Наталья Булахтина
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир счётных устройств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
«Путешествие в мир счётных устройств»
Программное содержание:
- познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Путешествие в мир счётных устройств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счеты, счетные устройства
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- конкретизировать знания детей о способах счёта предметов;
- совершенствовать знания о современных счётных устройствах;
- способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
- поддерживать познавательный интерес к истории математики.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа: подбор литературы в книжный уголок; подбор материала в «Уголок опытно – экспериментальной деятельности»; подбор иллюстраций для презентации.
Оборудование:
• проектор;
• презентация;
• оборудование для мини – музея «Мир счётных устройств».
Ход занятия:
Дети сидят за столами.
Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о чём оно.
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица,
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой - посмотри
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.
Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
- О чём говорится в стихотворении? (ответы детей) Что автор предлагает нам сделать в конце стихотворения? (записать эти цифры) Какие цифры вы будите записывать? (от 1 до 10) Как вы их запишите? (по порядку).
- А для начала давайте вспомним, как они выглядят, и запишем их в воздухе (дети берут ручки и пишут цифры в воздухе).
- Теперь открываем тетради, записываем по порядку через клеточку цифры от 1 до 10 (дети записывают цифры в тетради).
- Посчитайте цифры, которые вы записали. (дети считают от 1 до 10)
- Мы с вами живём, в 21 веке и цифры нам очень помогают в нашей жизни! Как они помогают, что мы можем посчитать? (ответы детей).
- А вы хотите узнать, как люди считали раньше? Что помогало людям при счёте предметов? (ответы детей) Я вас приглашаю в путешествие в мир счётных устройств.
- Давайте встанем в круг.
Физкультурная минутка.
Дорогие ребята, друзья! (встаём в круг)
Сидеть на месте нам нельзя. (ходьба по кругу)
Путешествовать вы поспешите (подскоки по кругу)
Ждёт вас много интересных открытий! (останавливаемся и разводим руки в стороны)
(дети садятся на стулья перед проектором).
Воспитатель: - Давным-давно древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук, а иногда и пальцы ног.
(слайд №2 -3).
Рассмотрите изображения. «Что такое пальцевый счёт?»
- Это были первые счеты. Но они оказались не удобными потому, что нельзя было на них посчитать, например, до 20 – 30. И тогда человек изобрел другие счеты.
(слайд № 4-5).
- Следующим шагом в развитии счёта стало использование камешков, косточек, палочек. Ещё для запоминания чисел делали узелки на верёвках.
Слайд -6
-Также в старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа
несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки.
(слайд 7)
- Вскоре появился специальный счётный прибор – абак. Абак получил широкое распространение в Египте, Греции, Риме. Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку.
(слайд № 8).
На песке делали бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая – десяткам и т. д. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от деревянных досок, песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками.
(слайд № 9).
- Абак был усовершенствован и на свет появились счёты – устройства, состоящие из набора костяшек, нанизанных на стержни. Китайские счёты состояли из деревянной рамки, разделённой на верхние и нижние отделы.
(слайд № 10).
- На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Затем появился «дощаный счёт», который почти не отличался от обычных счётов и представлял собой рамку с укреплёнными горизонтальными верёвочками, на которые были нанизаны просветлённые сливовые или вишневые косточки.
(слайд №11).
- А в наше время вы можете увидеть вот такие счёты (показ счётов,
Как вы думаете, чем они могут отличаться от «дощатых счётов»? (ответы детей)
(слайд № 12)
- Но, чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому учёные изобретали различные вычислительные приборы.
- В наше время для вычисления сложных чисел и математических операций используют вот эту счетную машину (показ калькулятора) вы, наверное, знаете, как она называется? (ответы детей)
- Кто из вас покажет, как им нужно пользоваться? (дети показывают).
(слайд № 13).
- А теперь посмотрите на следующий прибор. Как вы думаете, что это? (ответы детей) Ребята, а что можно делать с помощью компьютера? (ответы детей) Чем компьютер отличается от калькулятора? Калькулятор выполняет простейшие вычисления, а у компьютера есть программа и он выполняет больше функций (ответы детей)
- Вот вы и узнали, как люди считали раньше и теперь. А сейчас я вас приглашаю - Понравилось ли вам наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей) Как люди считали в древности и что использовали? Из чего были сделаны счёты? Что люди используют теперь? Людям, каких профессий нужны счетные устройства? (дети отвечают) Какое устройство вам понравилось больше всего? (ответы детей).