Марина Дудко
Конспект занятия по ФЭМП в старшей ГКН для детей с ЗПР «Овал»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ОВАЛ
Цель:
Сформировать представление об овале.
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять в назывании времени суток и в определении их последовательности
2. Закреплять счет и знание цифр от 1 до 5
3. Актуализировать умение распознавать и называть изученные геометрические фигуры
4. Актуализировать умение выделять круглую форму
5. Сформировать представление об овале
6. Учить распознавать овал в предметах окружающей обстановки
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей ГКН для детей с ЗПР „Овал“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
7. Учить распознавать овал среди фигур разной формы
8. Обучать умению определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение и обобщение)
2. Развивать внимание, память, воображение
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки взаимопомощи и взаимовыручки
2. Формировать положительный опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «Спросить у того, кто знает»
3. Продолжать учить адекватно оценивать свой результат и результаты других
Оборудование:
Демонстрационный: презентация «Время суток», карточки с рисунком из геометрических фигур для обозначения вагонов, карточки с изображением овальных и не овальных предметов.
Раздаточный: карточки с нарисованными в ряд геометрическими фигурами - билеты на поезд, 2 круга и 1 овал (белые, вырезанные из цветного картона часы, колесо и огурец, круги и овалы трех цветов (красного, оранжевого, желтого).
Ход занятия
1. Организационный момент.
• Ребята, сегодня мы отправимся с Вами в путешествие. Но путешественники должны хорошо определять время суток. Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и догадайтесь о каком времени суток загадка. Если Вы правильно отгадаете, то увидите нашего Времясчетчика, который тоже отправился вместе с нами в путешествие.
Я хочу Вам объяснить,
Как на части день делить
Каждый может по часам
Время дня увидеть сам.
… (утром)солнышко встает,
За окошком рассветет.
Просыпаться нам пора,
В детский сад идти с … (утра).
Вот на улице светло,
Время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем,
Много дел бывает (днем!
Вот и солнышко садится,
Это (вечер) к нам стучится.
Вся семья вернется в дом,
Соберется за столом.
День закончился давно.
На дворе совсем темно.
(Ночь) приходит.
Нам она доброго желает сна.
Без наглядной опоры
С наглядной опорой
С наглядной опорой и вербальной подсказкой
• Дети собираются около учителя-дефектолога. Он рассказывает о том, что их пригласили в гости жители страны геометрических фигур. Страна эта далеко. Доехать до нее можно на необычном поезде.
- Хотите прокатиться на таком поезде?
Игра «Посадка в поезд».
Дети покупают билет на поезд. Билет - это карточка, на которой нарисованы 3 геометрические фигуры:
На каждом вагоне (стульчике) лежит карточка с картинкой, составленной из геометрических фигур, нарисованных на билетах.
Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон (стульчик) с картинкой, составленной из его набора фигур.
Посмотри, у тебя должны быть такие же фигуры, как и у меня.
Посмотри, у тебя должны быть такие же фигуры, как и у меня. Порядок следования фигур должен быть таким же, как на моем билете. Давай сравним.
Дети садятся в свои вагоны. При проверке билетов дефектолог- контролер задает ребенку вопрос:
- Какие геометрические фигуры нарисованы на твоем билете и на вагоне?
• Игра «Мы едем, едем, едем.»
После проверки билетов дефектолог предлагает детям изобразить стук колес. Как правило, дети начинают стучать по полу ногами.
Педагог может сказать о том, что поезд едет все быстрее и быстрее (замедляет свой ход, дети должны ускорить ритм (замедлить его).
• Игра «Посчитай». А сейчас наш паровоз даёт гудок.
Посмотрите на карточку и скажите, сколько гудков дал паровоз. А теперь позвоните в колокольчик столько раз, сколько указывает написанная цифра.
Какая цифра? Сколько раз погудел паровоз? Сколько раз надо позвонить в колокольчик?
Какая цифра? Вспомни стих про цифру. Звони и вместе будем считать.
2. Основная часть.
• Игра «Наведем порядок» (начало).
Дети садятся за столы, на которых находится вырезанный из аль-бомного листа круг, а также два вырезанных из картона круга немного меньшего размера - часы, колесо. Кроме этого, есть вырезанный из картона овальный предмет : огурец. Размер кругов таков, что они вписываются в овал.
Жители страны геометрических фигур просят детей помочь положить вещи в коробку (педагог показывает на вырезанный из альбомного листа круг).
Как правило, дети кладут в коробку все предметы.
Учитель-дефектолог говорит, что жители просили коробки закрыть, и дает детям еще один круг, вырезанный из альбомного листа, точно такого же размера, как и предыдущий.
- Смогли ли вы закрыть коробки? (Нет)
- Почему вы не смогли этого сделать? (Огурец не круглый)
- Почему не смогли закрыть? Что-то выглядывает?
- Посмотри, что-то выглядывает. Мешает закрыть коробку. Можно закрыть коробку?
• Игра «Наведем порядок» (продолжение).
Педагог уточняет, что огурец имеет другую форму, и предлагает детям подобрать коробку для огурца.
Дети подходят к другому столу, на котором находятся вырезанные из альбомного листа квадраты, треугольники, круги и овалы, причем овалов столько же, сколько детей.
Дети должны выбрать нужную коробку и сесть с ней на свое место.
Взрослый при необходимости помогает детям сопоставить форму огурца и фигур и выбрать коробку правильно.
- Удалось вам положить все предметы по коробкам? (Да)
- Ира, и тебе удалось? И тебе, Алеша! Все молодцы!
- Сколько у вас круглых предметов?
Демонстрация круга.
- Сколько у вас некруглых предметов?
- Сколько у тебя предметов, другой формы, непохожей на круг.
- Сколько у тебя предметов другой формы, непохожей на круг (демонстрация круга).
• Игра «Наведем порядок» (продолжение).
Учитель-дефектолог говорит, что позвонил, например, Мишутка и спрашивает, коробку какой формы ему нужно купить, чтобы положить туда огурцы, выращенные на огороде.
Как правило, дети самостоятельно не смогут назвать форму — овал.
Если же кто-то из детей назовет ее правильно, какой-нибудь сказочный герой, например зайчонок, может засомневаться и высказать другую версию (прямоугольник, призма и т. д.).
- Смогли ли вы объяснить Мишутке, как называется такая форма?
(Нет.)
- Почему не смогли? (Не знаем, как правильно назвать)
- Ты знаешь, как называется эта форма?
- Это круг? Это квадрат? Это треугольник?
• Игра «Наведем порядок» (окончание).
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь
узнать? (Надо у кого-либо спросить)
Спроси у Коли. Он знает? А кто знает?
После вопроса детей педагог рассказывает детям о том, что
предметы, похожие по форме на огурец, называют овальными.
Обведите пальчиком овальный огурец.
- Есть ли у него углы?
- У какой еще фигуры нет углов?
- Посмотри, у этой фигуры есть углы? Как она называется?
- Посмотри, у круга есть углы?
Дефектолог фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой формой предметов — овальной, и помещает на доску изображение овала.
• Игра «Положи в коробку».
- Какие еще овальные предметы вы можете положить в эту коробку?
Учитель-дефектолог показывает детям карточки, на которых нарисованы различные предметы как овальной, так и другой - квадратной, прямоугольной, круглой - формы. Дети должны назвать предметы овальной формы, например, овальный кабачок, овальная дыня, овальное зеркало.
- Кабачок какой? Дыня какая?
- Кабачок какой? Дыня какая (Прикладывание карточек с предметами к карточкам с фигурами, определение предметов овальной формы).
• Игра «Поезд».
Учитель-дефектолог собирает детей около себя и рассказывает, что принято из далеких путешествий привозить тем, кто человека ждал дома, что- либо приятное.
- Кто вас ждал дома, пока вы гостили в стране геометрических фигур?
Как правило, дети отвечают, что их ждала мама.
- Кто тебя любит больше всего?
- Что можно привезти маме?
Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем привезти маме цветы.
Чтобы собрать цветы для мамы, жители страны геометрических фигур приглашают детей на цветочную поляну, до которой надо доехать на поезде.
3. Физ. минутка
Паровоз
(Стать около своих мест. Руки согнуть в локтях, выполнять движения вперёд-назад).
Загудел паровоз и вагончики повё з: - Чу, чу, чу!
Далеко я укачу! (Бег на месте).
Вагончики зелё ные: бегут, бегут, бегут, (Быстрый шаг на месте с лёгким притопыванием)
А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук!
Дети садятся на свои места в поезд, прохлопывают заданный педагогом с помощью хлопков ритм.
/ - //
/ - /
//
4. Основная часть.
• Игра «На полянке»
Дети выходят из поезда и подходят к ковру, на котором хаотично лежат цветы — круги (по количеству детей) и овалы (по количеству детей) двух цветов. Половина кругов и овалов красная, половина — желтая.
- Соберите все овальные цветы.
- Собери все цветы, похожие на эту форму – на овал.
Может случиться, что кто-то из детей возьмет два овала. В этом случае
кому – то овал не достанется - тогда другие дети должны с ним поделиться. В решении этой проблемы детям предоставляется самостоятельность.
После того как у всех детей окажется по одному овалу, педагог
задает вопросы:
- Сколько у вас цветов? (1)
- Саша, какого цвета цветок ты сорвал?
- Настя какой формы цветок ты сорвала?
- Катя, какого цвета твой цветок?
- Андрей, какой формы твой цветок?
Далее обсуждение ведется фронтально:
- Какой формы цветы остались на поляне? (Круглые)
- Сорвите круглый цветок другого цвета.
- Сколько у вас стало цветов? (2)
- Одинаковые ваши цветы или разные? (Разные)
- Чем цветы отличаются? (Цветом и формой.)
- Чем цветы отличаются? Посмотри на цвет. Посмотри на форму.
- Чем цветы отличаются? Это какой цвет? А это какой цвет? Одинаковые цвета? Это какая форма? А это какая форма? Одинаковые формы?
- Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, что форма у цветов разная?
С помощью учителя-дефектолога дети кладут круг на овал.
- Чем овал отличается от круга?
- Чем овал отличается от круга (наложение круга на овал)
- Чем овал отличается от круга (наложение круга на овал Что выглядывает?
- Чем овал и круг похожи? (У них нет углов)
- Чем овал и круг похожи? Показ пальцем по контуру фигур. (У них нет углов)
5. Итог занятия.
Дети собираются около учителя-дефектолога.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому помогли?
Педагог хвалит детей и говорит, что они смогли помочь жителям страны геометрических фигур разложить вещи в коробки, смогли помочь Мишутке купить нужную коробку, нарвали цветов для мамы, потому что узнали, что такое овал.