беда случится,
Он спешит на помощь вдруг.
Дядя Стёпа (ребёнок) : В МЧС теперь служу я,
В чине важном - генерал!
Так же всё с детьми дружу я,
Всем ЧП даю обвал.
Воспитатель: Ребята, какое опасное происшествие, может произойти с нами на улице? (можно попасть под машину)
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, как правильно переходить дорогу, где нужно ждать автобус. А в какие игры можно играть на дороге? (ответы детей)
Воспитатель: - На дороге и около неё нельзя играть ни в какие игры, а нужно быть внимательными и осторожными, следить за движением транспорта. Но если всё же случилась беда, куда надо обратиться? (ответы детей)
Воспитатель: В случае ДТП необходимо вызвать на место происшествия ГИБДД. Сделать это можно с помощью номера телефона - 102 При вызове оператору необходимо сообщить информацию о месте, где произошло происшествие. Буратино, чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила дорожного движения!
Воспитатель: Ребята, вам знакома служба МЧС?
Слайд «Профессия спасатель МЧС»
Воспитатель: - Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами, авариями, в которых они страдают. И спасатели — это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Важное качество для спасателя — уметь оценивать обстановку, чтобы быстро понять, какая тут помощь нужна. Благодаря этому мастерству, многие жизни им удалось спасти. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная.
- Ребята, давайте мы с вами подумаем, каким должен быть человек, чтобы он был спасателем? (сильным смелым, мужественным, отважным)
Воспитатель: - По какому номеру мы можем обратиться к спасателям за помощью? (Ответы детей)
Воспитатель: -112 — единый номер для вызова всех экстренных служб. Позвонить по нему можно с любого мобильного телефона, даже если баланс счёта отрицательный, отсутствует сигнал сети или в устройстве вообще нет сим-карты. 112 следует набирать, если нужна помощь нескольких экстренных служб (скорая помощь, полиция, газовая, МЧС)
Воспитатель: -А сейчас, ребята, мы с вами узнаем, как же правильно вызвать службу спасения и что говорить. Сначала надо набрать номер 112, назвать свое имя, фамилию. Потом надо рассказать, что произошло и сообщить адрес этого происшествия.
Игра – инсценировка «Вызов службы МЧС»
(Дети обыгрывают ситуации с вызовом по телефону, таким образом, закрепляя правильный алгоритм при вызове спецслужб)
Воспитатель: Ребята, запомните это навсегда, благодаря этим знаниям, вы спасете жизнь свою и чужую.
Дядя Стёпа (ребёнок - Для вас ребята, у меня не лёгкое задание, только ловкие, умные и дружные ребята смогут справиться.
Игра «Сложи специальный транспорт и назови службу».
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Вот и закончилась наша книга, перевёрнута последняя страница.
Выходит девочка Мальвина, в руках книга Азбука Безопасности.
Мальвина (девочка) : - Вот ты где, Буратино, а я тебя ищу повсюду, ты опять бездельничаешь! Это не ты случайно потерял Азбуку?
Буратино: -Ура! Мальвина ты нашла мою книгу, теперь меня не будет ругать Папа Карло. Спасибо тебе.
Воспитатель: -Буратино, эта книга не простая, это Азбука безопасности. Она поможет научится предвидеть опасность из разных источников, по возможности избегать её и действовать по ситуации.
Буратино: -Хочу, чтоб азбуку мою,
Прочли вы все, её я вам сейчас дарю!
В ней вы узнаете, друзья,
Как не попасть в беду.
Воспитатель: - Ребята, давайте полистаем «Азбуку безопасности» и вспомним, что мы делали сегодня на занятии.
-Что вам больше всего понравилось?
-Что больше всего запомнилось?
-Какое задание вам показалось трудным?
-Какие новые страницы хотели бы сделать в азбуке безопасности?
Мы можем дополнить азбуку новыми страницами безопасности, а для этого продолжим изучать правила безопасности в различных ситуациях.
-Как вы считаете мы смогли помочь Буратино? (Да)
Значит нам пора возвращаться в детский сад.
Дети с воспитателем садятся в автобус и возвращаются в детский сад.