МААМ-картинки

Конспект занятия по чтению художественной литературы И. А. Крылова «Лебедь, Щука да Рак»

татьяна власова
Конспект занятия по чтению художественной литературы И. А. Крылова «Лебедь, Щука да Рак»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Чтение художественной литературы :

- закреплять представления детей о басне, ее жанровых особенностях, отличиях от других произведений художественной литературы;

- познакомить детей с новой басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука да Рак», подвести к пониманию аллегории басни, ее идеи;

- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении загадок.

2. Коммуникация:

Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы И, А, Крылова „Лебедь, Щука да Рак“» размещена в разделах

- продолжать учить детей делать мини-сообщения по теме и выразительно

передавать его содержание;

- формировать умение детей понимать обращенную к ним речь и самим

правильно пользоваться речью - давать краткие и разнообразные ответы

на поставленные вопросы;

- продолжать учить детей осмысливать и понимать иносказательные слова в

тексте басни;

- обогащать словарный запас детей новыми словами (согласье, лад, поклажа, воз,

рваться, судить) .

3. Познание:

- совершенствовать знания детей о многообразии животного мира, особенностях их развития, сходства и различия;

- продолжать учить детей делать простейшие выводы о причинно-следственных связях в природе;

- развивать умение находить связь содержания басни со значением пословиц в определенных ситуациях;

- развивать графомоторные навыки и умения;

- упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку;

- совершенствовать навыки пространственной ориентировки относительно себя, используя термины вправо, влево, вверх, вниз.

4. Социализация:

- воспитывать чувства взаимопомощи, сотрудничества, доброжелательных взаимоотношений;

- развивать у детей волевые качества, умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям детского коллектива.

5. Здоровье:

- формировать умение следить за правильностью осанки во время занятия и позой во время проведения графического диктанта.

Оборудование: портреты Эзопа и И. А. Крылова, мини-сообщения об этих баснописцах, картинки – лебедя, рака, щуки, текст басни «Лебедь, Щука да Рак», тетради в крупную клетку, простые карандаши, образец графического диктанта.

Предварительная работа:

беседы о баснях и баснописцах, чтение басен Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова, И. А. Крылова,

заучивание пословиц о дружбе, взаимопомощи, сотрудничестве (домашнее задание,

беседы по содержанию пословиц,подготовка мини – сообщений об Эзопе и И. А. Крылове (домашнее задание) – 2 ребенка.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Ход занятия:

Организационный момент

В – Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)

Хорошее настроение у вас?

Д – Да!

В – Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

(Присаживаются на стулья)

В – Ребята, мы с вами читаем много рассказов, сказок, заучиваем стихи. На том занятии мы познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня?

Д – Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах.

В – Правильно. Молодцы! Басня похожа на сказку?

Д – Да.

В – А кто главные герои в басне?

Д – Главные герои в басне, как и в сказке животные, насекомые, птицы, растения, вещи.

В – Да, молодцы! А чем басня отличается от сказки или рассказа?

Д – Басня – короткая по объему, легко читается, а сказки и рассказы длиннее.

В – Молодцы! А какое действие происходит в басне?

Д – В баснях кто-то ссорится, спорит, хвастается, хвалится, мешает.

В – Да, правильно. В баснях главные герои не люди, но по поведению подразумеваются люди. А какие недостатки людей высмеивают басни?

Д – Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство.

В – Умницы! Все эти недостатки высмеиваются. А хорошие черты характера в басне прославляются? Назовите.

Д – Да, трудолюбие, взаимопомощь, выручка, сотрудничество, переживание.

В – Молодцы! А что всегда бывает в конце басни?

Д - Всегда присутствует поучение: что - можно делать, а что – нельзя.

В –Умницы! Как мы уже знаем - басня – один из самых древних жанров литературы. Она появилась очень давно, еще в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп.

(ребенок идет к доске и рассказывает мини – сообщение об Эзопе)

(приложение 1)

В – Молодец! В Европе также писали басни французские и английские писатели. В России наиболее прославился великий баснописец Иван Андреевич Крылов.

(ребенок идет и рассказывает мини-сообщение о И. А. Крылове)

(приложение 2)

В – Молодец! А теперь мы с вами дружно встанем и немного отдохнем.

Мы ладонь к глазам приставим, (приставляют ладонь ко лбу)

Ноги крепкие расставим. (ноги на ширину плеч)

Поворачиваясь вправо, (поворот вправо, оглядываются вместе с ладонью у лба)

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже (поворот влево, оглядываются вместе с ладонью у лба)

Поглядеть из-под ладошек.

И — направо! И еще через левое плечо! (повторяют)

Хватит.

Выдохнуть, вдохнуть, (делают выдох и вдох)

Потянуться, отдохнуть. (поднимают руки вверх, опускают, выдох)

В – молодцы, вот немного отдохнули, дальше мы работать будем.

(садятся на стульчики)

Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А про кого она мы узнаем, если отгадаем загадки.

1 ребенок - В зоопарке, в тиши вод,

Птица белая плывёт.

Взгляд её, изгиб спины –

Всё в ней дивной красоты. Кто эта птица?

Д – Это лебедь. (выставляется картинка с изображением лебедя)

(приложение 3)

2 ребенок – Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом – такая злюка!

Конечно, это …

Д – Щука (выставляется картинка с изображением щуки)

(приложение 4)

3 ребенок – Под водой живет народ,

Ходит задом наперед,

Все под водой –

Хватает клешней. Кто же это?

Д – Это рак. (выставляется картинка с изображением рака)

(приложение 5)

В – Умницы. Чем они отличаются?

Д – Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным.

Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука –плавает, рак – ползает.

В – Молодцы. А что же их объединяет?

Д – Их объединяет место жительства. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды.

В – Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я вам сейчас прочту. (выразительно читаю)

(приложение 6)

В – Понравилась вам басня?

Д – Да.

(проводится беседа по содержанию басни)

В – За какое дело взялись герои басни?

Д – Они собрались везти поклажу.

В – Правильно. Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»?

Д –У них ничего не получилось. Они не смогли увезти его.

В – Да вы правы. А почему они не смогли его увезти?

Д – Они тянули в разные стороны потому, что передвигаются по разному.

В – Чему же учит эта басня?

Д – Басня учит договариваться между собой, быть дружными, находить общее решение.

В – Да, молодцы! А как вы думаете, смогли бы они увезти воз, если бы договорились между собой?

Д – Да, смогли. Они ведь живут в воде и у воды и если бы договорились, то смогли бы его сдвинуть.

В – Чему учит нас басня?

Д – Быть дружными, уметь договариваться между собой, находить общее решение, приходить к единому мнению.

В – Умницы, именно этому и учит басня. В ходе чтения вам встретились непонятные слова. Давайте мы их попробуем объяснить. Как вы думаете, что обозначает слово – согласие?

Д – Прийти к единому решению, согласиться с правильным мнением.

В – Да. Что значит слово – лад?

Д – Мир, порядок.

В – Молодцы. Что такое – поклажа?

Д – Какой-то груз, багаж, вещи.

В – Правильно. Что такое – воз?

Д – Тележка с вещами, с грузом.

В – Правильно. Как вы понимаете слово – судить?

Д – Высказать свое мнение, по какому - то вопросу, ситуации.

В – Да. Что обозначает слово – рваться?

Д – Быстро двигаться, продвигаться. Делать резкие движения вперед.

(Если дети затрудняются с ответами на эти вопросы, то толкование этих слов может объяснить воспитатель)

В – Про кого в басне говорится, что он рвался?

Д – Про лебедя.

В – Вот ребята лебедь рвался, делал резкие движения и улетел. Как же сейчас быть героям? Что им делать?

Д – Нужно найти нового лебедя.

В – А мы чем можем им помочь?

Д – Можем слепить, нарисовать, сделать другого лебедя.

В – Давайте мы с вами нарисуем в тетрадях лебедя. Проходите за столы, садитесь. Открыли тетради, положили их правильно под наклоном, взяли в правую руку карандаш, вспоминаем как мы должны сидеть во время работы, приготовились слушать указания. Нашли точку, от которой будем выполнять рисунок.

2 – вправо

1 – вверх

1 – вправо

1 – вверх

3 – вправо

2 – вниз

1 – вправо

2 – вниз

1 – влево

1 – вниз

2 – вправо

1 – вверх

1 – вправо

1 – вверх

2 – вправо

2 – вверх

2 вправо

1 – вверх

4 – вправо

1 – вверх

4 – вправо

2 – вниз

1 – влево

2 – вниз

1 – влево

2 – вниз

2 – вправо

1 – вверх

1 – вправо

1 – вверх

2 – вправо

1 – вниз

1 – влево

3 – вниз

1 – влево

1 – вниз

2 – влево

1 – вниз

1 – влево

1 – вниз

2 – влево

1 – вниз

7 – влево

1 – вверх

4 – влево

2 – вверх

2 – влево

1 – вверх

1 – влево

3 – вверх

1 – влево

2 – вверх

1 – вправо

8 – вверх

2 – влево

1 – вверх

3 – влево

1 - вверх

В - Кто же у нас получился?

Д – Лебедь.

В – Сравните с образцом. (выставляется образец графического диктанта)

(приложение 7)

Молодцы! Вот какой получился красивый и сильный лебедь, уж теперь, если договорятся, то воз сдвинут с места. Басня нас учит быть дружными, чтобы мы умели договариваться между собой, находить общий язык. Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их.

Д – «Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился» и другие.

В – Молодцы, все пословицы назвали правильно, они все подходят к содержанию басни.

Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои.

Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались. Всем спасибо за работу!

Публикации по теме:

«Волк и семеро козлят». Конспект открытой интегрированной ОД по чтению художественной литературы и аппликации Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по чтению художественной литературы и аппликации для детей средней группы.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в младшей группе «Дорожная сказка» Цель: побуждать детей соблюдать правила дорожного движения. Образовательные: Закрепить знания правил дорожного движения. Повторить сигналы.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Чтение рассказа Евгения Чарушина «Волчишко» Цель: стимулировать эмоционально содержательное общение ребенка с воспитателем; развивать умение вести беседу по литературному произведению,.

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы с использованием метода продуктивного чтения Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе. Приобщение к художественной литературе: Светлана Шевчук «Сказка про.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Русская народная сказка «Снегурочка» Группа: подготовительная Тема: Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».

Конспект занятия по чтению художественной литературы сказки «Гуси-лебеди» в средней группе Программное содержание: 1. Познакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно.

Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе. Потешка «Кот на печку пошёл»Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе. Потешка «Кот на печку пошёл» Тема занятия: Чтение потешки "Кот на печку пошёл". Цель: Познакомить детей с русской народной потешкой, учить отчётливо произносить слова,.

«Книги — наши друзья». Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе Тема НОД: «Книги – наши друзья» Выполнила воспитатель 1 категории: Сидорова Т. Н. Образовательная область: чтение художественной литературы.

Открытое занятие по чтению художественной литературы «Колосок» Конспект занятия Чтение художественной литературы: сказка «Колосок» Воспитатель Величко Е. С. : Цель: • Детей пересказывают сказку самостоятельно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по чтению художественной литературы И. А. Крылова «Лебедь, Щука да Рак»
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 16:50
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы И. А. Крылова «Лебедь, Щука да Рак»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна власова (УИ 891377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД