Эльвира Набиуллина
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Вверху, внизу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения; закреплять умение считать до 4, соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение узнавать изученные геометрические фигуры, определять, сравнивать и называть свойства предметов, сравнивать численность групп предметов.
Материалы к занятию
Демонстрационный: 3 игрушки медведя, 1 заяц, карточки с цифрами от 1 до 4.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в средней группе „Вверху, внизу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Раздаточный: листы бумаги с нарисованными на них двумя полками, 1 треугольник, 2 квадрата разного размера, 3 круга разного размера, карточки с кругами разного размера от 1 до 4.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, а вы помогаете родителям дома по хозяйству?
- Что вы умеете и делаете по дому?
Дети отвечают на вопросы, воспитатель хвалит их и рассказывает, что медведи из сказки «Три медведя» построили себе новый дом, купили туда новую посуду, мебель.
Медведи просят детей расставить новую посуду по полкам.
- Хотите помочь медведям расставить посуду по полочкам.
- А вы сможете?
2. Совместная деятельность.
Часть 1.
Дидактические задачи: закреплять умения соотносить цифры в пределах 4 с количеством предметов.
Воспитатель объясняет детям, что войти в дом можно только по двое, то есть парами.
Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены круги: на двух карточках – 1 круг, на двух – 2 круга, на двух – 3 круга, на двух – 4 круга (если детей в группе больше, то карточек с одинаковым количеством кругов может быть больше).
Воспитатель объясняет ребятам, что после того, как каждый из них получит карточку, нужно сосчитать, сколько кругов на ней нарисовано, а потом найти «друга», у которого на карточки столько же кругов.
Чтобы получить обратную связь, воспитатель задает наводящие вопрос:
- Что нужно сделать сначала? (Сосчитать круги на своей карточке.)
- Кого вы будете искать потом? (Человека, у которого столько же кругов.)
Далее дети ищут себе пару – «друга», Воспитатель проверяет выполнение задания у каждой пары.
После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежат карточки с числом, соответствующим количеству кругов на их карточках. Дети рассаживаются за столы, после чего воспитатель убирает карточки с кругами, чтобы они не отвлекали детей от последующей деятельности.
Часть 2.
Дидактические задачи: уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения; закреплять счет от 1 до 4, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение распознавать знакомые геометрические фигуры.
Дети сидят за столами.
У каждого ребенка – лист бумаги с нарисованными на нем горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда) – 1 треугольник, 2 квадрата разного размера, 3 круга разного размера. Цветовая гамма у фигур одинаковая.
-Сколько полок у медведей на кухне?
Дети считают, - одна, две, всего две полки (согласовывая числительное с существительным в роде)
- Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.
Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «верхняя полка», «нижняя полка».
Воспитатель говорит, что медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была только НЕ круглая посуда.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:
- Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?
Дети считают: одна, две, три – всего три тарелки (согласовывая числительное с существительным в роде).
- Какую форму имеют эти тарелки?
- Сколько треугольных (квадратных) тарелок на нижней полке?
- На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.
- Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?
- Чем отличаются эти тарелки? (У них разный размер.)
- Чем похожи эти тарелки? (У них одинаковая форма, они все круглые; у них одинаковый цвет, они все желтые.)
- Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит Мишутке (Настасье Петровне, Михаилу Ивановичу?
Дети называют размер кругов: самая маленькая – тарелочка для Мишутки,
побольше – тарелка Настасьи Петровны, а самая большая – тарелка Михаила Ивановича.
Часть 3.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать умение изображать реальные действия с помощью мимики и жестов.
Воспитатель говорит детям о том, что к трем медведям собирается в гости заяц.
- Ребята, как вы думаете, что обычно делают перед приходом гостей?
Выслушиваются ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: к приходу гостей хозяин готовит угощение, наводит порядок в доме, накрывает на стол.
- Что значит «навести порядок»?
Воспитатель предлагает детям выбрать, что они будут делать для наведения порядка: вытирать пыль, подметать пол, пылесосить, убирать на место игрушки и т. п.
Дети жестами и мимикой имитируют названные действия.
Часть 4.
Дидактические задачи: закреплять умение использовать в речи слова «верхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов.
Воспитатель приглашает Детей сесть на свои места и выставляет на доске рядом с медведями изображение зайца.
- Пришел в гости к трем медведям заяц.
- Что делают хозяева, когда приходят гости?
-Чтобы угостить зайца, медведи попросили достать посуду с верхней полки.
Дети снимают три круга с листа и кладут перед собой.
- Ребята, как вы думаете, хватит ли тарелок на всех?
- Почему вы думаете, что не хватит? (Потому что тарелок три, а зверей за столом четыре.)
- Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем? (Надо поставить на стол еще одну тарелку.)
- Где можно взять тарелку, которой не хватает? (С нижней полки.)
Дети достают одну фигуру с нижней полки.
Воспитатель задает вопрос:
- Ребята, кто поставил для зайца треугольную (квадратную) тарелку?
- Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок?
Медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.
Часть 5.
Дидактические задачи: закреплять умения понимать и использовать в речи слова «вверху», «внизу», связать их с движениями детей.
Дети собираются около воспитателя, чтобы поиграть в игру. Воспитатель называет какой либо предмет.». Если названный предмет находится внизу, то дети садятся на корточки, дотрагиваются руками до пола и говорят: «внизу». Если этот предмет находится вверху, то дети поднимают руки вверх, встают на цыпочки и говорят: «вверху».
3. Осмысление.
Дидактические задачи: создать ситуацию успеха, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии.
Дети собираются около воспитателя.
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Чем мы помогли медведям?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь медведям потому, что они не боятся трудностей, хорошо считают, знают, где верх, а где – низ.