Светлана
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений старшей группе «Путешествие Колобка в зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1) Познакомить с днями недели, дать представление о том, что в неделе 7 дней (суток, что каждый день имеет своё название, последовательность 7 дней одна и та же.
2) Закрепить навык порядкового и количественного счёта до 7, умение перемещать фигуру в соответствии с планом маршрута по схеме, с указанием начала и конца движения, знания о четырёхугольнике.
3) Развивать пространственное и логическое мышление, интерес к математическим заданиям.
4) Воспитывать стремление к честной самооценке, доводить дело до конца, оказывать помощь окружающим, сдержанность при ответах.
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений старшей группе „Путешествие Колобка в зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по математике, ФЭМП
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа :
1) Рассматривание, раскрашивание разной посуды.
2) Рассматривание альбома «Части суток», игры с частями суток, ежедневная работа с календарём суток.
3) Д / и «Найди по схеме».
4) Д / и «Танграмм.»
5) Игры с числовой лесенкой.
Методы и приё мы:
1) Игровые (сюрпризный момент, игровая мотивация).
2) Словесные (объяснения, вопросы, речевой образец, напоминание, оценка).
3) Наглядные (показ, моделирование, эстетически привлекательное оборудование, пособия, самооценка).
Материалы :
Демонстрационный : игрушка «Колобок, конверт с письмом, плоскостная фигурка колобка (для схемы, 4 карточки с маршрутами, схема лесных дорожек с ориентирами, 2 мольберта, стол, 7 стаканов, шишка, модель часов с частями суток, модель часов со съёмными днями недели.
Раздаточный: круглые модели недели с 7-ю кругами, круги цветные-дни недели, наборы «Танграмм», карточки с изображением посуды (контурные, расчерченные) в конвертах.
Индивидуальная работа:
• Закрепить количественный счёт у Даши А.
• Закрепить порядковый счёт у Игоря К., Серёжи К.
• Закрепить понятие «сутки» у Алёши Н.
• Закрепить знание о четырёхугольнике у Насти О., Никиты Б.
Дифференцированный подход:
- контурный образец в игре «Танграмм».
- частично расчерченный образец
- расчерченный образец.
Ход ЗАНЯТИЯ
-Ребята, вы любите приключения, путешествия?
-Сегодня вы узнаете о путешествии Колобка в зимнем лесу.
-«Жил да был Колобок, Колобок- румяный бок.
(ставит игрушку с конвертом на стол) Однажды он получил письмо от Снеговика.
Воспит. читает письмо: «Здравствуй Колобок! Я приглашаю тебя к себе в гости. Хочу научить тебя лепить из снега разные фигуры, играть в снежки, покажу красивые снежинки. Начинай свой путь от Высокой ёлки на краю леса, но будь осторожен- не попади в лапы волка или лисы. Я посылаю тебе дорожку, по которой ты придёшь к белке, она тебе поможет. Жду тебя! Снеговик.» (Воспитатель вынимает из конверта 1-ю схему маршрута.)
1ч. – Вот дорожка к белке. (показ детям)
(Воспитатель снимает покрывало с мольберта и убирает игрушку – Колобок.)
-Отправился Колобок в путь. Встал у высокой ёлки (выставляет на схему плоскостную фигурку Колобка) и не знает, куда нужно идти. Ребята, помогите Колобку, куда ему идти от высокой
ёлки?. (Ребё нок: От высокой ёлки нужно идти наверх до куста (перемещает фигурку по схеме).
-Куда идти дальше Колобку… (по схеме)и т. д.
«Видит Колобок на полянке Белка. (Воспитатель убирает листочек, закрывающий белку)
-Здравствуй, Белка, я иду к Снеговику, подскажи к нему дорогу.
-Я покажу тебе дорогу к Зайцу, а он тебе подскажет. А ты поиграй со мной немножко.»
(Воспитатель ставит перед детьми стол)
-Белка: «У меня есть стаканчики. Сколько их?. Посчитай, Серёжа. (1,2,3,4,5,6,7- всего 7 стаканчиков)
-Под одним из них спрятана шишка, найдёт её тот,кто умеет считать по-порядку.
-Задумался Колобок, как считать по-порядку? -Ребята, а вы умеете? Поможете Колобку?
Считать будем слева направо. Шишка спрятана под третьим слева стаканчиком.
Кто посчитает?. Игорь: 1-й,2-й,3-й (поднимает стаканчик)
Нашёл Игорь шишку? (Да)
-Попробуем найти третий стаканчик справа? -Нашли бы мы шишку, если считали справа? (Нет)
«Белка спрячет шишку ещё раз, а вы отворачивайтесь.» (воспитатель перекладывает шишку) «Поворачивайтесь.» -«Шишка под пятым слева стаканчиком. (аналогично с 7-ым стаканчиком)
-Молодцы, ребята, помогли Колобку, (убирает стол,а Белка дала ему дорожку к Зайцу. (показ)
-Куда сначала нужно идти Колобку? (Колобку нужно идти наверх до ёлки. (передвигает)
-А дальше куда? ….(доводят по схеме до зайца)
«Видит Колобок, стоит домик зайца.» (воспитатель убирает листочек, закрывающий зайца)
2ч. -«Здравствуй, Заинька, я иду к Снеговику. Ты не знаешь, как до него добраться? Я не знаю, но Сова точно знает, ты иди к ней. Я тебе дорожку нарисую до Совы. А пока я рисую, ты может быть починишь мои часы? Колобок решил-«Надо попробовать!»
-Ребята, а может быть мы вместе с Колобком попробуем? Пойдёмте, посмотрим, что за часы надо чинить. (берут игрушку Колобка с собой, а плоскостного убирает со схемы)
-А вот и часы (выставить модель с частями суток) Чтобы их починить нужно разобраться как они устроены.
-Стрелка показывает что сейчас «утро».Что наступит после утра?
-А потом?. А за вечером?.
-Как можно назвать одним словом утро-день-вечер-ночь? (Сутки)
-Сколько частей в сутках? (4)
-Закончатся первые сутки - фиолетовая полоска
и начнутся другие –синяя полоска. Снова наступит утро. Потом, потом, потом…
-Закончатся ещё одни сутки. И так по порядку одни сутки меняют другие. Каждые сутки на наших часах разного цвета. Сосчитаем сколько всего цветных полосок.
-Значит всего 7 суток. Когда пройдут 7 суток и стрелка обойдёт целый круг, то мы скажем, что прошла НЕДЕЛЯ! Сутки ещё называют днями недели. У каждого дня есть название – имя, как у вас. Я их буду называть и мы вместе построим неделю. Я с Колобком буду строить на часах, а вы на больших круглых карточках. Подвиньте их к себе. Первый день недели – ПОНЕДЕЛЬНИК.
Первые сутки – фиолетовая полоска. Понедельник обозначим фиолетовым кругом. Найдите понедельник в тарелочке и покажите Колобку. Положите понедельник на верхний круг. (воспитатель выкладывает на часах) -Какой день недели мы нашли?
Сколько кружков на понедельнике? Почему?
- Второй день недели – ВТОРНИК. Вторые сутки -синяя полоска. Каким кругом обозначим вторник? Покажите вторник Колобку. Какой день вы показываете? Сколько кружков на вторнике?
Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник?
-Третий день недели – СРЕДА. Третьи сутки – голубая полоска. Какой круг будет у среды?
Найдите 3-й день и покажите Колобку.
Сколько кружков у среды? Положите 3-й день после вторника. Он называется – СРЕДА.
-После среды идёт 4-й день недели – ЧЕТВЕРГ.
Четвёртые сутки – зелёная полоска. Покажите, каким кругом обозначим четверг. Как называется
четвёртый день недели? Почему он называется четверг?
Сколько кружков у четверга? Положите четверг после среды.
-Пятый день недели – ПЯТНИЦА. Пятые сутки – жёлтая полоска. Покажите круг, обозначающий пятницу. Верно это жёлтый круг. Какой день вы показываете? Почему 5-й день недели называется пятница? Сколько кружков у пятницы?
-Эти 5 дней – рабочие. В эти дни вы ходите в Д /С.
Назовите их.
-Покажите Колобку 3-й день недели. Как он называется? Потому что среда-середина 5-ти рабочих дней. Два дня до среды и 2 дня после среды. Положите 3-й день на своё место.
В неделе есть ещё 2 дня. Их называют – ВЫХОДНЫМИ.
-Шестой день – СУББОТА. Шестые сутки – оранжевая полоска. Покажите шестой день недели. Правильно, это оранжевый круг. Как называется 6-й день недели? Сколько кружков у субботы?
Положите субботу после пятницы.
-Остался последний 7-й день недели – ВОСКРЕСЕНЬЕ, красный круг. Сколько кружков у воскресенья? Как называется седьмой день недели? Положите воскресенье на свою неделю.
Мы составили всю неделю. Сколько всего дней в неделе? Они всегда идут друг за другом по порядку. Часы отремонтированы и стрелка показывает дни недели. Вспомним их. (двигает стрелку)
Ребята, дорожка у Зайца скоро будет готова. Погреем Колобка перед дальней дорогой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
(КОЛОБОК в центре круга)
Замесила бабушка на булку, на оладушки - Руки в замок, вращать по кругу,
Доставали из печи - Наклон вперёд, руки вперёд. Выпрямиться, руки на пояс.
Ни пирог, ни калачи -Присесть, поворот, руки в стороны,
Как поставила на стол - Присесть низко,
Он от бабушки ушёл - Ходьба на месте
Он от дедушки ушёл
Кто же бегает без ног? - Бег на месте
Это жёлтый Колобок! -Хлопки в ладоши.
Чтобы колобка согреть – надо ручки растереть. - Растирают руки.
Пальцы растираем – руки разогреваем. - Массаж пальцев
Хлопать будем посильней, чтобы было горячей. - Хлопки в ладоши
Согреем Колобка горячими ладошками и своей улыбкой. Передаём Колобка и называем ласково своё имя. - Передают Колобка по кругу.
Колобок согрелся и пошёл к Зайцу за дорожкой.
(убрать игрушку и выставить колобка на схеме)
Заяц дал дорожку Сове. (показ) Проводим Колобка. (Передвигают Колобка по схеме, называя направление и ориентир)
3ч.
-Пришёл Колобок к Сове и говорит : «Тётушка Сова, мне Заяц сказал, что ты знаешь дорогу к Снеговику. Знаю, - ответила Сова,- сейчас нарисую. Только вот у меня сломалась полка и разбилась посуда. Посмотри, Колобок, можно что-нибудь склеить?» Пойдёмте, ребята, с Колобком посмотрим. (берут игрушку) У Совы остались фотографии посуды: вазы, сахарницы, хлебницы. (Рассматривают образцы на карточках)
Возьмите карточки, переверните их, посмотрите внимательно. А осколки вы найдёте в пакетах. Я вам напомню, что нужно взять все части, чтобы не осталось ни одной, нельзя накладывать части, только подставлять друг к другу.
- Ребята, какие осколки можно назвать четырёхугольником? (инд. Работа с геометрическими фигурами) (Дети составляют из "Танграма" посуду).
Колобок : «Ой, спасибо вам, ребята, я бы один не справился. Всю посуду у Совы склеили. Пойдёмте, посмотрим, может дорожка к Снеговику готова?
(выставить фигурку Колобка на схему)»
-«Отдала Сова Колобку дорожку.»
Проводим его. (Дети перемещают по ориентирам фигурку, называя направление движения.
Воспитатель убирает листочек, закрывающий Снеговика.)
-Пришёл Колобок и видит- стоит на поляне Снеговик.
-«Здравствуй, Снеговик, долго я к тебе добирался.» «А я тебя давно жду.» - сказал Снеговик: «Оставайся у меня в гостях на неделю.» - На этом наша история закончилась.
ИТОГ:
-Что мы сегодня делали? Что вам понравилось? Кто из ребят был активным помощником Колобка? Почему ты так считаешь? А мне понравились все ребята, потому что вы много поднимали руку, давали полные ответы, внимательно слушали и были хорошими помощниками, надеюсь, вы будете помогать всем, кому нужна помощь. А сейчас пусть каждый подумает, всё ли получилось? Если было трудно выполнять задания, то возьмите красный огонёк, а если легко- то зелёный. Постарайтесь выбрать честно. (по окончании выбора спросить, что было трудно – «красный огонёк»).