Юлия Мурзина
Конспект занятия по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе. «Путешествие в страну математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование и закрепление элементарных математических представлений, представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени.
Образовательные задачи:
- закреплять умения различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; знания о последовательности дней недели;
- формировать умения находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе, „Путешествие в страну математике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между);
- упражняться в умение правильно строить вопрос;
- активизировать словарь по теме.
Развивающие задачи:
- развивать логическое и образное мышление, внимание, память, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, диалогическую форму речи, мелкую моторику;
- развивать сообразительность и быстроту реакции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Материалы и оборудование : разрезные картинки; корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6); карточки-задания; медальоны с буквами П, О, Б, Е, Д, А; презентация; блоки Дьенеша три комплекта; карточки – обозначения свойств блоков Дьенеша; палочки Кюизенера; дидактическая игра «Живая неделя» (семь секторов разных цветов); три комплекта цифр от 0 до 10; кубик с цифрами; мячи; сундук с конфетами, цифры 5, 4, 3, 2 по количеству детей.
Предварительная работа: решение математических задач, игры с блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, игры на ориентировку в пространстве, во времени.
Мотивация
Группа разделена на зоны : столы. На каждом столе цифры от 1 до 6 и задания.
Дети заходят в группу. На столе лежат разрезные картинки.
- Ребята, как вы думаете, что это за картинки? Как мы можем узнать, кто на них изображен?
Дети собирают разрезные картинки.
- Ребята, посмотрите, кто у нас получился? (Профессор – Математик)
- А кто знает, как он к нам попал и зачем?
- Тут внизу, что-то написано. Он предлагает нам пройти испытания. За пройденные испытания вы получите в подарок сокровища. Что вы думаете?
- Чтобы справиться со всеми трудностями, вам поможет ваша сообразительность, смелость, внимательность и наблюдательность. Но самое главное, чтоб получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Вы готовы к путешествию? Тогда начнём!
- Прекрасно! Чтоб узнать наше первое задание, нужно взять мячик с номером, затем этот номер найти на столе, на котором лежит наше задание и необходимый материал для его выполнения. За каждое выполненное испытание вы получаете медальон с буквой. Если вы все задания выполните правильно, в конце из этих букв получится слово.
Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка.
- Кто видит, где наши мячики?
Дети находят корзину с мячами у окна.
- Ну что, ребята, начнем наше путешествие?
Один из детей, выбранный считалкой, достает мяч из корзины, на нем число «1».
- Посмотрите, какая цифра здесь написана? Где стол с этой цифрой – на нем наше первое испытание?
- Для начала, Профессор – математик предлагает вам математическую разминку.
Математическая разминка.
1. Сколько ушей у двух собак? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько носов у двух котов? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10?
(После выполнения задания дети получают первый медальон.)
- Молодцы! Мы добыли первую подсказку – медальон, вперед за следующей! А этот медальон поставим на доску.
(Ребенок достает мяч с числом «2» и находит соответствующий стол с этой цифрой.)
- Назови, какая это цифра?
- Мы отправляемся в замок геометрических фигур. Вот какой красивый замок у Профессора – Математика. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
- А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат геометрические фигуры. На столе лежат разные геометрические фигуры (блоки Дьенеша).
- Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? (по форме, по цветам, по величине)
(Дети делятся на три команды, рассчитавшись на три. Каждая команда вытягивает карточку, по какому признаку они будут собирать. За столом составляет свою группу из геометрических фигур.)
- Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны.
- Чтобы получить медальон за это задание, нам профессор предлагает отгадать, какую геометрическую фигуру он загадал. Есть правило, которое звучит так: вам необходимо задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»
Дидактическая игра: «Да-нет»
Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- Она желтая (синяя, красная)
- У нее есть углы? (Да)
- У нее 3 угла? (4 угла)
- Она маленькая? (Нет)
- Она толстая? (Нет)
Медальон ставим на доску.
- Ваши пальчики устали? Приготовьте свои ручки.
Пальчиковая игра:
Пальчики уснули,
В кулачки свернулись.
Один, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть!
Разбудили дом, соседей –
Там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять десять –
Веселятся все!
Но пора обратно всем –
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть – калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
- Молодцы, ребята! Нас ждет следующее задание!
Берут следующий мяч под цифрой 3.
- Ребята! Сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера.
- И задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой.
Три команды. Работа с палочками.
- Сейчас проверим, правильно ли вы собрали лесенку. Посмотрите на экран и на то, что вы собрали. А теперь ответьте на вопросы:
- Какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует? (голубая)
- Какая палочка по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует? (красная, четыре)
- Какая по счету синяя палочка и т. д.
- Какому числу соответствует жёлтая палочка?
- Из каких палочек можно составить жёлтую палочку?
Дети: Из 5 белых;
- из 1 белой и 1 красной,
- из 1 розовой и 1 голубой,
- из 2 белых и 1 голубой,
- из 3 белых и 1 розовая.
- А теперь придумайте свои вопросы.
- Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду!
Медальон выставляют на доску и берут мяч с числом «4».
- А теперь мы с вами попадаем в город времени. Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.
Дидактические игры: «Живая неделя»
Материал : На столе семь частей круга с цветами спектра. На каждой части изображены соответствующии числа точками.
Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – оранжевый 1точка,
вторник – желтый 2 точки,
среда – зеленый 3 точки,
четверг – голубой 4 точки,
пятница – синий 5 точек,
суббота – фиолетовый 6 точек,
воскресенье – красный 7 точек.
Дети берут по одной карточке, определяют, что за день недели у них.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Дети выстраиваются в указанном порядке.
- Назовите свой день недели!
- Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- Пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- Воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- Суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье).
Инициатива передается детям.
- Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.
- А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.
Ребенок берет мяч с числом 5. Выполняют задание.
- И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам. На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат?
- Чтобы получить наш следующий медальон – как вы думаете, какое нас задание ждет?
- Молодцы! Выложите все цифры правильно, в порядке возрастания.
Команды выкладывают числовую прямую.
- Алина, сосчитай от 1до 10.
- Глеб, ты посчитай теперь в обратном порядке.
Дидактическая игра «Брось кубик и считай».
Дети бросают кубик, цифру называют и считают от неё до 10 (индивидуально).
- Из скольких единиц состоит число? – 3, 5, 7
- Посмотрите на картинку: какое число пропущено? (5….7, 8…10, 4…6)
- Устали, предлагаю отдохнуть.
Физкультминутку.
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Вправо – тоже посмотри.
Вверх потянемся, пройдёмся.
И на место вновь вернёмся.
- И с этим заданием вы справились! Вот награда!
Медальон выкладывают на доску и берут последний мяч с 6 цифрой.
- А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный. Игра «Что, где?»
Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т. д. Инициатива передается детям. Игра проходит в быстром темпе. По окончанию ребята получают медальон.
Рефлексия
- Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их.
Дети вспоминают все задания, которые они выполняли.
- Где мы сегодня побывали?
- Что мы делали на наших остановках?
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Что у тебя не получилось и почему?
- Что ты сделаешь в следующий раз, что бы получилось?
- Для чего нужна математика?
- Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано в наших медальонах. Давайте его скорее прочитаем.
Дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук. Сверху оказываются цифры 5, 4, 3, 2.
- Ребята, как вы думаете, зачем они? Я думаю, с помощью этих цифр, вы сможете оценить свою работу на занятие.
Дети оценивают свою работу.
- Ребята, а давайте еще заглянем в сундук.
Дети находят угощения.