Татьяна Демченко
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности
Цели: формирование лексико-грамматических категорий языка
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные: Расширение и закрепление представлений о транспорте, о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного и творительного падежах, согласование числительных с существительными). Автоматизация правильного произношения звуков (Л)
Коррекционно-развивающие : Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления, тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, макет водоема, воздушный транспорт в техники оригами
Ход занятия:
Сообщение темы. Вводная беседа. Я предлагаю отправиться в сегодня в путешествие на автомобиле по стране Транспортландия.
Из-за дверей слышен шум, плач.
– Что это за шум, сейчас посмотрю.
Входит Незнайка.
- Незнайка, что случилось?
-«Да я из школы иду, там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом называли, я и не запомнил даже, а вы знаете, дети?»
– Кто из вас подскажет Незнайке это слово? – Это транспорт.
– Знаешь, что, Незнайка, а хочешь с ними в путешествие отправиться. Мы как раз отправляемся в сегодня в путешествие в страну Транспортландия. И ты много узнаешь транспорте. Но прежде, чем двинуться в путь нужно выучить одно правило:
Внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят – тогда отвечай.
Согласны? Итак, отправляемся в путь.
Упражнение “Шоферы”
Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)
Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)
Скорости переключаем, (“рычаг” поворачивают рукой к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль. (приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони
раскрывают)
Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево)
Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)
Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец)
- Ребята, посмотрите, мы прибыли с вами в порт. Какой транспорт вы видите?
- Катер, лайнер, яхта, пароход, относится к какому виду транспорта?
- Почему его называют водным.
Упражнение «Пароходы».
-Какие разные по размеру пароходы плавают по морям и океанам, и звуки которые они издают тоже разные. Как вы, думаете как гудит большой пароход, маленький, средний. Автоматизация правильного произношения звука [л] (обратить внимание на положение губ и языка).
Едем дальше.
- Ребята, отгадайте о каком транспорте загадка?
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились,
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
- Как вы догадались, что это говорится о поезде?
- К какому виду транспорта относится поезд?
- Почему его называют железнодорожным транспортом?
- Какой железнодорожный транспорт вы можете еще назвать?
Игра: «Какой» - относительные прилагательные
Наш вагон очень комфортный, современный
У него окна из стекла, значит они какие….(стеклянные)
Сиденья из кожи, значит они какие….(кожаные)
Поручни из пластмассы, они какие? ….(пластмассовые)
Крыша из металла (металлическая)
Стены из железа, значит они какие….(железные)
Двери из дерева…они какие? …. (деревянные)
Ручки из олова какие. (оловянные)
- Продолжаем наше путешествие. Мы приехали на аэродром. К какому виду транспорта относятся самолет, вертолет?
- Почему его называют воздушным?
Игра “Сосчитай.»
Количественные числительные:
один самолет, два самолета, … пять самолетов;
один вертолет-…
один воздушный шар-…
одна ракета.
Физминутка :
Незнайка.
- Я знаю очень веселую игра про самолет. Давайте поиграем?
Смотрите в небе самолет,
А в самолете том пилот
Штурвалом ловко управляет,
И между облаков летает.
Под самолетом то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод
Игра “Один – много ”
- Ребята, мы возвращаемся с вами в город.
Игра «Чего не стало?» : – Давайте поиграем с этими картинками. Я будуубирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.
Игра “Кто, чем управляет?”
- Ребята, мы с вами увидели и услышали разнообразный транспорт. Давайте вспомним, кто же управляет транспортом. Еще раз внимательно рассмотрите свои картинки и ответьте на вопрос «Как назвать человека, который управляет вашим транспортом»
«Кто чем управляет?»
Пилот, летчик
Капитан.)
Машинист.)
(Шофер
водитель,
космонавт
Итог. Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт? Логопед предлагает расставить картинки по видам транспорта.