Лапан Людмила Прокопьевна
Интегрированное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Зима» в старшей группе у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
– систематизировать знания детей по теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– закрепить знания о времени года – зима (погодные изменении, приметы);
– закрепить навыки анализа предложенной ситуации с помощью мнемотблиц;
– закреплять умение работать с предложенным материалом по изготовлению игрушки (кукла-масленница);
– закреплять умение двигаться в пространстве, выполнять движения хоровода.
Коррекционно-развивающие:
– стимулировать речевую и познавательную активность;
Публикация «Интегрированное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи „Зима“ в старшей группе у детей с ОНР» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
– развивать мыслительные процессы (обобщение, анализ);
– уточнять и расширять словарь по теме;
– совершенствовать грамматический строй речи;
– развивать произвольное внимание;
– развивать творческое воображение, умение воплощать различные образы через пластические движения и мимику.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать чувство любви к природе, окружающему миру;
– формировать умение действовать в соответствии с инструкцией взрослого;
– закреплять умение эмоционально воспринимать условные образы «зимы», «весны»;
– воспитывать желание участвовать в творческом поиске;
– закреплять навыки произвольного поведения на занятии.
Предварительная работа
– рассматривание иллюстраций «Времена года»;
– беседа о временах года зима, весна;
– чтение произведений о зиме;
– рисунки и поделки детей на заданную тему.
Оборудование: Проектор. Наглядно-дидактический материал к лексической теме «Зима». Мнемотаблицы. Материал для поделки куклы-масленницы (пластилин, ложечки, вата, цветная косынка, веревочка).
Ход занятия:
I. Организационный момент
Детям предлагается загадка:
Ветер холодный
Пригнал облака,
И затянулось все небо с утра.
Лужи замерзли,
Притихла земля,
Лег белый снег
Время года – … (Зима)
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
Рассматривание сюжетных картинок о зиме, составление предложений об изменениях, происходящих в зимнее время. (Об изменениях погоды, жизни животных, о зимних развлечениях)
2. Использование мнемотаблиц, отражающих состояние погоды.
Звучит музыка, создающая эмоциональное восприятие характерных признаков погоды.
(Метелица – снег метет по дорожкам, срывает снежинки с сугробов. Вьюга – снежинки несутся и кружаться по дорожкам, колют лицо, студеная погода. Снежный буран – снежинки кружатся везде, туман, ничего не видно на расстоянии метра).
3. Игра-этюд. «Мы мороза не боимся»
Дети в пластических этюдах отражают следующие задания, данные логопедом:
Покажите: Как вы катаетесь на коньках.
Играете в снежки.
Лепите снежную бабу.
Везете на санках малышей.
А теперь вы замерший воробушек.
Зайчик, притаившийся за кустом.
Лиса, которая прислушивается к шуму мышки под кустом, под снегом.
Холодный голодный волк.
Спящая мышка.
Белочка, нашедшая кладовую.
4. Переход к мольбертам. На них закреплены три образа зимы.
(Зима – злая старуха карга. Зима – прекрасная девушка. Зима – шаловливое дитя.)
Вопросы детям:
• Что бы могла изменить в природе старуха-зима? (Нагнала бы стужу, да метели, холода, намела огромные сугробы)
• Чем бы украшала зиму девушка в образе зимы? (Укутала бы снегом деревья, крыши домов, на деревья бы сидели снегири, как красные яблочки, сугробы блестели и переливались на солнышке)
• Дети, а вот образ зимы, как шаловливое дитя он близок к вам. Если бы вы могли создавать чудеса зимы, чтобы вы сделали?
5. Далее логопед предлагает мимическое упражнение. Задание:
Ребята, сейчас мы попробуем изобразить свое настроение и свое состояние в зависимости от проказ матушки зимы.
Покажите, как мы радуемся первому снегу….
Какие у нас ощущения…
Ежимся от холодного ветра.
Нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передайте гнев старухи-зимы.
Покажите, какое лицо в образе девушки-зимы.
Изобразите шалость и настроение зимы в образе шаловливого дитя.
6. Далее звучит музыка, слышны скрипучие по снегу шаги. Дети подходят к экрану, перед ними слайд с двумя снеговиками.
Вопрос: Чему радуется первый снеговик?
О чем грустит второй?
Дети составляют предложения о начале зимы – веселый снеговик, и потом, что второй снеговик тает, впереди весна.
Затем логопед просит детей изобразить с помощью мимики и движений снеговика в начале зимы и в конце.
Итог: Зима бывает разной и приветливой, и холодной, и суровой. Дарит на теплую оттепель и испытывает нас в суровую стужу.
Задания детям:
Перечислите названия зимних месяцев.
Сейчас февраль, огорчаемся мы или радуемся уходу зимы?
За что мы ее любим и чем она нас огорчает?
Прощальный хоровод «Проводы зимы».
7. Изготовление поделок.
Сегодня мы сделаем куклу-масленницу. По старым русским традициям проводим зиму, задобрив ее, да будем ждать весну долгожданную.
Каждый этап изготовления поделки-игрушки сопровождается показом слайдов.
На столе у детей следующий материал : пластмассовая ложечка, вата, цветная косынка, веревочка.
После изготовления игрушек хоровод «Веснушка».
Логопед завершает ловами – «Вот теперь мы готовы зиму провожать, а веснушку зазывать».
Оценка деятельности детей. За проявленные знания и умения детям дарится книжка-раскраска о временах года.