Татьяна Севастьянова
Конспект занятия «Обвинские умельцы» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Занятие по теме : «Обвинские умельцы»
Разработала: Севастьянова Т. В., воспитатель
Цель: Знакомство с народным художественным промыслом Пермского края – обвинской росписью.
Задачи:
-познакомить с элементами, цветом, композицией обвинской росписи;
-развивать чувство композиции и цвета при выполнении росписи;
-воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, к промыслам, зародившимся в нашем крае.
Публикация «Конспект занятия „Обвинские умельцы“ в старшей группе» размещена в разделах
Первая часть занятия проходит в краеведческом музее детского сада.
-Ребята, сегодня мы узнаем об одной из фишек ПК - обвинской росписи, которая известна не только у нас, но и за пределами нашего края. Эта яркая роспись на деревянных изделиях очень полюбилась людям, приезжающим в наш город и в сувенирных магазинах с успехом раскупаются: деревянные шкатулки, ложки, разделочные доски, декоративные тарелки, и т. д. Но, чем же эта роспись так привлекает людей? Сегодня мы в этом разберемся.
-Данная роспись зародилась в п. Ильинский. Посмотрим на стену, где представлена карта ПК. Найдите Пермь, а чуть выше и левее находится п. Ильинский на Реке Обва. Поэтому и название росписи обвинская. В ПК 35 рек и многие из них заканчиваются на слог –«ва», который означает «вода».
Стих про обвинскую розу :
На Урале суровом, где белеют снега,
Как мечта о прекрасном - роза с Обвы пришла.
И о чём мастер думал, когда краски мешал?
Он цветок восьмикрылый на простор выпускал.
Здесь кудрявые травы - живописный узор,
Ягод россыпь на прялке, всюду радует взор.
Мазок белой - оживка осветляет цветы,
Чёрной краской тенёвка, словно тень от травы,
И стал фирменным знаком мастеров этих мест,
Тот цветок со спиралью, что прекраснее нет.
-Раньше в наших краях розы не росли, но откуда же мастер узнал такое название? Обвинский цветок совсем не похож на обычную розу. Видимо, где-то увиденная роза вдохновила мастера на создание такого цветка. Он больше похож на ромашку, только разноцветную. В старину чтобы изделия из дерева смотрелись ярче, наряднее, их расписывали растительным узором. Показ предметов утвари с обвинской росписью : прялка, туески, разделочная доска. Какие элементы росписи мы видим? Да, тут обвинская роза - пяти или восьми лепестковая, листья, ягоды, завитки, травка и даже птицы. Как же выполнялся такой узор? Давайте рассмотрим последовательность росписи. На закрепление мы выложим карточки игры: «Последовательность обвинской росписи» по этапам, работу выполняем в парах. С заданием все справились, молодцы. А теперь ответьте на вопрос: в каком музее будет храниться экспонат обвинской росписи? Правильно, в краеведческом, потому, что зародилась она в нашем крае.
Сейчас мы отправимся в ИЗО кабинет для выполнения практического задания.
Я держу 2 туеска-один сросписью, другой нет. Какой вам больше нравится? Какой узор мы видим, какие цвета? Как художнику удается так равномерно распределить, нарисовать лепестки розы?
Педагогический рисунок.
Сейчас я вам покажу на прозрачном мольберте последовательность выполнения узора. Роза - самый главный элемент росписи, поэтому она крупная, яркая. Все остальное - ее дополнение, украшение. Цвета у розы, как правило, контрастные - теплые с холодными: синий - красный, фиолетовый - оранжевый. Сначала художник рисует поворотом кисти серединку цветка, затем намечает - распределяет ее лепестки. Затем добавляет оживку белой краской, теневку - черной. После этого наносятся на деревянную поверхность ягоды и травка более тонкой кистью.
Мы сегодня будем народными умельцами и распишем полоски из картона для будущего туеска. Розу начнем рисовать в самом центре полосы, т. к. она у нас героиня росписи. Выбираем два контрастных цвета - теплый и холодный для розы. Вспоминаем, как я вам показывала на прозрачном мольберте последовательность росписи и начинаем рисовать. Не забываем про оживку белой краской и теневку-черной.
Практическая работа.
После завершения работы посмотрите на рисунок, нет ли где пустых мест на туеске, везде ли использовали теневку и оживку.
Оказание индивидуальной помощи детям.
Показ соединения полосы в туесок. Выполнение детьми щелевого соединения туеска.
Анализ получившихся туесков: самые красивые цветовые сочетания, удачные композиции, творческие моменты в росписи, аккуратные работы.
Подведение итога занятия.