Елена Замараева
Познавательно-исследовательский проект «Почва — подземное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно- исследовательский проект «Почва - подземное царство»
Вид проекта : познавательно- исследовательский, творческий.
Основные разработчики Замараева Е. А., Смирнова Н. С.
География проекта МДОУ № 48 «Журавушка» г. Балашиха
Основные целевые группы, на которые направлен проект Воспитанники старшей группы «Теремок», педагоги.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Почва — подземное царство“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Почва. Исследуем почву
- Почва. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Цель проекта Формирование у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности в процессе изучения почвы.
Задачи проекта Уточнить и расширить представления детей о почве на основе опытов, познакомить с ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
Познавательно-исследовательские : 1. развивать и формировать навыки опытнической деятельности детей посредством экспериментально-опытнической деятельности и использования информационных технологий.
2. обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины. 3. Воспитывать бережное и осознанное отношение к природе (почве).
Коммуникативные:
1. развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом.
2. развиватьлюбознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
Сроки реализации проекта КРАТКОСРОЧНЫЙ
Ожидаемые результаты реализации проекта Дети узнают : почва – верхний плодородный слой Земли, изучат состав и свойства почвы; значение почвы для роста растений, для жизни людей.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента, делать выводы.
Приобретенные навыки помогут в формировании экологического самосознания. У детей повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта : познавательно- исследовательский.
Введение Актуальность и социально- экономическая значимость
Почва-это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, урожаи собирают больше. Почва нуждается в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно, а разрушается быстро.
.
Постановка проблемы.
Дети мало проявляют интерес к почве, не знают, из чего она состоит, не предполагают, сколько живых существ там обитают. Мы исследовали почву, взятую на участке детского сада. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы сами изучить почву?» Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный (1 неделя)
- Изучение методической литературы.
- Подбор справочной, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных игр.
- Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов
- Целевая прогулка «Соберем почву для исследования»
- Изучение уровня знаний детей по теме.
- Беседа с детьми «Кладовая Земли» Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? (Ввод детей в проблемную ситуацию) Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.
-Составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы
2 этап - основной
Вид деятельности Формы организации детской деятельности
Игровая
деятельность Д/и «Где чей домик?»,«Удивительный песок», «Песчаные бури», «Сыпучий песок» (игра-эксперимент, игра «Подземные жители», подвижная игра «Не попадись кроту», игра «Вершки-корешки», игра «Ящик ощущений»(Что находится в почве, игра «В гости к дождевому червю», экологическая игра «Вода- почва», игра-моделирование «Слои земли». Игровые задания: «Обведи рисунки точно по линиям»
.
Коммуникативная
деятельность Беседа «Правила поведения на природе» (природоохранное поведение).
Составление рассказов о жизни крота, мышонка и червячка.
Составление рассказа по картине «Наш дом- под землей»
Д/и «Скажи, кто в норке живет», «Подбери слово», «Назови ласково».
Беседа «Песок и глина в природе», «Как сохранить почву».
Трудовая деятельность Пересадка комнатного растения – хлорофитума.
Посадка семян пшеницы, наблюдение и уход за ростками.
Познавательно-
исследовательская
деятельность Рассматривание коллекции семян для посадки.
Беседа «Для чего нужны семена?»
Рассматривание альбома «Животные, которые обитают в почве».
НОД «Есть ли жизнь под землей?».
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все червячки?», «Что будет с насекомыми, если произойдет загрязнение почвы?»
Исследовательская деятельность
«Для чего корешки?», «Как подземные жители помогают растениям?»;
«Изучаем состав почвы (песок, перегной, камни, корни растений)».
«Удивительная почва» - мультимедийная презентация
Опыты: «Свойства почвы» (есть ли в почве воздух, содержится ли в почве вода, «Влияние состава почвы на жизнь растений»
Червячная ферма (наблюдение за жизнью червей, как они перемешивают (рыхлят) слои почвы, рассматривание через лупу самих дождевых червей.
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора Сказки: «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен, «Наша кормилица - Земля»Е. А. Алябьев ; «Сказки про червяков Т. Н. Мизина; «Сказки о почве» Т. И. Попова, «Немного о дождевых червяках» А. Кропотин Просмотр мультфильмов «Дюймовочка» (режиссер Л. Амальрак 1964г., просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких»(отрывок); загадки о обитателях почвы.
Изобразительная
деятельность Рисование обитателей почвы по трафарету, их раскрашивание.
Раскрашивание животных - подземных жителей.
Рисование: «Придумай и нарисуй животное, которое обитает в почве»
Рисование: «Растения и почва»
Аппликация с элементами рисования и пластилинографии «Подземное царство»,.
Лепка «Червячок».
Физкультурная
деятельность Спортивная игра «Мы- дождевые черви».
Игровое упражнение «Пролезь через норку» (тоннель).
Двигательная
деятельность Физкультминутки: «Червячок», «Раз, и стану я Землей…».
Пальчиковая гимнастика: «Червячки».
П/ игры: «Как семечко выросло».
3 этап - заключительный (1 неделя)
- Оформление выставки творческих работ:
- Создание коллекции почвы, песка, камней».
- Заполненный лист наблюдений за ростом пшеницы.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Управление и обеспечение проекта
Методическая литература:
-Веракса Н. Е. ,Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. 2013, «Мозаика-синтез»
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
- Зыкова О. А. «Экспериментирование с живой и неживой природой».М. ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013
- Кондратьева Н. Н. «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Москва, «Карапуз», 2010.
- Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.