Получи документы

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда»

Надежда Меморская
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда»

Конспект

занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему : «Одежда»

Образовательные задачи:

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему „Одежда“» размещена в разделах

Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, осенняя - весенняя (демисезонная, летняя, мужская, женская, детская. Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)

Коррекционные задачи:

1. Активизировать словарь детей по теме «Одежда».

2. Согласование прилагательных с существительными.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.

5. Закрепить образование относительных прилагательных. (хлопок – хлопковый, драп – драповый и др.)

6. Закрепить правильное употребление существительных в роде, падеже, единственном числе.

7. Согласование глаголов с существительными.

8. Работа над предложением. Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам.

9. Согласование числительных с существительными.

10. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа (По картинно-графическому плану).

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать аккуратное отношение к одежде. Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.

Предшествующая работа:

• Беседы по сюжетным картинкам «Ателье», «Портниха»

• Выполнение артикуляционных упражнений под считалку.

• Работа над антонимами.

Конструирование одежды.

• Выполнение динамической паузы «Портной»

Ресурсы:

1. Костюм Пеппи

2. Чемодан

3. Лупа

4. Медали

5. Образцы тканей

6. ДВД – плеер с записью артикуляционных упражнений

7. Куклы (мальчик и девочка,

8. шкаф игрушечный,

9. игрушечная одежда,

10. предметные картинки с изображением предметов одежды,

11. сюжетные картинки,

12. картинно-графический план,

13. счетный материал,

14. Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Наоборот»

15. Картинки для фокуса

ЛИТЕРАТУРА:

* Куликовская Т. А., Артикуляционная гимнастика в считалках. – М. : «Гном и Д», 2008 – 64 с.

* Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М. :ТЦ Сфера, 2006. – 256 с.

* Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.

* Алябьева Е. А., Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

* Кузнецова Е. В., Тихонова И. А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет : Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

* Морозова И. А., Пушкарева М. А., Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 176 с.

* Лапковская В. П., Володькова Н. П., Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 56 с.

Приемы:

- Привлечение родителя воспитанника

- Игровая мотивация «Скоро в школу», «Поможем Пеппи», «Реклама рубашки»;

- речь с движениями «Изобрази портного»

- использование элементов кинезиологии;

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Взрослый предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Пеппи и послушать историю.

-Жила-была девочка. Ее звали Пеппи. Она носила длинные, полосатые чулки, поэтому ее и прозвали – Пеппи-длинный чулок. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Пеппи проснулась и по-думала: - Кого первым увижу, с тем и буду дружить.

Пеппи:

-Привет, ребята! Меня зовут Пеппи – длиииииный чулок. Вы хотите подружиться со мной? Я веселая и очень люблю играть.

Взрослый:

-Дорогая Пеппи, мы тоже любим шутки и веселье, но нам скоро идти в школу. Мы с ребятами должны многое узнать.

Пеппи:

- Я тоже хочу в школу, хочу многое знать.

Взрослый:

-Тогда оставайся с нами.

Пеппи:

-Хорошо, я согласна.

1. БЕСЕДА

Взрослый:

-Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их назовем. (Называют картинки)

БЕСЕДА по вопросам:

- Почему назвали одежду одеждой? (От слова ОДЕВАТЬСЯ)

-Для чего она нужна?

-Кто шьет одежду? Где?

-Из чего?

-Где хранят одежду?

(Ответы детей)

2. Работа над обобщающими понятиями

Пеппи:

-Ой, какие ребята умные, а я тоже кое-что умею. (Фокус от Пеппи с предметами одежды на разных фонах)

ФОКУС: Пеппи беспорядочно раскладывает на столе 12 карточек. На карточках с белым, синим и зеленым фоном изображены 3 рубашки, 3 платья, 3 свитера, 3 футболки. Дети четко называют каждую картинку: футболка, платье, рубашка, рубашка и т. д. Затем Пеппи небрежно собирает карточки в стопку, делая вид, что складывает их без всякой последовательности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Она собирает изображениями вниз: сначала три рубашки на картинках с белым, затем синим и с зеленым фоном и аналогично в той же последовательности остальные картинки. Затем Пеппи раскладывает перевернутые картинки рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:

-Покус-мокус! Посмотрите фокус!

Когда каждая стопочка карточек раскрывается, дети с удивлением обнаруживают: в стопке слева все предметы одежды на белом фоне, справа – на синем, посередине – на зеленом. Теперь собирать карточки следует по 4, т. е. накладывать одну стопочку на другую. Пеппи вместе с детьми повторяют волшебное заклинание и раскладывает карточки на четыре стопки. Раскрывая их, дети удивляются: в стопке слева – все рубашки, справа – свитера и т. д.

Взрослый:

-Пеппи, ты молодец! Здорово фокусы показываешь, а ребята знают, какую одежду можно носить летом, зимой, весной, осенью. (Дети называют предметы одежды)

Закрепление обобщающих понятий: зимняя, летняя, демисезонная, женская, мужская, детская.

3. Д/И «Назови ткань»

Пеппи:

-Молодцы, как много предметов одежды вы знаете. А у меня есть любимая игра: я люблю собирать разные штучки (Открывает чемодан, достает пакет) Я собирала разные кусочки ткани, чтобы сшить своим куклам наряды на Новый год. Но я не знаю, как они называются.

Взрослый:

-Мы с ребятами тебе расскажем. Игра с тканями:

Ситец – ситцевая ткань, шерсть -, кожа -, драп -, вельвет -, джинс - … и др.

4. Д/И «Назови маленький»

Пепи:

-У меня есть волшебное стеклышко. Я предлагаю детям игру-рассматривание под уменьшительным стеклом. (с картинками)

платье – платьице,

блузка – блузочка,

кофта – кофточка,

брюки – брючки и т. д.

5. Игра-считалка (артикуляционная гимнастика) с помощью ДВД – проигрывателя. Дети смотрят на экран и воспроизводят движения.

Пеппи: А давайте с язычками поиграем.

РАЗ – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

ДВА – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.

ТРИ – на губки посмотри, улыбаемся на «три».

На ЧЕТЫРЕ – ротик шире. Барабаним на «четыре».

ПЯТЬ – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

ШЕСТЬ – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

СЕМЬ – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

ВОСЕМЬ – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь»

ДЕВЯТЬ – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

ДЕСЯТЬ – можно поболтать, поболтать и не устать.

6. ИГРА на фонематическое восприятие

Ман-ман-ман – на рубашке есть карман

Ник-ник-ник – и еще есть воротник,

Иц-иц-иц – много ярких пуговиц,

Жет-жет-жет – мы погладили манжет,

Ол-ол-ол – вот и клетчатый подол,

Ва-ва-ва – это мои рукава.

7. Д/И «Скажи наоборот»

Взрослый:

Пеппи такая выдумщица!

Пеппи:

-Да, а еще я люблю игру, где все нужно говорить наоборот. Вот послушайте: Одежда бывает сухая, а наоборот - мокрая.

Широкий – узкий, тонкий – толстый, чистый – грязный, глаженый – мятый,

сухой – мокрый и т. д. Глаголы: завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, одеть – снять и т. д.

8. Практическое задание на развитие зрительного внимания, логики, мелкой моторики пальцев рук «Найди заплатку»

Пеппи:

-Я обожаю заплатки. А вы знаете, что это такое? Если брюки в коленках прохудились, то появляются дырочки. Эти дырочки закрывают маленьким кусочком ткани и пришивают – это и есть заплатка. О, сколько здесь дырочек, давайте найдем нужную заплатку.

(Выполнение детьми задания)

-Молодцы, ну все в меня! Умеете подбирать заплатки.

Взрослый:

-Ребята, давайте посмотрим, чему же научилась Пеппи. Подойдите сюда (Подводит детей к игрушечному домику кукол)

9. Р/И «Закончи предложение»

Взрослый:

-Пеппи, ответь: Это драповое пальто, а в шкафу висят пять?

Пеппи:

-Пять драповых пальтов. (Дети исправляют) Пять драповых пальто.

(Аналогично продолжают игру дети)

-Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять желтых рубашек.

-Это нарядное платье, а в шкафу лежат пять нарядных платьев.

-Это кожаный плащ, а в шкафу висят пять кожаных плащей.

Это шерстяные носки, а в шкафу лежат пять пар шерстяных носков.

10. Динамическая пауза с элементами кинезиологии

Пеппи:

-Мы с друзьями любим всех изображать. Давайте, изобразим портного.

(Дети выполняют движения в соответствие с текстом)

Вот портной наш шить устал,

Из-за стола он быстро встал,

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

Поприседал, потом размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать.

11. «Придумай рекламу для одежды» Пеппи:

-Мой друг, старый портной, недавно сшил рубашку, но не может продать ее, ведь никто не знает, какая она замечательная. Давайте придумаем рекламу.

Составление описательного рассказа по плану.

- Что это?

- Это одежда, обувь или головной убор?

- Из каких частей состоит?

- Из какого материала сделана?

- В какое время года носят?

- Кто надевает?

(Дети получают конверты с картинками плана описательного рассказа. Каждый ребенок составляет предложение в соответствии со своей картинкой)

Взрослый:

-Пусть теперь Артем прорекламирует рубашку с начала до конца. (Затем двое-трое детей пересказывают текст полностью)

Пеппи:

- Спасибо вам, ребята, за вашу рекламу. Я надеюсь, что рубашку купят.

12. Итог занятия. (Звонок из чемодана)

Пеппи: Мне пора, у меня срочное дело. Спасибо, я узнала много интересного вместе с вами. А вы хорошо готовитесь к школе. Я хочу всем подарить медали за хорошую учебу. До свидания!

Взрослый: До свидания, Пеппи, приходи к нам еще! И вы ребята, молодцы, показали хорошие знания.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи Календарно-тематический план коррекционной работы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Картотека игр на формирование лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран и Севера» ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка В подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос". Задачи: • Формирование общих речевых навыков: закрепить умение воспроизводить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языкаКонспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языка Провела учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» Акчурина Ольга АлександровнаТема: «Насекомые»Цель: оздоровительные задачи:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые» НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда»
Опубликовано: 9 сентября 2016 в 07:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД