Елена Чаус
Конспект занятия «Зима пришла» по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• продолжать формировать грамматический строй речи, учить образовывать множественное число и правильно употреблять слова в родительном падеже, различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности;
• уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
• уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;
• развивать моторику рук;
• закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
• воспитывать бережное отношение к природе;
Публикация «Конспект занятия „Зима пришла“ по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• развивать навыки общения со сверстниками.
Материалы и оборудование: картинки и иллюстрации по зимней тематике.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку:
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
Она художница прилежная,
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая.
(Зима)
2. Работа по теме занятия.
- Скажите, зима какая? (Снежная, холодная, морозная, белая, пушистая, вьюжная, суровая, красивая, величавая)
Упражнение «Один – много»
- Ребята, отгадайте загадки:
Что за звездочка такая,
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь — вода в руке?
- Что это? (Снежинка). А если много… (Снежинки). Снежинки какие? (Белые, красивые, маленькие, холодные). Если они растают, не будет чего? (Снежинок)
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
- Что это? (Снег). А если много… (Снега'). Снег какой? (Белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий). Во дворе много чего? (Снега)
Белая морковка
Свисает с крыши ловко.
- Что это? (Сосулька). А если много… (Сосульки). Сосульки какие? (Прозрачные, красивые, блестящие, холодные). Если они растают, не будет чего? (Сосулек)
Дидактическая игра «Подбери словечко»
- Зимой бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить :
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет…
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится…
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
- Ребята, чтобы не замерзнуть, давайте, погреемся.
Физкультминутка
На дворе у нас мороз. (дети хлопают себя ладонями по плечам
Чтобы носик не замерз, и топают ногами)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (хлопают)
С неба падают снежинки, (поднимают руки над головой, делают Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят
Будем их ловить руками снежинки)
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (потягивания – руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте с высоким
Поднимаем выше ноги. подниманием колен)
Мы идем, идем, идем (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (дети садятся на свои места)
Упражнение «Какой? Какая?»
- Ребята, сейчас я буду выставлять по одной картинке, а вы попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой? Какая?»
- Зима какая? – (холодная, снежная, морозная,).
- Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).
- День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).
- Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).
- Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий).
- Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).
- О чем можно сказать:
Морозный что? — (день, вечер, ветер).
Холодная что? — (погода, зима, ночь, сосулька).
Снежное что? — (дерево, облако, озеро).
Ледяные что? — (дороги, сосульки, горки).
Игра «Назови ласково»
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, и бросать мяч, а вы будете говорить ласково и уменьшительно.
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Дерево – деревце
Ветер – ветерок
Горка – горочка
Лед – ледок
Холод – холодок
Зима – зимушка
Санки – саночки
- Ребята, подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
(Дети отбирают картинки, на которых изображены зимние явления и называют их)
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу пальцами)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («крошат» хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем по ладони)
А еще в снегу валялись. (ладошки кладут на стол, переворачивают)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. («едят ложкой» суп)
Упражнение «Бежать - мчаться»
- Как вы понимаете слова? Чем они отличаются?
Бежать – мчаться;
зябнуть – мерзнуть;
вертеться – кружиться;
бросать – кидать;
съезжать – скользить;
- Придумайте предложения с любой парой слов.
3. Итог занятия.
- В какие игры мы играли?
- О чем были загадки?
- Назовите приметы зимы.