Алсу Антонова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
Тема: «Счёт в пределах 10»
Программное содержание:
1. Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
2. Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности
3. Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах
Дидактический наглядный материал:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Счёт в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Демонстрационный материал: мяч, треугольники и квадраты (по 10 штук, полоски разной и одинаковой длины.
Раздаточный материал: наборы треугольников разного вида, картинки с изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребенка, счетные палочки, полоски разной длины.
Ход занятия:
Вводная часть (3 мин)
-Ребята, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Считай дальше». Вы уже умеете считать до 9. Давайте с вами вспомним, отсчитаем до 9. (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять)
Давайте все сделаем большой круг. У меня в руке мячик, теперь я передаю его по кругу и называю одно число до 9. Например: я передаю мячик Искандеру и называю «Семь». Искандер должен ловить мячик и назвать число, которое следует за семеркой. Какое число по счету идет после 7? (восемь)
-Верно. Искандер ловит мяч и говорит «Восемь». Далее он передает мячик своему соседу и называет свое число. Тот, кто поймал мячик называет последующее число. Игра повторяется до тех пор, пока все дети примут участие в игре.
-Молодцы, дети. Садитесь на свои места.
Основная часть (10 мин)
-Ребята, посмотрите на доску, какие геометрические фигуры вы здесь видите?(треугольники и квадраты)
-Верно! Здесь расположены квадраты и треугольники.
-Как мы с вами можем узнать, по сколько здесь квадратов и треугольников? (нужно сосчитать)
-давайте вместе сосчитаем квадраты (счет до 9)
-Сколько всего квадратов? Где они расположены? (9. На верхнем ряду)
-Молодцы, а теперь давайте сосчитаем треугольники.
-Сколько всего треугольников? Где они расположены? (9. Внизу)
-Что вы можете сказать о количестве квадратов и треугольников?(их количество одинаковое)
-Правильно, а еще как можем сказать?(квадратов столько же, сколько и треугольников; а треугольников столько же, сколько и квадратов)
-Верно, молодцы ребята!
-А теперь я добавляю еще один треугольник. А сейчас сколько их? (10)
-Как вы узнали? (к 9 прибавили один)
-Как можно проверить?(нужно сосчитать) Давайте с вами сосчитаем.
-Верно, ребята, треугольников стало 10. На сколько больше стало? (на один больше)
-А сейчас что вы можете сказать о количестве треугольников и квадратов? (треугольников больше, чем квадратов)
-А еще как можем сказать? (квадратов меньше, чем треугольников)
-они равны по количеству?(нет)
-правильно!
-А как сделать, чтобы стало поровну? (добавить один квадрат)
-Правильно, молодцы. Добавляю один квадрат.
-Сколько всего квадратов?(10) Давайте сосчитаем
-А сейчас что вы можете сказать о количестве? (их поровну, они равны, квадратов столько же сколько и треугольников)
Убираю один квадрат.
-так, ребята, а как еще можно их сравнять?(убрать один треугольник)
-молодцы, совершенно верно.
Убираю один треугольник.
-А сейчас сколько у нас квадратов? (9) Давайте посчитаем. А сколько треугольников?(9)
-Что вы можете сказать об их количестве?(они равны; их количество одинаковое)
-А еще как можем сказать? (квадратов столько же, сколько и треугольников; а треугольников столько же, сколько и квадратов).
-Число 10 больше или 9? (10)
-Какое число меньше? (9)
-Правильно, дети, молодцы! Вы справились с заданием!
-А теперь мы с вами отдохнем.
Физминутка (1 мин)
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Работа с раздаточным материалом (5 мин)
-Ребята, выложите перед собой все геометрические фигуры, лежащие на подносе. Чем похожи эти фигуры? (три угла, три стороны)
-Какие это геометрические фигуры?(треугольники)
-А сейчас мы с вами попробуем найти отличия между треугольниками, сравнив с помощью полоски бумаги длину сторон каждого из них. (показываю и объясняю детям способ сравнивания треугольников с помощью полоски)
-Треугольник-это такая геом. фигура, у которой три стороны и три угла. Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним. Повторите «равносторонний». (равносторонний)
Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным. Повторите «равнобедренный». (равнобедренный)
Треугольник, у которого все стороны разные по длине, называется разносторонним. Повторите «разносторонний».(разносторонний). И все они называются треугольниками.
(показываю детям каждый вид треугольника)
-Ребята, смотрите, на доску я поставила треугольник, у которого все стороны равны. Значит, как он называется? (равносторонний)
-А теперь, попробуйте на столе составить равносторонний треугольник с помощью счетных палочек.
-Какой треугольник вы составили? (ответы детей)
-Сейчас, я на доску поставила треугольник, у которого две стороны равны. Как он будет называться? (равнобедренный)
-А теперь, попробуйте составить равнобедренный треугольник с помощью полосок, которые лежат у вас на столе.
-Какой треугольник вы составили? (равнобедренный)
-Также я добавляю треугольник, у которого все стороны разные. Как он будет называться? (разносторонний)
-Попробуйте составить разносторонний треугольник с помощью полосок.
-Какой треугольник вы составили? (разносторонний)
-Молодцы, дети. Сколько треугольников мы с вами составили? (3) Какие виды треугольников вы узнали? (разносторонний, равнобедренный, равносторонний)
-Молодцы, дети, вы справились с заданием!
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Составь сутки»
Перед детьми на доске картинки с изображениями частей суток (утра, дня, вечера и ночи).
-Посмотрите, на картинки, которые висят на доске. Какое животное изображено на всех четырех картинках? (медведь)
-Что делает медвежонок на первой картинке? (просыпается, завтракает, идет в дет. сад)
-Верно, а что он делает на второй картинке? (обедает, играет, ложится спать на дневной сон)
-Правильно, а на третьем рисунке что он делает? (просыпается, ужинает, возвращается домой из дет. сада)
-А на четвертом рисунке что делает? (ложится спать)
-Правильно, дети, молодцы. Вы правильно назвали все рисунки. Какие части суток вы узнали? (ответы детей)
-Давайте с вами вспомним и повторим части суток. Утро, день, вечер, ночь. А сейчас я поменяю последовательность картин, затем я с помощью считалки выберу одного из вас и тот, кто выйдет, должен будет правильно расставить на свои места эти рисунки.
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенку поёт.
Шишка отлетела — прямо Мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою — топ!
Игра повторяется 2-3 раза.
Рефлексия (1 мин)
-молодцы, все справились с заданием. Ребята, давайте вспомним с вами, что мы сегодня делали? Что нового вы узнали?
-вы мне очень понравились, вы самые умные ребятишки, и давайте похлопаем себе.