Любовь Козлова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет «Число и цифра 7»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ. Познакомить детей с тем, что цифра 7 обозначается числом 7; с конфигурацией написания цифры 7. Познакомить детей с составом числа 7 (1;6, (2;5, (3;4). Продолжать упражнять в порядковом и количественном счете.
Учить делить целое на части, понимать, что часть меньше целого. Учить детей решать проблемные ситуации, проявляя смекалку.
Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
ОБОРУДОВАНИЕ. Гномики в разноцветных шапочках, счетные палочки, круги-тортики, ножницы.
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет „Число и цифра 7“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Ход ЗАНЯТИЯ.
I.
- Дети, высоко в горах живут горные человечки – гномики. Они настоящие волшебники и умеют делать разные фигуры из счетных палочек.
- А получатся ли у нас эти чудесные превращения?
- Посчитайте, сколько палочек у каждого из вас лежит на столе?
- Сколько у тебя, Даша, палочек? А у тебя, Саша?
- Итак, у вас у всех по семь палочек. Выложите фигуру, которая нарисована на карточке.
- На что похожа твоя фигура?
1. (окно, дверь, шоколадка, неваляшка)
- А теперь, поменяйте положение палочек, не меняя их количества, чтобы у вас получилась вот такая фигура.
2. (расческа, грабли, щетка)
- Сколько у тебя, Марина, палочек в этой фигуре? (7)
- Ты меняла количество палочек для этой фигуры? (нет)
- Не меняя количество палочек выложите эту фигуру.
- На что похожа твоя фигура, Данил?
3. (цветок растет в горшке, морковка растет в земле)
- А теперь, я покажу вам очень сложную фигуру, которую вы сейчас выложите на столе, не меняя количество палочек.
4. (ваза, зонтик, фужер, савок)
- На что похожа твоя фигура? Сколько у тебя палочек в этой фигуре?
- А теперь выложите свою фигуру.
- Дети, оказалось, что вы тоже такие же волшебники, как и гномики.
- Молодцы!
II.
- Ребята, наши гномики собрались идти в гости и взяли с собой желтые и красные фонарики. (вывешивается материал)
3 4
2 5
1 6
Сколько всего фонариков у гномиков в красных шапочках?
- Сколько фонариков у гномиков в зеленых шапочках?
- Сколько фонариков у гномиков в синих шапочках?
- Но тут случилось непредвиденное, сильный ветер погасил фонарики красного цвета. У гномиков в красных шапочках осталось гореть только 3 желтых фонарика. У гномиков в зеленых шапочках осталось гореть только 2 желтых фонарика. У гномиков в синих шапочках остался гореть только 1 желтый фонарик.
- Дети, давайте зажжем фонарики гномикам!
- Саша, зажги фонарики гномикам в красных шапочках. Сколько ты зажег красных фонариков? (4) А сколько горело желтых фонариков? (3) Три желтых фонарика какой цифрой можно обозначить? (цифрой 3) А какой цифрой обозначим 4 красных фонарика? (цифрой 4)
- А почему? (т. к. 4 фонарика) Сколько всего стало гореть фонариков?
- Аня, зажги красные фонарики, гномикам в зеленых шапочках. Сколько ты зажгла фонариков? (5) А сколько горело желтых фонариков? (2) А сколько всего стало гореть фонариков? (7) Какой цифрой мы обозначим 2 желтых фонарика? (цифрой 2) Какой цифрой мы обозначим 5 красных фонариков? (цифрой 5)
- Денис, зажги красные фонарики гномикам в синих шапочках. Сколько ты зажег красных фонариков? (6) А сколько горело желтых фонариков? (1) А сколько всего стало гореть? (7) Какой цифрой можно обозначить 1 желтый фонарик? (цифрой 1) Какой цифрой мы обозначим 6 красных фонариков? (цифрой 6) А почему цифрой 6? (т. к. цифра 6 обозначает 6 предметов, т. е. фонариков)
III.
- Ну, а теперь, друзья нам пора отправиться в гости. Берите свои зажженные фонарики и в путь. (встают, подходят к дорогам)
- Вот так проблемы! А по какой же дороге нам идти? Здесь их много. Посчитаем вместе, сколько их? (7)
1 – широкая,
2 – узкая
3 – короткая
4 – ломаная
5 – круглая
6 – зигзагообразная
7 – нормальная
- Скажите, а мы сможем пройти по круглой дороге? (нет)
- А по этой дороге мы пройдем? Почему?
- А по дороге между первой и третьей мы пройдем?
- А по этой пройдем? Давайте попробуем пройдем!
- И куда же мы пришли? Посмотрите, стол! А вот и гномики в разноцветных шапочках. Сколько их? Посчитаем? (7) (с указкой)
- А всего сколько? (7) А который по счету гномик в розовой шапочке? А каком месте стоит гномик в желтой шапочке?
- Дети, посмотрите. Гномики нас ждали и приготовили тортики. Но если они отдадут нам по целому торту, то им не хватит. А они тоже хотят попробовать вкусный торт.
- Как же нам быть? Надо поделить. А согласна. А на сколько частей? (на 2 равные части) Но как поделить на равные части, кто знает? Да, надо разрезать.
- А как правильно разрезать, чтобы получить 2 равные половинки? (Надо взять круг и сложить его чтобы края совпали, провести по линии сгиба и по линии разрезать ножницами).
- Угостите гномиков так, чтобы у каждого была 1 половинка. Сколько половинок у желтого гномика? А сколько всего половинок мы гномикам отдали? (7) А почему семь половинок? (т. к. гномиков 7) А сколько у тебя половинок, Настя? (1) А сколько всего у вас половинок? (7) Почему у вас семь? (т. к. вас 7)
- А что больше целый торт или половинка? А что меньше 2 половинки или 1 торт? (одинаково)
- А теперь съешьте свои половинки. Ну вот, дорога снова привела нас домой. Погасите фонарики и повесьте их.
IV.
- А теперь вспомните, сколько палочек вам требовалось для составления различных фигур?
- Сколько всего стало гореть фонариков у гномиков после нашей помощи?
- Сколько гномиков нас ждали?
- Сколько половинок торта мы им отдали?
- А они нам?
- А сейчас садитесь за столы. Я что-то скажу вам по секрету. Вы знаете, что число 7, обозначается цифрой 7. (показываю «7»)
- Это цифра 7. Посмотрите на нее. На что она похожа? (на столб, торшер, косу, валенок, носок, букву Г, крючок, вешалку, ручку от двери).
Стихотворение про цифру «7»
Семь точно острая коса
Коси коса, пока остра
На крыше флаг, смотрите все
Ведь он похож на цифру семь.
- А сейчас мы с вами попробуем цифру 7 изобразить. А изобразить ее можно будет из разного материала.
- У каждого из вас на подносе лежит какой-нибудь материал. Попробуйте сами изобразить цифру 7 из того, что у вас есть.
- Молодцы!
V.
- О чем мы сегодня говорили?
- Мы сегодня с вами говорили о цифре семь и о числе семь, которое ей обозначается.
- Вы были внимательны, сообразительны. Спасибо вам!