Ольга Булаева
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР.
Лексическая тема: «Осень».
Цели:
Коррекционно - образовательные:
Формировать понятие «осень», признаки осени.
Уточнить и расширить словарь по теме.
Формировать практическое усвоение простых способов словообразования: относительных прилагательных;
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Формировать практическое усвоение согласования прилагательных с существительными;
Коррекционно - развивающие:
Развивать память, мышление, внимание, элементы творчества, физиологическое и речевое дыхание, общую и мелкую моторику, просодическую сторону речи.
Коррекционно -воспитательные:
формировать инициативность, сотрудничество: умение выслушать другого ребенка, понять и помочь.
Оборудование: Чебурашка (игрушка, либо кукла би-ба-бо, мольберт, лист (ватман, краски, кисти, картинно-графическая план-схема признаков осени, осенние листья, аудиозапись.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приносят посылку в которой спит Чебурашка (игрушка, либо кукла би-ба-бо). Чебурашка спрашивает у детей, где он находится, подходит к окну вместе с детьми.
Я жил в Африке, а сейчас ничего не пойму…Мне холодно и сыро, идет дождь, дует ветер, листья на деревьях разноцветные и опадают. Что происходит? Почему все не так как в Африке.
Логопед: «Поможем Чебурашке понять, что происходит в природе? Какое сейчас время года?»
Дети говорят какое наступило время года: осень.
2. Основная часть: - Давайте нарисуем картину «Осень» и расскажем о приметах осени, чтобы Чебурашка все понял.
На мольберте: лист, краски, кисти, картинно- графическая план - схема.
Логопед прорисовывает на ватмане признаки осени, дети проговаривают предложения.
1. Солнце – небо: Солнышко светит реже, греет все меньше. Становится прохладно. Небо серое, хмурое, много облаков и туч. Часто идут дожди. День становится короче, а ночь длиннее.
2. Деревья: Осенью листья на деревьях разноцветные. Когда дует ветер листья начинают опадать. Это листопад.
3. Земля: Земля покрыта разноцветным ковром из опавших листьев. Трава пожелтела. После дождя на земле появляются лужи и грязь.
4. Одежда людей: Становится прохладно. Люди одеваются теплее. Люди надевают пальто, куртки, теплые брюки, ботинки и резиновые сапоги, шапочки.
5. Птицы и животные: Перелетные птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме.
6. Люди убирают урожай овощей и фруктов.
Картинно- графическая план - схема.
Логопед: «Понравилась тебе картина, Чебурашка?»
Давайте покажем Чебурашке как красиво летят и танцуют осенние, разноцветные листочки. Логопед раздает детям высушенные листочки с разных деревьев (на ниточках).
3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи:
Чтобы листочки полетели подуем на них. Губы вытянем трубочкой. Дети дуют на высушенные листочки, держа их перед собой.
4. Физкультминутка: «Танец осенних листочков».
Звучит музыка из кинофильма «Осенний марафон». Мы с вами превращаемся в осенние листочки и придумаем танец- листопад. Логопед озвучивает движения: листочки летят, кружатся, то ниже, то выше, ложатся на землю и замирают.
Разные листочки упали на землю: кленовые, березовые, рябиновые, дубовые, осиновые, липовые, тополиные.
5. Пальчиковая гимнастика: «Осень»
Ветер по лесу гулял,
(Движение кистей рук с крестно, в разные стороны.)
Ветер листики считал, (Сгибание пальцев обеих рук «веер» от мизинца к большому, поочередное, быстрое.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
Вот последний лист с осинки,
(Загибание поочередное пальцев обеих рук, начиная с большого.)
Ветер бросил на тропинку. (Встряхнуть кисти рук вниз.)
(Н. Нищева)
6. Игра «Заячий пирог». Речь с движением. Образование относительных прилагательных.
Вышел заяц на порог, он испек для нас пирог. Дети идут по кругу, останавливаются, поворачиваются в круг.
Логопед: У меня листок кленовый. (Выставляет ладошку с листом в центр.)
Дети по очереди: У меня листок … дубовый, липовый, осиновый итд. (Кладут ладошки с соответствующими листиками на ладонь логопеда, и далее на ладонь предыдущего ребенка.)
А теперь съедим пирог: (разбираем пирог по кусочкам)
Логопед: Ты какой кусочек съел?
Я съел…Осиновый. (итд в обратном порядке.)
(В обратном порядке снимают ладошки и называют лист.)
7. Игра «Похвали осень». Подбор прилагательных, к слову, осень.
Дети присаживаются в кружок, логопед дает листочек и предлагает похвалить осень, сказав, какая она, но, чтобы осень не забыла красивые слова, повторите слово соседа и назовите свое.
Осень: красивая, золотая, прохладная, разноцветная, дождливая, солнечная, яркая, теплая, ветренная, холодная, теплая, ранняя, поздняя, прекрасная. Возможна помощь логопеда в виде слов существительных.
3. Итог занятия. Игра «Исправь ошибки».
Чебурашка говорит, что все понял и сейчас напишет письмо крокодилу Гене:
- Осенью жарко и поэтому люди ходят в футболках и шортах.
- Осенью день становится длиннее, а ночь короче.
- На деревьях зеленые листочки, скоро начнется листопад.
- Птицы прилетают с юга.
- Люди сажают урожай овощей и фруктов.
Дети не соглашаются с высказываниями Чебурашки и проговаривают правильный ответ. (Индивидуальные ответы)
Чебурашка хвалит детей, за помощь.