Наталья Быстрова
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математическое путешествие по просторам нашей Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
«Математическое путешествие по просторам нашей Родины»
Цель: обобщить знания и закрепить умения детей, которые они получили в течение учебного года
Задачи:
Образовательные:
• расширить представления об основных природных объектах нашей страны и их месторасположении
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Математическое путешествие по просторам нашей Родины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
• продолжать закреплять умение пересчитываться в прямом и обратном порядке
• дать представление о четырёхугольнике
Развивающие:
• развивать умение согласовывать окончания числительных в ж. р и м. р.
• развивать умение воспроизводить ритмический рисунок
• ориентироваться в пространстве, определяя правую и левую сторону своего тела и тела другого человека
• продолжать развивать навык рисовать по клеткам ритмично повторяющийся узор, ориентироваться на листе бумаги
• развивать логическое мышление, внимание, память
Воспитательные:
• воспитывать умение работать в коллективе, в паре
• воспитывать усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
• воспитывать доброе, уважительное отношение к объектам окружающего мира
Коррекционно-образовательные
• выявление аграмматизмов при согласовании числительных в м. р. и ж. р
Коррекционно-развивающие
• развитие произвольности и контроля
Коррекционно-воспитательные
• воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого
Предварительная работа: знакомство с геометрическими фигурами на занятиях по математике, дидактические игры на прямой и обратный счёт, ориентировку в пространстве, составление плана группы, графические диктанты, беседы о природных зонах нашей страны
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация, мяч, 2 полоски голубого цвета 42 см, план группы на каждый стол,тетради в крупную клетку и простые карандаши на каждого ребёнка
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Вводная часть
К нам сегодня пришёл Незнайка. Утром он мне рассказал, что осенью хочет пойти в школу учиться. Дети, которые готовы пойти в 1-й класс много знают и умеют считать, перессказывать, составлять правильные предложения, знают буквы и звуки алфавита. Ещё дети должны знать в какой стране мы живём и чем мы можем гордиться. Незнайка уже научился считать и даже писать, а вот про родную страну он почти ничего не знает. Он обратился за помощью в нашу группу, т. к. знает, что дети подготовительной группы много знают о своей стране. Как мы можем помочь Незнайке? (Рассказать как называется наша страна, кто президент, какой флаг, герб) А чем гордится русский народ? А кто нам может помочь больше узнать про нашу страну? (Взрослые, прочитать книги, посмотреть передачи, тот кто много знает о родной стране) Наша страна очень большая, самая большая страна на Земле. И рассказать нам может о ней, тот кто побывал почти в каждом уголке России. (Учёные, журналисты, путешественники) Да. И сегодня нам поможет познакомиться с нашей Родиной известный путешественник Фёдор Конюхов. Он любит путешествовать по миру и по нашей стране. Путешествует он на воздушном шаре по воздуху и на лодке по воде. Хотите отправиться в путешествие на воздушном шаре по нашей стране? (да)
Воспитатель: Дети, что такое Родина?
Дети: Родина это страна, в которой мы родились, где живём со своими родителями, родными. Родина - значит родная, как мать и отец.
Воспитатель:
Родина моя - бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Т. Коти.
Основная часть
Воспитатель: В корзине воздушного шара может поместиться только 24 человека. Давайте сосчитаемся и узнаем сможем ли мы все улететь на нём.
1. Игровое упражнение с мячом – закрепление прямого и обратного счёта, согласование окончания числительных м. р. и ж. р.
Воспитатель просит детей выйти и встать в кружок, предлагая им пересчитаться, передавая мяч (стоит обязательно за кругом). Договариваются, с кого из детей начнётся пересчёт и в каком направлении (в правую или левую сторону от выбранного, просит их согласовывать окончания числительных в зависимости от того, кого считают: мальчика или девочку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно считали. Сможем мы все вместе полететь на воздушном шаре? Отправляемся в путь.
Воспитатель:
Первая наша остановка - станция реки России. (Показ на географической карте рек Волги и Енисея) Посмотрите на план группы и подойдите в то место, где обозначены реки на плане.
Волга - русская река
Омывает берега.
В мире всем она известна,
А в России всем полезна.
Ею кормится земля,
Орошаются поля.
Мы должны её любить,
Чистоту её хранить.
К. Иваниенко.
2. Сравнение двух полосок бумаги – умение вычленять существенные признаки описанной ситуации
Воспитатель: Волга - одна из крупнейших рек на земле и самая большая в Европе. А в Сибири протекает река Енисей. Давайте сравним, какая река длиннее. Одна полоска (целая) – это река Волга, вторая (разделена линиями на 6 равных частей) – река Енисей.
Воспитатель выставляет друг под другом две абсолютно одинаковые голубые полоски длиной 42 см. Воспитатель обращает внимание детей на обе полоски, показывает на ту, где части отмечены линиями, спрашивает: «Где больше таких частей? В этой или в той полоске?»
Дети: Полоски одинаковые. Только в этой полоске части видны, а в другой не видны. Но их столько же. Значит, реки Волга и Енисей одинаковые по длине.
3. Игра «Построим мост» - ориентировка в пространстве, определение правой и левой стороны своего тела и тела другого человека
Воспитатель: реки Волга и Енисей протекают через большие города. Чтобы перебраться с одного берега на другой, строят большие мосты. И мы сейчас будем строить много мостов.
Воспитатель предлагает детям встать в пары напротив друг друга и положить правую руку на левое плечо соседа. Затем просит детей положить правую руку на правое плечо соседа. Затем просит поменяться парами и даёт новое задание. Например, положить левую руку на левое плечо соседа, левую руку на правое плечо соседа, дотронутся левой рукой до правого уха соседа.
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько много разных мостов перекинулось через реки Волга и Енисей. А мы отправляемся дальше.
Вторая остановка - озеро "Байкал". (Показ на географической карте) Посмотрите на план группы – где обозначено озеро?
Байкал - самое глубокое озеро на земле. Это очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, не солёная. Зимой озеро Байкал покрывается прозрачным льдом. На прозрачной поверхности озеро можно разглядеть различные геометрические фигуры.
4. «Геометрические фигуры» – дать представление о четырёхугольнике, развивать умение обобщать свои представления
На экране интерактивной доски изображены четыре фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб и трапеция. Воспитатель просит детей назвать, какие из этих форм они знают
Дети: квадрат, прямоугольник
Воспитатель: а как можно назвать эти фигуры? (показывает указкой на ромб и трапецию) Посмотрите внимательно на все эти фигуры. Что общего между ними? Чем они похожи?
Дети: похожи по цвету, по размеру, у них есть стороны
Воспитатель: а углы есть? Сколько углов у каждой фигуры?
Воспитатель просит одного из детей подойти к доске и, дотрагиваясь указкой до каждого угла каждой из фигур, пересчитать их. Все дети считают хором вместе с ним. Затем воспитатель повторно дотрагивается до каждой фигуры и ждёт хорового ответа «Четыре угла»
Воспитатель: каким же словом можно назвать каждую из этих фигур и все вместе?
Дети: четырёхугольник, четырёхугольники.
Воспитатель: Итак, на поверхности застывшего озера Байкал можно рассмотреть разные геометрические фигуры – четырёхугольнки.
А когда наступает весна, лёд тает и летом можно купаться в озере. Давайте встанем в круг и покажем, как можно плавать
5. Физкультминутка – снятие напряжения с мышц, вызванное неподвижным состоянием, развитие речи, памяти, координации движений
А мы к озеру спустились, Дети идут к центру круга.
Наклонились и умылись. Наклоняются, "умываются".
Раз, два, три, четыре, пять - Изображают, что брызгают себе лицо водой.
Только брызги летят.
А теперь поплыли раз, Идут по кругу, изображают, что плывут.
А теперь поплыли два,
И вернулись на места. Садятся на свои места.
Воспитатель: Следующая остановка - Уральские горы. (Показать на географической карте) Посмотрите на план нашей группы, где находятся Уральские горы и подойдите туда.
Уральские горы – корона России.
Уральские горы длины и красивы.
На каждом из склонов громадные сосны,
Зелёные летом и осенью поздней.
Воспитатель: в горах можно услышать эхо.
6. Игра «Эхо» - развивать умение воспроизводить ритмический рисунок.
Дети встают полукругом перед воспитателем. Воспитатель хлопает в ладоши, а дети, как «эхо», отвечают так же. Воспитатель хлопает в ладоши один раз, дети вслед за ней все одновременно повторяют это. Воспитатель хлопает в ладоши три раза в определённом ритме. Дети повторяют. Хлопает четыре раза в определённом ритме. Дети повторяют. Воспитатель хлопает один раз. Дети повторяют.
Воспитатель: наше путешествие подходит к концу, и у на споследняя остановка. А что это вам поможет угадать графический рисунок, который вы нарисуете в тетрадях под мою диктовку.
7. Графический диктант «Кремлёвская стена» – ориентировка на листе бумаги
Воспитатель просит детей найти середину левого края листа, поставить там точку. Диктует: «От этой точки ведём линию на 3 клетки направо, 5 клеток вверх, на 2 клетки вниз по диагонали, затем на 2 клетки вверх по диагонали, 5 клеток вниз и 3 клетки направо. Остановились. Далее узор повторяется 5 клеток вверх, на 2 клетки вниз по диагонали, затем на 2 клетки вверх по диагонали, 5 клеток вниз и 3 клетки направо. Посмотрите, что напоминает этот узор? (Похоже на зубцы Кремлёвской стены.) Продолжите сами этот узор по клеткам до конца листа, будьте внимательны, не ошибитесь»
Воспитатель: так как называется последняя станция нашего путешествия по стране?
Дети: это город Москва (Показ на географической карте)
Воспитатель: А как вы думаете, где может находиться эта остановка в нашей группе? Обозначьте это место на плане группы.
Воспитатель:
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
Наше путешествие подошло к концу, и нам пора возвращаться в детский сад в наш родной посёлок (Показ на географической карте)
Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по просторам нашей Родины.
Вам понравилось путешествие?
Что понравилось?
Где мы побывали?