Марина Ларина
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у сказки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольно образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида № 25. «Солнечный зайчик»
городского округа Серпухов Московской области.
Логопедия.
Формирование лексико-грамматических категорий
"В гостях у сказки".
Старшая группа. Фронтальное занятие
Учитель-логопед: Ларина М. В.
Октябрь 2018г.
Публикация «Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий „В гостях у сказки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Логопедия. Формирование лексико-грамматических категорий. "В гостях у сказки". Старшая группа. ОНР I-II уровня. Фронтальное занятие.
Учитель-логопед: Ларина М. В.
Задачи:
• упражнять детей в образовании существительных единственного и множественного числа;
• совершенствовать умения детей воспроизводить ритмические доли в собственной речи без нарушений по подражанию;
• обобщить и расширить знания детей об овощах;
• закрепить обобщающее понятие "овощи";
• развивать логическое мышление, память, внимание;
• развитие артикуляционного аппарата, крупной и мелкой моторики;
• воспитывать у детей интерес к окружающему миру, культуру речевого общения, умение заниматься в коллективе.
Материал
Раздаточный: картинки с овощами для дидактической игры "Один-много", угощение для детей.
Демонстрационный: свежие овощи, магнитофон с записью, корзинки, презентации сказки "Репка", игры "Четвёртый лишний";
Предварительная работа: беседа о пользе овощей, прослушивание различных произведений, рисование и лепка овощей, отгадывание загадок.
Ход занятия
I часть. Вводная. (Дети встают в круг).
Приветствие гостей.
Логопед: ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
Здравствуйте ручки - хлоп, хлоп. хлоп.
Здравствуйте ножки - топ, топ. топ.
Здравствуйте щёчки - хлюп, хлюп, хлюп.
Здравствуйте губки - чмок, чмок. чмок.
Здравствуйте зубки - стучат зубками.
Здравствуйте друзья
Здравствуйте гости.
Всем привет!
Логопед: Ребята, я сейчас вам начну рассказывать сказку, а вы догадайтесь, что это за сказка? Как она называется? Посмотрите на экран.
Презентация сказки "Репка".Слайд №1.
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.
-Вы узнали сказку? Как она называется? (Репка).
Молодцы! Сегодня мы с вами вспомним сказку "Репка" и побываем в огороде у деда с бабкой.
II часть. Основная.
Логопед: давайте вспомним вместе сказку, а поможет нам в этом язычок. Будем рассказывать сказку и делать упражнения для язычка.
Артикуляционная гимнастика (Дети сидят на ковре).
Посадил дед репку в огороде, за забором ( упр: "Заборчик"). Дед ухаживал за репкой и часто ходил в огород через калитку, то открывая её, то закрывая (открыть, закрыть рот несколько раз). Выросла у деда репка большая-пребольшая (надуть щёки несколько раз).
Вышел дед в огород и задумался: Что же с этой репкой делать? Решил дед репку выкопать и принёс большую лопату ( упр: "Лопаточка"). Лопатой не смог выкопать репку и решил тянуть репку. Тянет потянет, а вытянуть не может.
Позвал дед бабку. А бабка в это время в огороде другие овощи собирала. И собрала целую корзину. А как они называются забыла. Давайте бабке поможем вспомнить, как они называются.
Логопед приглашает детей подойти к столу, на котором стоит корзина с овощами.
Игра: "Назови овощи"
Логопед: полюбуйтесь какие они красивые, свежие, душистые. Давайте их понюхаем. ( Дети нюхают овощи: вдох носом, выдох через рот).
Дети подходят к столу и достают овощи из корзины и называют их с помощью логопеда по слогам, одновременно хлопают в ладоши на каждый слог.
(помидор, огурец, картошка, капуста, морковка, свёкла, чеснок).
-А как можно назвать их одним словом? (овощи).
-А где растут овощи? (в огороде).
Слайд №2.
Прибежала бабка к деду. Бабка за деда, дед за репку. Тянут потянут а вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. А внучка маленькая и не знает как правильно разложить по корзиночкам картинки с овощами.
Игра: "Один-много"(дети сидят на стульчиках).
Логопед: давайте поможем внучке. У нас есть две корзинки. Если на картинке изображён один овощ, то положим её в корзинку с одним кружком, а если на картинке несколько овощей, то в корзинку с несколькими кружками.
Дети выходят по одному и раскладывают картинки.
Помидор-помидоры
Репка-репки
Огурец-огурцы
Кабачок-кабачки
Редиска-редиски
Тыква-тыквы.
Молодцы, ребята!
Слайд №3.
Прибежала внучка на помощь. Внучка за бабку. Бабка за деда. Дед за репку. Тянут потянут а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. А Жучка сидит в конуре и мечтает.
-Вы хотите узнать, о чём мечтает Жучка (Да).
Игра: "Четвёртый лишний" (Дети сидят на стульчиках). На экране появляются картинки.
Презентация игры: "Четвёртый лишний".
Логопед: о чём мечтает жучка?
Помидор, морковь, лук, кость.
Сосиска, капуста, огурец, картошка.
Свёкла, колбаса, редис, кабачок.
Молодцы, правильно догадались. Жучка мечтает о косточке, сосиске и колбасе.
Слайд №4.
Прибежала Жучка на помощь. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за деда. Дед за репку. Тянут потянут а вытянуть не могут.
Они так устали, что решили отдохнуть. Давайте и мы с вами отдохнём.
Физкультминутка "Пяточка - носочек" (дети выходят на середину ковра)
Позвала Жучка кошку. А кошка в это время капусту солила.
Давайте поможем внучке капусту посолить.
Пальчиковая гимнастика "Капуста" (дети стоят в кругу на ковре).
Это что ещё за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Это что ещё за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Слайд №5.
Прибежала кошка на помощь. Кошка за Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за деда. Дед за репку. Тянут потянут а вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
-А где мышка? А вот она в корзинке.
-Что она тут делает? Хочет поиграть.
-Давайте и мы с вами поиграем.
Игра: "Чего не стало?" Логопед выставляет овощи. (Дети стоят вокруг стола).
Логопед: А сейчас проверим какие вы внимательные. Давайте ещё раз назовём овощи и запомним их. Сейчас мышка хвостиком вильнёт и один овощ пропадёт. Дети называют овощи и закрывают глаза. Дети называют какого овоща не стало. Игра проводится несколько раз.
Слайд №6.
Прибежала мышка на помощь. Мышка за кошку. Кошка за Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за деда. Дед за репку. Тянут потянут и вытянули репку. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
III часть. Заключительная.
-Вам понравилась сказка?
-Какую сказку мы вспомнили?
-Назовите героев сказки?
-Какой овощ они вытягивали?
-Вам понравилось помогать героям сказки?
-Молодцы!
Дед и бабка хотят вас угостить сладкой и полезной морковкой, которую сами вырастили. (Угощение детей морковкой).