Светлана Вильдякскина
Конспект занятия по финансовой грамотности «Мошенничество в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по финансовой грамоте
"Мошенничество в нашей жизни"
в подготовительной группе
Составитель: Вильдякскина С. Г.
Цель занятия :
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Мошенничество в нашей жизни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Познакомить дошкольников с различными формами проявления обмана в современной финансовой сфере жизни человека (видами мошенничества);
- Продумать ряд практических рекомендаций и правила безопасного поведения, чтобы не стать жертвой финансовых мошенников;
- Повысить уровень финансовой грамотности и безопасности воспитанников;
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Предполагаемый результат:
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Появляются первоначальные умения распознавать различные виды мошенничества.
- Появляется понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы).
- Понимание ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов.
- Первоначальные знания о защите и неразглашении личной информации.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Родители овладевают практическим опытом и инструментами защиты детей от мошенников.
Ход занятия
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята.
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Но будьте осторожны вы всегда! (руки к себе)
- Ребята, мы с вами путешествуем по стране Финансовой грамоты уже давно. Знаем, что такое семейный бюджет, как его планировать; что такое экономия и откуда берутся деньги, познакомились с разными профессиями; знаем что такое деньги и какие они бывают.
-Но ребята, в сфере финансов есть как и положительные, так и отрицательные стороны. И сегодня мы с вами об этом поговорим.
- Кто-нибудь из вас знаком со словом "мошенничество".
- Ответы детей.
- Ребята в жизни нам встречаются не только добрые и честные люди, но и те, кто поступает по отношению к нам некрасиво и не справедливо. Эти люди преследуют свои корыстные цели и способны на обман. Таких людей называют мошенниками. Это люди, которые, пользуясь нашим доверием, обманывая нас, похищают наши деньги, имущество.
- В нашей жизни можно столкнуться с различными ситуациями, при которых мы можем стать жертвой таких мошенников.
- Слово мошенник произошло от существительного мошна — так в Древней Руси называли сумку, карман. Человек, воровавший деньги из сумок, назывался мошенником. Со временем мошенниками стали называть обманщиков и жуликов.
- Чаще всего мошенники пытаются завладеть чужим имуществом путём обмана. Ребята, скажите какое имущество есть у ваших родителей, и обладаете ли вы каким-либо имуществом. (Слайд №2)
- Ответы детей
- Ваши родители имеют дом или квартиру, транспортное средство, бытовую технику, мебель, денежные средства. Но и вы имеете своё имущество - велосипед, телефон, небольшие денежные средства.
- Вспомните, в каких сказках герои путём обмана забирали чужое имущество.
- Лиса выгнала зайца из своего дома и стала в нём жить. (слайд 3)
- Кот Базилио и Лиса Алиса предложили деревянному мальчику закопать 5 монет, чтобы выросло денежное дерево, а затем присвоили деньги себе. (слайд 4)
- Мачеха стала полновластной хозяйкой поместья, а падчерицу выгнала в чулан и заставляла работать. (слайд 5)
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас, я хочу рассказать вам о некоторых видах мошенничества :
1) телефонное мошенничество
2) компьютерные игры
3) мошенничество банковскими картами
4) призы, подарки и реклама
1. Телефонные мошенники (слайд 6)
Воспитатель: Практически у каждого из вас есть свой телефон или вам дают на время телефон родители.
Ситуация 1.
В любой момент вам может позвонить чужой человек. Он будет очень добрым и ласковым, предложит дружить и спросит:
- Как тебя зовут?
- Где твои родители?
- Ты дома один?
- Предложить поиграть в пиратов, и найти сокровище, спросив где мама прячет деньги, банковскую карточку и украшения?
- Могут попросить перезвонить по номеру.
- Ребята, как вы поступите в этом случае?
- Можно разговаривать по телефону с незнакомыми людьми?
- Ответы детей.
- Ваши действия, если с вами произошла такая ситуация?
- Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, необходимо сразу положить трубку, сообщить о случившемся родителям. Даже если вас незнакомый человек будет хвалить или предлагать какой-нибудь приз или подарок необходимо не поддаваться на эти уловки и закончить разговор.
2. Мошенничество с банковскими картами (слайд 7)
Воспитатель: Вы все знаете, что в наше время не обязательно иметь наличные деньги, есть безналичный расчёт - это банковская карта.
Ситуация 2.
- Телефонные мошенники могут сказать, что вашим родителям, например, нужна помощь, поэтому срочно нужно найти банковскую карту и назвать цифры на ней.
- Так же могут попросить сфотографировать карту и выслать фото на определённый номер.
- Как вы поступите в этом случае?
- Ответы детей
Воспитатель: Банковская карточка не игрушка, хотя она может быть яркой и красивой. Её нельзя использовать в игре, дарить другу, отдавать чужому человеку, называть цифры на карте.
3. Мошенничество в компьютерных играх (слайд №8)
Воспитатель: Кто любит играть в телефоне или на компьютере?
Ответы детей
- Вы играете одни или вас контролируют взрослые?
Ответы детей
- Ребята, компьютерные игры чаще всего бывают платные.
Ситуация 3
Воспитатель: Играя в компьютерные игры, вам может быть предложено:
- Заплатите всего 5 рублей и ваша игра станет ещё лучше!
- Затем, заплатите ещё 5 рублей и вы выйдите на более высокий уровень и будите иметь звание лучший игрок!
- Заплатите всего 5 рублей и у вас увеличится время игры!
Воспитатель: как вы поступите в этом случае?
Ответы детей
Ситуация 4 (слайд 9)
Воспитатель: Так же компьютерные игры могут предлагать различные поощрения:
- Например, если вы дойдёте до определённого уровня, то получите ПРИЗ!
- Заплатите всего 5 рублей и получите подарок на покупку. для игры!
- Ура, вы выиграли приз, вам нужно заплатить только 5 рублей!
Воспитатель: как вы поступите в этом случае?
Ответы детей
Воспитатель: В компьютерных играх есть очень много вариантов, чтобы заманить игрока в новую игру, выманить с помощью обмана больше денег у игрока, предлагая всё лучше и лучше приз или подарок. Таким образом всё больше и больше вовлекая игрока в денежные вложения.
На такие уловки нельзя поддаваться, так как можно так увлечься, что оставить родителей без денег, а в игре так и не достичь никаких высот и ничего не выиграть. Так как это всё обман.
Будьте осторожны в компьютерных играх.
Ситуация 5
Воспитатель: Играя в компьютерные игры, просматривая мультики по телевизору мы очень часто встречаемся с рекламой.
- Например, у нас самые лучшие игрушки, самые красивые, самые привлекательные!
- В нашем магазине самые дешёвые товары! Цена в два раза меньше, чем в других магазинах!
- Если вы закажите товар у нас, мы доставим его вам бесплатно!
- Если вам не понравится наш товар, мы заберём его обратно.
Воспитатель: Ребята, а вы покупаете товары увиденные в рекламе?
Ответы детей
Воспитатель: Покупая товар, который восхваляет реклама нужно быть осторожными. Так как это не всегда качественный товар. Иногда вместо заказанного вами большой, мягкой игрушки, могут выслать маленького некрасивого медвежонка, а вместо телефона - обыкновенную деревяшку, вместо красивого платья - обыкновенную тряпку.
Воспитатель: Покупая товар по рекламе нельзя поддаваться эмоциям и сразу заказывать товар. Можно поинтересоваться у знакомых, которые уже пользовались услугами этой фирмы. Проанализировать информацию об этой фирме. Посмотреть отзывы. И обязательно посоветоваться с родителями. А затем уже взвесив всю информацию решить воспользоваться этой рекламой или нет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с новым понятием "Мошенничество".
- Скажите, кто такие мошенники?
Ответы детей
Воспитатель: В нашей жизни иногда встречаются такие люди и нам с вами необходимо быть осторожными и внимательными. Нельзя поддаваться эмоциям и панике. Нужно хорошо подумать, а затем принять решение.
- Какие действия необходимо предпринять если вы столкнулись с мошенниками (слайд 10)
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Необходимо сообщить родителям или позвонить в полицию. Родители могут позвонить в банк и уточнить информацию.
- Я надеюсь, что данное занятие поможет вам правильно ориентироваться в сфере финансов, принимать обдуманные решения и не поддаваться на уловки мошенников.