Ольга Троицкая
Конспект занятия по дифференциации звуков [ж]-[ш] (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи.
Тема: звуковая культура речи; звуки ш-ж; дифференциация звуков : ж-ш.
Программное содержание: закрепить произношение звуков ш-ж, упражнять детей в определении наличия этого звука в словах; обогащать их словарь. Совершенствовать грамматический строй речи; упражнять детей в произношении изолированного звука и звука в словах.
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [ж]-[ш] (старшая группа)» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Словарная работа:
Уж, жар, наживка, этажерка, жильцы, мишень, ёрш, шиповник, ошибка.
Использование наглядного материала:
Цветная иллюстрация к русской народной сказке «Теремок».
Подбор игрушек для импровизированного магазина, в названии которых, есть звуки ж-ш.
Последующая работа:
Закрепление полученных знаний через развивающие игры:
1. «Аукцион»
2. «Песенка звуков ж-ш»
3. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок.
4. Игра «Путаница».
5. Упражнение для речевого аппарата «Клоуны», «Кошечка».
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает детям такую историю:
«Жил-был на свете звук «Ш». иногда у него случалось дурное настроение и он начинал громко и сердито шипеть, как масло на сковородке: «ш-ш-шкварк, шкварк, ошпарю, ош-ш-ш-парю», или гусь-забияка «ш-ш-ш-страш-ш-ш-но, страшно». (дети хором повторяют слова).
Поющие звуки, такие, как – а, о, у, е, и, э, ы, которым шипение мешало петь чисто и слаженно, решили отшлёпать звук «Ш». Звук «Ш» не захотел чтобы его отшлёпали, убежал, спрятался. Куда спрятался?
Спрятался в разные слова, в том числе в слова, в которых живёт похожий на него звук «Ж». Хитрец!
Поющие звуки его не нашли, но мы с вами, я на это надеюсь, найдём звук «Ш»
Шлёпать не будем, а где он прячется поющим звукам не скажем. Разве мы ябеды?
Воспитатель предлагает поиграть. Называет разные слова, где есть звуки «Ж»; «Ш»; если в слове звучит звук «Ж» - дети показывают песенку жука, руки поднимают вверх – вниз, имитируя полёт жука. Если в слове есть звук «Ш», дети показывают песенку ужа. Рука зигзагообразно от себя идёт вперёд.
Предлагаемые слова для игры:
Жираф, шар, жар, кошка, журавль, шиповник, жук, шишка, жаба, лягушка, жмых, ромашка, школа, животные, карандаш, жёлтый, мышка, вышка, жильцы, жеребёнок, машина, варежки, шапка, дорожка, мышка-норушка, дрожжи, оранжевый, шофёр, гараж, шум, большой, страшный, кружок, мишень, снежок, снежный, ошибка, пирожное, пушистый, вежливый, ежи, тишина, вежливый, влажный, ковш, золушка, шут, шоколад, шелковый.
Воспитатель продолжает разговор:
В нашем родном языке много слов, в которых есть звук «Ш», послушайте:
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша,
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата,
Тушат, тушат – не потушат,
Заливают – не зальют.
К. Чуковский «Путаница»
Воспитатель интересуется, помнят ли дети свистящую песенку звука «С». Объясняет, что шипящая песенка очень трудная, и не все дети умеют произносить правильно этот звук, но это не беда. Если каждый день упражняться, поднимать кончик языка к верху, округлять и вытягивать губы (показывает, то звук зашипит. Дети произносят звук все вместе и индивидуально (5-6 ответов). Если звук «Ш» произносить чёткои достаточно громко, на ладони, поднесённой к губам, но не прижатой к ним, ощущается струя тёплого воздуха.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».
Объясняет, что означает слово – чистоговорки.
1. Аш-аш-аш очень зол гусёнок наш.
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша.
1. Жа-жа-жа, я поймал ужа.
2. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу.
3. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши.
Скороговорка: «У ежа – ежата, у ужа – ужата». Повторяют 2-3 раза.
Воспитатель предлагает игру «Путаница».
«Ребята, какие слова в стихах перепутаны?
Какими звуками отличаются эти слова?
«Шар-птица пламенем горит,
А в небе коасный жар горит-летит».
«У солдата на форме - наживка,
Приготовим для рыбы- нашивку».
Заканчивая занятие, воспитатель просит детей вспомнить русскую народную сказку «Теремок», используя иллюстрацию, рассказывает сюжет сказки, а дети, когда слыша звуки «Ш», «Ж», показывают песни этих звуков. Сегодня, ребята, завершилось наше увлекательное путешествие в мир звуков. Все они по своему красивы и интересны, каждый звук имеет свою неповторимую историю, своё звучание. А впереди нас ждут новые встречи, новые путешествия в сказочный и самобытный мир звуков, мир букв, мир слов, а значит, а значит в увлекательное путешествие – в мир знаний.
Время проведения занятия : 25 минут. После 12минут занятия воспитатель предлагает детям физкультминутку.
1. Пальчиковая игра «Считаем пальчики» (Игру можно проводить сидя за столами.)
«Можешь пальцы сосчитать? 1,2,3,4,5 (2 раза на двух руках)
Десять пальцев, пара рук – вот твоё богатство друг!»
2. «Ёжики» (игра проводится стоя)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
«Раз фонарик, два фонарик – ёжики, ёжики,
Наковали, наковали – ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте, - зайчик, зайчики.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе – девочки, мальчики».
3. «Ветер дует»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше выше».