Ильичева Ирина
Конспект занятия ООД по познавательному развитию в старшей группе «Проверим слух»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи: Показать, как человек слышит звук. Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Используемый материал: Проектор, слайды, ширма, пакет, картон, ножницы, стакан с водой.
Ход.
Введение в игровую ситуацию.
Публикация «Конспект занятия ООД по познавательному развитию в старшей группе „Проверим слух“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
- Ребята, вы любите путешествовать, узнавать что-то новое?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие – в лабораторию.
- Что же нам нужно взять с собой? (Наши знания, хорошее настроение, смелость, внимание, интерес, организованность, сообразительность, верные друзья).
- Чтобы попасть в лабораторию нам нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись – в лаборатории окажись».
(Слайд № 1 «Лаборатория»)
Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в лаборатории. А что делают в лаборатории? (Занимаются исследованиями)
- А вот что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть два,
Без них никуда.
Слева брат и справа брат,
Всё слышат, но молчат (Уши)
(Слайд № 2 «Уши»)
- Правильно. Сегодня в нашей лаборатории мы с вами дорогие ученые будем проверять слух.
Открытие нового знания.
- Садитесь, пожалуйста. Встаньте. Наклонитесь. Садитесь.
- Ребята, почему вы выполнили, то, что я говорила? (Услышали команду).
- Скажите, что помогло вам услышать мои команды? (Уши).
- А как вы думаете, для чего они нужны? (Слышать приближение опасности, гудок машины, рычание зверя, слышать речь других людей и общаться с ними, слышать музык, звуки природы, по звуку узнавать предметы и др.).
- Давайте, поразмышляем, что было бы, если бы у человека не было ушей.
- Сейчас мы это проверим.
- Я вам буду говорить, а вы закройте одно ухо (Воспитатель произносить звук).
- Теперь закройте другое ухо (Воспитатель снова произносит звук).
- А сейчас закройте оба уха.
Вывод: С закрытыми обоими ушами ничего не слышно. А с закрытым одним ухом слышно хуже.
- Давайте поиграем в игру «Что слышишь?». Сейчас за ширмой прозвучат звуки, слушайте их внимательно, а потом скажете, какие звуки вам знакомы.
- Какие звуки вы слышали? (Шуршание, стук, журчание воды, скрип).
Вывод: Ушами мы можем услышать много разных звуков: красивых и не очень, громких и тихих, звонких и глухих.
- Ребята, а где у человека расположены уши?
Вывод: Конечно, у человека два уха и расположены они по бокам головы, чтобы слышать с обеих сторон.
- Мы знаем, что у человека два уха. Проверьте это. (Дети считают свои уши).
(Слайд № 3 «Строение уха»)
- Каждое ухо состоит из трёх частей и называются они: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Посмотрите на уши своих товарищей – всё, что вы видите снаружи – это наружное ухо. Наружное ухо мы моем по утрам.
- Среднее и внутреннее ухо находятся глубоко в голове.
- Посмотрим, как звук путешествует по нашему уху.
- Сейчас я покажу вам, как звук путешествует в нашем ухе.
- Вот ушная раковина уловила звук и направила его в слуховой проход. Звуковая волна движется по наружному уху. На границе наружного и среднего уха находится перегородка – звуковые волны попали на неё, и она задрожала, как барабан. Поэтому её так и называют – барабанная перепонка.
- Барабанная перепонка передаёт звуковые волны малюсеньким косточкам, которые называются: молоточек, наковальня и стремечко. Косточки передают звуковые волны в «приборчик», который по своему виду похож на улитку.
А вот улитка передаёт в мозг звуковые сигналы по нервам, как по дорожкам. Как только мозг получил звуковые сигналы, мы понимаем, что услышали звук.
(Слайд № 4 «Видео»)
- Ребята, вы рассмотрели, как устроено ухо. Теперь ответьте на мой вопрос. Говорят «В одно ухо влетело – в другое вылетело». Такое возможно?
- Конечно, нет. Уши не связаны между собой. Оба уха связаны только с мозгом человека.
- С помощью ушей мы можем слышать большое количество звуков.
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации.
- Теперь садитесь на ковёр.
- Вы знаете, человеку, чтобы быть здоровым, необходимо выполнять зарядку и заниматься спортом. Для здоровья так же полезно делать массаж.
Я вас научу делать массаж ушной раковины:
•Возьмитесь аккуратно пальцами за мочку и потяните вниз 10 раз. Затем вверх 10 раз, и назад тоже 10 раз.
Сильно тянуть не надо! Наша задача – почувствовать приятное тепло, а не оторвать ушки.
•Помассируем ушную раковину ладонями круговыми движениями 10 раз вперёд и 10 раз назад.
•Теперь крепко прижмём ладони к ушам и резко их отведём – 10 раз.
•Обхватите свои ушные раковины средним и указательным пальцами и лёгкими скользящими движениями, но тем не менее, достаточно энергично разотрите их сверху вниз.
•И теперь разотрём ушную раковину ладонями.
- Если уши стали тёплыми и покраснели, значит к ним прилила кровь – вы сделали хороший массаж.
- А сейчас мы немного поиграем. Становитесь в круг. Мы … завяжем глаза и поставим его в центр круга. Тот, на кого я покажу, издаст какой-нибудь звук: закашляет, хлопнет в ладоши, замяукает, прокукарекает, а … покажет рукой в каком направлении раздался звук. (Игра провидится два, три раза с разными детьми)
- Ну что, можем мы с помощью ушей, определить направление, откуда раздался звук?
Вывод: уши могут определять направление, откуда раздался звук.
-Ребята, а вы знаете, как нужно беречь свои уши, что нужно делать, какие правила соблюдать что бы наши уши не болели, а слух всегда оставался хорошим?
(Слайд № 5 «Забота об ушах»)
- Кожа внутри уха очень нежная ее легко повредить, ни в коем случае нельзя ковырять острыми предметами, чистить надо осторожно мягкими ватными палочками с мамой.
-Защищай уши от ветра.
-Не допускай попадания воды в уши.
-Не ковыряй в ушах.
-Не заталкивай предметы в уши.
-Не кричи громко.
-Если заболят уши, иди к врачу.
Рефлексия. Итог.
- Наше путешествие по лаборатории заканчивается. Нам пора возвращаться в группу. Скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись – в группе окажись».
- Где мы сегодня были?
- Что делали в лаборатории?
- Молодцы, ребята! Вы всё хорошо слышали и запомнили.