Анна Ахматсафина
Конспект занятия по ФЭМП с детьми 6–7 лет «Путешествие с воздушным шариком».
▼ Скачать +Заказ
Цель: систематизировать у детей знания о свойствах воздуха: воздух подвижен, имеет вес, оказывает давление, нагревается и остывает, воздух нужен для жизнедеятельности, состоит из разных газов.
Задачи:
• развивать познавательную активность, логическое мышление, умение анализировать;
• закрепить навыки действия с блоками Дьенеша и кубиками Никитина,а также навыки пространственной ориентации;
• прививать интерес к поисковой деятельности;
• продолжать учить выполнять элементарные опыты.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с детьми 6–7 лет „Путешествие с воздушным шариком“,» размещена в разделах
- Воздушные шарики
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Организация: занятие проводится в просторном помещении, на полу выложены дорожки с наличием большого количества поворотов.
Ход занятия:
Воспитатель: (показывает детям письмо, читает его) "Здравствуйте, ребята. Я знаю, вы очень любите играть со мной. Но сегодня я узнал свою фамилию и очень расстроился, потому что я - это пустота, ничто. Меня почти что нет. Я ничего не значу. скажите мне, это правда так? Ваш Шарик. " Ребята, в письме вместо фамилии нарисованы какие-то значки. Какой же это Шарик написал нам письмо? Посмотрите на эти значки. И кому мы должны рассказать, что он не пустое место? (ответы детей) А как вы догадались? (ответы детей) По знаку? А что означает этот знак? Да, это газ. А почему вы выбрали именно воздушный шарик? (ответы детей) Да, воздух - это газ. (на воздушном шарике нарисовано печальное лицо) Посмотрите, а шарик и правда очень расстроен. Как же мы сможем утешить его? Неужели воздух - это просто пустота? Или воздух имеет много свойств и возможностей (после ответов детей воспитатель слушает шёпот Шарика) Шарик говорит, что в его родной стране Воздушных шариков все шарики очень расстроены. И приглашает нас с собой в свою страну, чтобы мы рассказали о свойствах воздуха всем шарикам. А пойдём мы с вами вот по этой карте. Согласны? А по пути расскажем Шарику о свойствах воздуха и покажем, как много умеет делать воздух. Тогда в путь.
(дети доходят до первого поворота) По какой же дороге нам теперь идти? Посмотрим на карту. Правильную дорогу нам подскажет значок, который лежит вот в этом конверте. Достанем его.
1 задание (блоки Дьенеша, альбом с заданиями "Поиски затонувшего клада" стр. 1) Каждый ребёнок ищет 1 драгоценный камень и выкладывает его в соответствии со своим порядковым номером. На номера дети могут рассчитаться устно или при помощи жетонов с цифрами. Выкладывается цепочка из 8 блоков, дети находят такую же цепочку на карте и определяют направление движения. Затем подходят к столу с оборудованием для первого опыта.
1 опыт "Воздух имеет вес" (2 пластмассовые палочки длинной 15 и 30 см, 2 одинаковых воздушных шарика, 2 одинаковые банки, скотч, карандаш).
Ход опыта:
1. Отметить середину на более длинной палочке.
2. Прикрепить шарики к концам палочки с помощью скотча.
3. Обпереть центр длинной палочки на середину короткой, прикреплённой к 2 банкам, и скрепить палочки ниткой. Получаются весы.
Результат: палочка с двумя шариками в горизонтальном положении. Это потому что шарики имеют одинаковый вес.
4. Теперь надуть как можно сильнее один из шариков и снова прикрепить его к палочке, стараясь поместить её на прежнее место по центру.
Результат: палочка наклонится в сторону надутого шарика. Это потому что воздух, заполнивший шарик, делает его тяжелее, чем пустой шарик.
2 задание (блоки Дьенеша, альбом с заданиями Спасатели приходят на помощь" стр. 5 "Я загадаю - вы отгадаете") Каждый ребёнок получает карточку с загаданным блоком. Воспитатель читает загадку про утку, дети находят свои блоки и вместе выкладывают фигуру утки. Двигаются дальше в соответствии с картой. Подходят к столу со следующим опытом.
2 опыт "Сила сжатого воздуха" (шприцы медицинские без иглы на каждого ребёнка).
Ход опыта:
1. Берём шприц и набираем в него воздух.
2. Закрываем пальцем отверстие и сильно давим на поршень. Потом, не открывая отверстия, отпускаем поршень.
Результат: сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится. Палец, которым мы будем закрывать отверстие, почувствует сильное давление. Когда отпустим поршень, он вернётся в первоначальное положение.
Это потому, что воздух можно сжимать, поршень заставляет воздух сжаться. Сжатие усиливает давление воздуха, то есть давление на палец и на поршень. Поршень возвращается в первоначальное положение потому, что сжатый воздух стремится расшириться. При этом давление уменьшается. Если вы повторите опыт, заполнив шприц водой, то увидите, что поршень не двинется с места.
3 задание (кубики Никина СУ 8) Дети все вместе выполняют узор с крупным напольным набором (но можно дать каждому ребёнку индивидуальный набор). После выполнения задания дети находят соответствующий значок на карте и двигаются в нужном направлении. Подходят к оборудованию для следующего опыта.
3 опыт "Реактивный воздушный шарик" (шпагат, скотч, воздушный шарик, трубочка для коктейля).
Ход опыта:
1. Пропустить шпагат через трубочку. Концы шпагата привязать, хорошо нятянув их, через всю комнату (например, к ручке двери или батарее).
2. Надуть шарик.
3. С помощью скотча прикрепить его под трубочкой и сдвинуть в конец шпагата.
4. освободить отверстие шарика.
Результат: шарик быстро начнёт перемещаться вдоль шпагата. Это потому, что когда отверстие в шарике открылось, из него вырвалась струя сжатого воздуха. Она создала реактивную силу, толкнувшую шарик в обратном направлении - сила реакции - воздух можно сжимать; сила сжатого воздуха может поддерживать и передвигать значительные грузы.
4 задание (блоки Дьенеша, альбом с заданиями "Праздник в стране блоков" стр. 7-8 "Кошки - мышки"). Все дети получают жетоны мышек, 1 ребёнок - кот. Он без жетона. Дети ходят в хороводе со словами:
"Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот,
Тише, мыши, не шумите, кто Ваську не будите.
Вот проснётся Васька - кот и разгонит хоровод. "
Кот в середине круга, по окончании слов ловит мышей. Жетон пойманной мыши сравнивают со значком на карте. Только один жетон совпадает с правильным направлением на карте. Дети подходят к следующему столу ещё с одним опытом.
4 опыт "Нагреваем и охлаждаем воздух" (воздушный шарик, пустая бутылка, 2 тазика, холодная вода, термос с горячей водой).
Ход опыта:
1. Пустой воздушный шарик надеть на горлышко бутылки.
2. Подержать эту бутылку в течении минуты в тазике с горячей водой (воду наливать непосредственно перед опытом с большой осторожностью).
Результат: шарик надувается. Это потому, что как и все вещества, воздух состоит из мельчайших движущихся частиц - молекул. Молекулы при нагревании удаляются одна от другой. Воздух в бутылке расширяется и ему требуется дополнительное пространство. Поэтому он проникает в шарик и надувает его.
3. Теперь поставим бутылку в тазик с холодной водой.
Результат: шарик сдувается. Это потому, что воздух охлаждаясь, сжимается, то есть его молекулы сближаются, и занимают первоначальное положение в бутылке.
5 задание (кубики Никитина ВУ 9) Дети находят нужную кость все вместе, определяют направление по карте, подходят к последнему столу с опытом.
5 опыт "Сжигаем воздух" (глубокая тарелка, свеча, стеклянная банка высотой больше свечи, спички, пластилин).
Ход опыта:
1. Закрепить свечу на дне тарелки с помощью пластилина.
2. Воспитатель зажигает свечу.
3. Затем накрываем свечу банкой.
Результат: через некоторое время свеча погаснет. Это потому, что свеча при горении израсходовала часть воздуха - кислород. Кислород нужен для жизни человека, животных, огня. Без него всё живое может погибнуть, как погас огонь в банке.
Воспитатель: ребята, а мы уже оказались около каких-то ворот. Давайте откроем их (отодвигают ширму, оформленную под сказочные ворота; за ней лежат воздушные шарики). Давайте расскажем всем воздушным шарикам о том, как много может воздух. Вам помогут эти карточки (дети по схемам рассказывают о свойствах воздуха):
1. Воздух имеет вес.
2. Воздух может давить.
3. Воздух может сжиматься.
4. Воздух может нагреваться и охлаждаться.
5. Воздух состоит из кислорода, который помогает жить.
Посмотрите, все наши шарики опять стали весёлыми. Ведь они воздушные, а воздух - очень важное на Земле вещество, сильное и умелое. А шарики приглашают нас на танец. Это не просто танец, он поможет нам вернуться обратно в садик (дети исполняют танец с шарикам и уходят).