Наталья Горбенко
Использование игр и игровых технологий в работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр и игровых технологий в работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска
муниципального образования Курганинский район
«Использование игр и игровых технологий в работе учителя – логопеда по формированию лексико – грамматического строя речи дошкольников»
(из опыта работы)
Учитель – логопед
Горбенко Н. Н.
Публикация «Использование игр и игровых технологий в работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
2019 г.
В настоящее время существуют разные игры, игровые технологии и ресурсы, где предполагается обучение дошкольников формированию лексико – грамматического строя речи (слайд 2).
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного дошкольного образования (слайд 3).
Использование цифровых образовательных ресурсов на логопедических занятиях:
1. Презентации по темам;
2. Интерактивные путешествия с мультимедийными героями по лексическим темам (групповые занятия);
3. Компьютерные логопедические презентации, программы и игры по блокам:
- звукопроизношение;
- фонематика;
- лексико – грамматические категории;
- развитие связной речи (слайд 4).
Цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы на различных этапах занятия:
- фонетическая разминка;
- введение нового лексического материала;
- отработка структур;
- физминутка;
- закрепление изученного материала (слайд 5).
В своей коррекционной работе использую «Интерактивные развивающие познавательно – речевые игры для детей 5 – 7 лет» (слайд 6).
Данное электронное пособие содержит оригинальные интерактивные игры, способствующие развитию коммуникативных умений у старших дошкольников на основе ФГОС ДО.
Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Интерактивные тренажеры систематизированы по 13 лексическим темам : «Деревья», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Цветы», «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Рыбы».
Предлагаю вашему вниманию презентацию подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с использованием интерактивных игр в подготовительной к школе группе (слайд 7).
Занятие начинала с организационного момента (игры с мячом «Один – много») на закрепление ранее изученной лексической темы «Профессии работников детского сада» (слайд 8).
Далее, используя сюжетную картину «Огород», беседовала с детьми на тему «Овощи» (слайд 9). Дети отвечали на вопросы:
- Где растут овощи?
- Когда сажают овощи?
- Что нужно делать, чтобы получить хороший урожай?
- Когда собирают урожай?
Затем в игре «Большой – большущий», используя предметные картинки овощей, упражняла детей в употреблении имен существительных с увеличительным значением (слайд 10).
В игре «Собираем урожай» дети отгадывали загадки, подбирая слово, подходящее по смыслу (слайд 11).
Физкультминутка «Золотые ворота» развивала у детей координацию речи и движения (слайд 12).
Игры на компакт – диске использовались не только для закрепления, но и для развития навыков словообразования (слайд 13).
В игре «Найди овощ» (слайд 14) дети внимательно рассматривали овощи, находили овощ по заданию:
- найди овощ, который находится справа от капусты;
- найди овощ, который находится под картофелем (над помидором, под баклажаном, между картофелем и баклажаном, между морковью и перцем);
- найди овощ, который находится в правом нижнем углу (в левом верхнем углу).
В игре «Четвертый лишний» (слайд 15) дети внимательно рассматривали овощи и находили лишний, объясняли почему он лишний.
- помидор, редис, картофель, перец;
- картофель, баклажан, лук, морковь;
- морковь, огурец, горох, капуста (морковь оранжевая и растет в земле);
- редис, помидор, репа, морковь;
- баклажан, огурец, помидор, картофель.
В игре «Готовим из овощей» (слайды 16, 17, 18, 19, 20) дети называли овощ и отвечали на вопросы:
- какой салат можно приготовить из овощей? (капустный, морковный, огуречный, свекольный и т. д.);
- какой суп можно приготовить? (гороховый, фасолевый, свекольный и т. д.);
- какой сок можно приготовить? (томатный, огуречный, капустный, картофельный, морковный, свекольный);
- какое пюре можно приготовить из овощей? (картофельное, томатное, свекольное, гороховое).
В итоге предложила детям вспомнить, чем они занимались на занятии (слайд 21).
Предлагаемые интерактивные игры помогают формированию активного словаря, развитию навыков словообразования, памяти, обогащению связной речи детей 5 – 7 лет.