Елена Маслюк
Особенности детского голоса и его охрана
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация:
«Особенности детского голоса и его охрана» Музыкальный руководитель МКДОУ детский сад «Солнышко»
Одним из первых проявлений музыкальности ребенка, по праву считается пение. Это самый доступный вид музыкальной деятельности, потому, что голос дан человеку природой. Задача педагога научить ребенка правильно пользоваться этим инструментом, чтобы при пении ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Детский голос сильно отличается от голоса взрослого:
-гортань расположена выше, чем у взрослых;
Публикация «Особенности детского голоса и его охрана» размещена в разделах
-объем легких небольшой, поэтому грудное резонирование обычно отсутствует;
-голосовая мышца еще не сформирована и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок и формируется только к 7 годам.
- нет дифференциации между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому дошкольники при пении чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их надо отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.
Детский певческий голос характеризуется легкостью, нежностью, небольшой силой звучания. Поэтому громкое пение вредит ему, а также крик, шепот, горячие и холодные напитки, пение в холодную погоду.
С целью охраны детского голоса следует:
-учитывать певческий диапазон ребенка при подборе репертуара и использовать только доступные для исполнения песни.
-с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона, так как, в процессе пения, с приближением к ним, ухудшается дикция. Это связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте.
-беречь голос ребенка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню)
Обучение ребенка пению должно вестись планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или иного навыка. Если мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения становятся автоматическими, т. е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование.
Одним из средств охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.
При проведении упражнений необходимо учитывать следующие дидактические правила:
- всегда ставить перед детьми конкретную учебную задачу – объяснить, что они должны сделать (например, сделать короткий вдох, «понюхать цветочек», спеть попевку на определенный звук, и т. д.)
-показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т. е. использовать принцип «Делай как я» («Послушайте, как надо спеть, и обратите внимание, как четко я произношу окончание слов»)
-неоднократно повторять упражнение, для усвоения умений, с изменением задач.
- контролировать выполнение упражнений
- включать вокально-хоровые упражнения в каждое занятие.
Начинать распевание следует в среднем, удобном среднем диапазоне, постепенно расширяя вверх и вниз.
После распевания необходима пауза в течении 1-2 минут для отдыха голосового аппарата.
Обучение пению – сложный и длительный процесс, требующий терпения и умения, но главный девиз педагога: «Не навреди!»