Светлана Олеговна Николаева
Конспект занятия с использованием технологии исследовательской деятельности «Этот удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Этот удивительный песок»
Цель: Познакомить детей с песком, с его происхождением, составом, свойствами через опытно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Развивающие:
- развивать способность и навык работы с мокрым и сухим песком;
- развивать мелкую моторику рук, умение работать по трафарету;
Обучающие:
- учить детей работать в парах и малыми группами;
- вызывать интерес к исследовательской деятельности;
Воспитывающие:
Публикация «Конспект занятия с использованием технологии исследовательской деятельности „Этот удивительный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
- воспитывать и выражать у дошкольников добрые чувства;
- формировать у детей понятие «доброта»;
- воспитывать чувства сопереживания и желания помочь другому.
Материал: баночки с песком, баночки с водой, ложечки, формочки для песка.
Ход НОД:
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками, и чтобы исполнились все ваши желания. Давайте я первая начну свои пожелания вам:
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра.
Дети:
- Я желаю всем здоровья.
- Я желаю всем радости.
- Я желаю всем солнечного дня.
- Я желаю всем веселых игр.
- Я желаю всем добрых друзей.
- Я желаю всем хорошего настроения.
- Я желаю всем хорошего отдыха.
- Я желаю всем приятных встреч.
- Я желаю всем больше улыбаться.
- Я желаю всем никогда не грустить.
Воспитатель: Сейчас мы с вами говорили на языке доброты.
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: Сегодня к нам пришла посылка от Знайки. Давайте посмотрим, что в ней.
Открываем посылку там песок. Воспитатель: Ой, смотрите, песок… Кто знает, что такое песок? (Полезное ископаемое) Откуда он появляется? (образуется при разрушении ветром, водой камней в течение долгого времени) Для чего используется? (Строительство, изготовление стекла, фильтры для воды, дорожные работы, посыпают зимой дорожки, играют дети)
Интересно, для чего же Знайка нам его прислал, может быть, он там что-то спрятал? Давайте поищем, только аккуратно, чтобы ничего не рассыпать.
Находим фотографию Песочной принцессы с письмом.
«Давным-давно в Песочной стране родилась маленькая Песочная принцесса. Три добрые феи решили сделать ей подарок: одна дала красоту, другая – мудрость, третья – доброе сердце. Но как только она хотела подарить принцессе сердце, поднялась песчаная буря, выхватила сердце из рук феи и унесла далеко в пустыню…
Ребята, помогите Песочной принцессе найти её доброе сердце, чтобы она смогла править своей страной по-доброму. Профессор Знайка.»
Ну что, поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Для того чтобы помочь Песочной принцессе нам с вами нужно узнать о свойствах песка. А как мы сможем о них узнать? (Провести опыты) Правильно, а где проводят опыты? (В лаборатории). Совершенно верно. Для того чтобы попасть в лабораторию произнесем волшебное заклинание:
Мы веселые ребята,
мы – ребята-дошколята
Чтобы нам всё узнать,
нужно лаборантами стать.
Вот и очутились мы с вами в лаборатории. Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории во время эксперимента?
Дети перечисляют правила:
1. Каждый работает за своим рабочим местом.
2. Нельзя толкаться и мешать другому.
3. Нужно класть всё на место.
4. Делать работу надо аккуратно.
5. Когда испачкал руки, нужно пользоваться влажными салфетками.
Воспитатель: Молодцы. Всё знаете. Тогда давайте начнем ставить опыты!
Занимайте свои места. Посмотрите, на доске плакат, на котором мы запишем результаты наших опытов, а потом покажем Знайке. Если на вопрос мы будем отвечать «да», то в соответствующей клетке будем ставить зеленый квадрат, а если ответ будет «нет», то поставим красный квадрат.
Опыты с сухим песком.
Воспитатель: Перед вами стоят ёмкости с песком. Скажите, какой он?
Дети. Сухой.
Воспитатель: Как вы догадались? (по внешнему виду, на ощупь)
1. А как проверить, что он сухой? (взять в ложечку – он рассыпается). Правильно, молодцы, лаборанты. Давайте отметим этот результат в таблице, Находим столбец «Сухой песок» и строчку «Сыпучесть» и в клетке на их пересечении ставим какой квадрат? (Зеленый)
2. Держит ли сухой песок форму? (нет). Как мы это определим? (попробуем слепить что-нибудь) Какой квадрат мы должны будем поставить в таблицу? (Красный) В какую клетку?
3. А имеет ли запах сухой песок? Понюхайте его (не имеет). Какой квадрат мы должны поставить в таблицу? (Красный)
4. Давайте мы внимательно посмотрим на песок и определим, какого он цвета? (Светло-желтый). Поставим в таблицу значок нужного цвета.
5. А теперь, лаборанты, проверим, будет ли сухой песок растворяться в воде. Для этого пододвиньте к себе стаканы с водой, насыпьте в них одну ложку песка и аккуратно размешайте. Посмотрите внимательно, что произошло? Растворился песок? (Нет) Что мы должны поставить в таблице? (Красный квадрат)
Посмотрите, все ли свойства сухого песка мы определили? (Да) Как вы думаете, может ли сердце Песочной принцессы быть из сухого песка? (Нет) А почему? (Он не держит форму, сыпется)
Опыты с мокрым песком
Воспитатель: Лаборанты, как вы думаете, можно ли из сухого песка сделать влажный и как? (да, полить водой).
Давайте мы теперь узнаем свойства влажного песка.
Возьмите стаканы и полейте немного на песок.
1. Как проверить сыпучий он или нет? (Взять ложечку и высыпать обратно) Какой квадрат мы должны поставить в таблицу? (Красный)
2. Теперь определим, сохраняет ли форму влажный песок? (да) Как мы это определили? (песок сохранил форму ложки). Каким будет квадрат? (Зеленый)
3. Давайте узнаем, есть ли у влажного песка запах? (есть) Что мы должны поставить в таблице? (Зеленый квадрат)
4. Теперь мы внимательно посмотрим на песок и определим, какого он цвета? (темно-желтый) Поставим в таблицу значок нужного цвета.
5. А теперь, лаборанты, проверим, будет ли мокрый песок растворяться в воде. Для этого пододвиньте к себе стаканы с водой, насыпьте в них одну ложку песка и аккуратно размешайте. Посмотрите внимательно, что произошло? Растворился песок? (Нет) Что мы должны поставить в таблице? (Красный квадрат)
Посмотрите, все ли свойства мокрого песка мы определили? (Да) Как вы думаете, может ли сердце Песочной принцессы быть из мокрого песка? (Да) А почему? (Он держит форму)
Давайте создадим сердце принцессы из частичек, которые есть у вас. Вот в этой посылке мы его ей отправим. Подходите ко мне по очереди и высыпайте песок из своих контейнеров, возвращайтесь на свои места и вытирайте руки салфетками.
(Дети высыпают песок, воспитатель придает форму сердца, показывает детям) Вот и новое сердце Принцессы. Закрываем посылку, напишем адрес, и отправим её в лабораторию Знайки, чтобы он передал сердце Принцессе. (Воспитатель выносит посылку в раздевалку)
Мы помогли Знайке и Песочной принцессе и нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза, скажем волшебные слова
Мы веселые ребята,
Мы – ребята-дошколята
Знайке ловко помогали
Про песок мы все узнали
И теперь пора назад
В наш любимый детский сад.
Вот и снова мы в детском саду, давайте повторим, что мы узнали о песке в лаборатории (сухой песок сыпется, не держит форму, не пахнет, светло-желтого цвета; мокрый песок не сыпется, держит форму, пахнет, темно-желтого цвета). Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового и сделали доброе дело – помогли Принцессе.