Алия Кайкубаева
Конспект занятия по естествознанию «Подземное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по естествознанию
діскер/ Методист ___
олы/подпись
«Звездочка» жоары тобы шін
йымдастырылан оу ызметіні технологиялы картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
в старшей группе «Звёздочка».
ткізілетін кні, айы, жылы/Число, месяц, год проведения: «_22_»_01_20_18 ж. /г.
Трбиеші/ Воспитатель: Кайкубаева А. К. _
Білім беру саласы/ Образовательная область: Познание
йымдастырылан оу іс-рекет трі/
/ Раздел организованной учебной деятельности: Естествознание
Публикация «Конспект занятия по естествознанию „Подземное царство“» размещена в разделах
Таырыбы/ Тема: Знакомство с подземным царством.
Білімділік міндеті/ Образовательная задача: Познакомить детей с особенностями внешнего строения и поведением крота, его приспособленности к подземному образу жизни. Расширять представления детей о почве как компоненте природы, о ее свойствах и значении в жизни животных.
Дамытушылы міндеті/ Развивающая задача: Развивать наблюдательность, интерес к природе.
Трбиелік міндеті/ Воспитательная задача: Воспитывать любовь к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Крнекі ралдар/ используемый материал: комочки почвы, слайды с изображением крота, ёмкости с водой, лупы, салфетки, кукла Дюймовочка, клеенка.
Тілді штырлыы/ Полилингвальный компонент: жер – земля, ортышан - крот
Іс-рекет ызметі/
Этапы деятельности Трбиешісіні іс-рекеті/
Действия воспитателя Балаларды іс-рекеті/
Деятельность детей
Мотивациялы-озаушылы/
Мотивационно - побудительный Раздается стук в дверь, вносят Дюймовочку.
Дети, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости? Вы знаете кто это?
Дюймовочка.
Молодцы! Как называется сказка, из которой пришла к нам эта девочка?
Дюймовочка грустная, дети как вы думаете почему?
Давайте узнаем, что случилось, у самой Дюймовочки.
Дюймовочка: Крот заставляет жить меня в своем домике. А я совсем не хочу жить у него, мне там не нравится. Помогите мне, пожалуйста. Не отдавайте меня ему.
Поможем Дюймовочке?
Да, знаем, ее зовут
Сказка «Дюймовочка».
Наверно ее кто- то обидел.
Да. Конечно, поможем.
йымдастыру -іздестіру/
Организационно - поисковый - Но для того чтобы помочь ей, нам нужно узнать, где живет крот, чем он питается. И сможет ли Дюймовочка жить там, где его дом.
Дети, вы знаете, где находится дом крота?
Дети, а вы видели когда - нибудь крота?
Я вам сейчас его покажу. Рассмотрим его.
Показываю на экране фотографии крота.
Крот большой или маленький
Правильно, крот-это маленький зверек, размером с мою ладонь (показывает). Круглый год он роет в почве ходы. Как вы думаете зачем?
Правильно, выискивает всякую мелкую живность: дождевых червей, насекомых, личинок. Всем этим он питается. Для того чтобы прокормить себя ему нужно рыть очень много ходов, в разных направлениях. Как вы думаете, трудно ли ему рыть?
Земля плотная, но кроты хорошо приспособлены к этим условиям. У крота необычные лапы. Какие же?
Правильно, ведь лопатой удобно копать землю. К тому же лапы повернуты в разные стороны. Крот копает то одной лапой, то другой. Лишнюю землю выталкивает на поверхность, поэтому мы можем
увидеть в разных местах кучки земли- кротовины. Когда будете на лугу, возле леса поищите такие кучки. Если найдете, значит, в таких местах под землёй живут кроты.
У кротов необычные глаза и уши. Глаза маленькие, почти совсем не видят. Почему они не видят?
Правильно, под землей темно, глаза не нужны. Как же кроты находят червей, личинок?
Да, они чуют их носом. Нос у крота вытянутый, хорошо чувствует запахи. Как еще крот может обнаружить живность?
Верно. Крот очень хорошо слышит.
Где у него уши?
Правильно, как у всех, но их не видно, они прикрыты складкой кожи. Почему у крота такие уши?
Физкультминутка.
Вот высокая гора
А под ней внизу – нора
У горы – шесть совят
Во все стороны глядят
Вот высокая гора
А под ней внизу – нора
У горы – шесть медвежат
И шесть маленьких ежат
Вот высокая гора
А под ней внизу – нора
У норы – шесть лягушат
Скачут, прыгают, спешат.
Вот высокая гора
А под ней внизу – нора
А в норе крот, крот
Роет он подземный ход.
Теперь мы знаем, что крот обитает под землей. А кто еще живет под землей? Вот посмотрите на картинке. Кто здесь? А что же такое земля, из чего она состоит? Почему под землей не хочет жить Дюймовочка?
Давайте пройдем к столам, в нашу лабораторию и проведем ряд опытов для того чтобы все это узнать.
Что перед вами?
Да, правильно, это земля с нашего участка. По-другому - это почва.
Опыт №1.
Воспитатель предлагает рассмотреть комочки почвы с участка через лупу и рассказать о том, что они видят.
Ребята скажите, пожалуйста, какого цвета почва? Как она пахнет? Есть ли в ней песок, камни, корешки?
Воспитатель просит детей самостоятельно сделать вывод о том, из чего состоит почва.
Опыт №2.
Воспитатель напоминает детям, что под землёй живет множество животных. Чем же дышат эти животные под землей?
Правильно, как и все животные, живущие на земле, подземные обитатели дышат воздухом, который находится в почве.
А есть ли воздух в почве? Можно ли его увидеть? Мы это сейчас с вами проверим.
Воспитатель предлагает опустить в емкость с водой образец рыхлой почвы. Дети опускают в воду комочки почвы. Ребята как вы думаете, почему в воде появились прозрачные пузырьки? Что это такое? А еще в почве есть вода. Это можно проверить, если положить землю на салфетку и прижать. Что мы видим? Да, осталось пятно мокрое.
Да, правильно, опыт доказывает, что в почве есть воздух и вода.
А что еще нужно Дюймовочке для жизни под землей?
Под землей есть свет?
Что же мы сегодня узнали про почву?
Дети, а хорошо под землёй жить кроту?
Правильно, почему?
А теперь подумайте и скажите, Дюймовочка сможет жить под землей?
Почему?
Тогда давайте успокоим Дюймовочку, предложим ей остаться у нас в солнечной и теплой группе, жить на самом красивом цветке. А вечером предлагаю вам нарисовать крота в его подземном царстве.
Дом крота находится под землёй
Нет, не видели. Видели
Крот питается червями. Он роет ходы и ищет их
Наверно трудно.
У крота лапы похожи на лопаты.
Под землей темно, кроту там ничего не видно, глаза ему не нужны.
Они находят их по запаху.
Крот может обнаружить живность с помощью ушей.
Уши у крота находятся на голове.
Они прикрыты, чтобы в них не попала земля.
Выполняют движения
по тексту
Тянутся
Приседают
Вертят головой
Тянутся
Приседают
Ходят по-медвежьи
Руки к груди, пальцы оттопырить
Прыгают
«Загребают» руками
Ответы детей (муравьи, черви, жуки, пауки).
Это земля.
Почва черного цвета. Она без запаха. В ней есть корешки растений, камешки, песок.
Животные дышат воздухом.
В земле есть воздух и вода.
Ей необходим свет и тепло.
Нет. Там всегда темно. Свет туда никогда не проникает.
Почва черного цвета, она без запаха. В ней есть воздух и вода, но нет света. Да, хорошо.
Кроту хорошо жить под землёй, потому, что он слепой, ему не нужно зрение, ведь под землей темно и холодно. У крота маленькие уши, и они прикрыты складкой кожи, чтобы в них не попала земля. У крота лапы как лопата, чтобы легче рыть ходы под землей.
Нет! Потому что у Дюймовочки хорошее зрение. Ее уши не прикрыты кожной складкой в них может попасть земля. Ее руки не похожи на лопаты, она не сможет рыть руками землю. Дюймовочка не ест червяков, а любит пыльцу цветов. А еще ей нужен свет, которого там нет.
Рефлексивті-тзетушілік/
Рефлексивно – корригирующий Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? Что вы делали?
Давайте подарим Дюймовочке цветочки, но цветочки не простые, а они показывают ваше настроение. Если вам понравилось занятие – берите желтые и красные, а если не очень - коричневые.
Наше занятие закончено. Вы молодцы.
Подводят итог занятия.
Выбирают цветы.
Ктілетін нтиже/ Ожидаемый результат:
Білу / Знать: особенности строения и поведения крота
Тсінуге тиіс / Иметь: представление о почве, как компоненте природы
Істей білу керек / Уметь: выделять свойства предмета и делать выводы