Ирина Кормилицина
Сценарий досуга «Народные умельцы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи: закрепить знание детьми отличительных особенностей разных видов декоративно-прикладного творчества, закрепить умение изображать разные узоры и правильно подбирать цвета в соответствии с видом народного прикладного творчества, расширить познания детей и взрослых о способах изготовления различных игрушек и предметов быта, развивать художественное воспитание детей.
Организатор: воспитатель, помощник младший воспитатель.
Публикация «Сценарий досуга „Народные умельцы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2016
Участники: дети со своими родителями
Оборудование: столы и стулья по количеству участников расставленные полукругом. В центре выставочный стол. Поднос для показа работ. Записи русских-народных песен, проигрыватель.
Материалы на каждом столе: акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, баночки с водой, кисточки, тряпочки для промокания. Заготовки для выполнения работ у няни.
Ход досуга.
Встречает детей и родителей воспитатель в зале, украшенном разными узорами декоративно-прикладного искусства, одетый в русско-народный костюм:
- Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
С древних времен люди, изготавливая посуду и игрушки, старались украсить их лучше других, так появились всемирно известные росписи. Сегодня, дорогие ребята и родители, я приглашаю вас в нашу мастерскую, побыть в роли умельцев-мастеров! Сегодня мы проверим, родители, ваши знания! А вы ребята молчите, не подсказывайте! Только если родители не справятся, мы им поможем! Сегодня мы изготовим много поделок и все они отправятся на выставку! Посмотрим, у кого самые золотые руки? А вот и наше первое задание!
Филимоновские игрушки. Няня вносит поднос, накрытый черной шелковой тканью. Воспитатель спрашивает:
- Эти игрушки делают умельцы из глины. Расписаны они желтыми, золотыми, розовыми, зелеными узорами, красными ягодками, зелеными листочками. И игрушки эти не простые! С их помощью можно свистеть! Догадались, умельцы, что это за игрушки? Конечно филимоновские! А знаете почему они так называются и откуда появились? Шел гончар Филимон по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шел, он шел дремучими лесами, солнышко ему жарко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек и обнаружил залежи отличной глины. Повертел он ее в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и лепят игрушки-свистульки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. (Поднос с игрушками ставится на выставочный стол) Ну что мастера! Посмотрим, кто красочнее всех распишет свою игрушку! Для этого задания вам потребуется гуашь. (Няня раздает игрушки из глины, воспитатель включает веселую музыку по громче). И-и-и, поехали!
Дети разукрашивают поделки вместе с родителями, воспитатель убавляет музыку:
- И-и-и! Закончили! Ну какие умельцы у нас собрались! Хоть сейчас отдавай ваши игрушки деткам играть! Только надо им подсохнуть! (няня убирает поднос)
Поделки складываются на заранее приготовленный длинный стол. Няня вносит поднос с матрешками, накрытый тканью. Воспитатель:
- На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых,
Семь румяных, семь глазастых.
Как зовутся те подружки –
Деревянные игрушки?
Мы успели сосчитать:
Из семи осталось – пять!
Из пяти вдруг стало – три!
А из трех? Одна, смотри!
Где же спрятались подружки,
Те, что вышли из избушки?
- Конечно, вы уже догадались, что это - … Матрешки! (Открывает поднос)
Матрёшка — это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Матрешка пользуется известностью во всем мире! А сейчас, мастера, с помощью фломастеров вы потренируетесь в расписывании матрешки! (няня раздает бумажные шаблоны матрешек) И-и-и, поехали!
Дети с родителями расписывают матрешек.
Убавляется музыка:
- И-и-и, закончили! Ну что ж, тут собрались такие мастера по матрешкам, что можно и за деревянные игрушки браться! (няня убирает поднос)
Поделки складываются стол. Воспитатель:
- Ну что, умельцы, не засиделись? А ну ка! Становись парами! (Ребята с родителями встают на место, куда указывает воспитатель). Народные игры то вы знаете, родители? (няня включает веселую народную ритмичную музыку) А мы сейчас вас с ребятами научим играть в игру «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!» (Описание игры: Количество игроков: четное. Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин - дон, дин - дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.)
Воспитатель:
- Ох, умельцы хороши!
Станцевали от души!
Но работа нас зовет –
К нам игрушка новая идет!
(няня выносит поднос)
- Эти игрушки сами белые, а расписаны разными узорами: кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями, и цветами яркими праздничными! Желтым, красным, оранжевым, синим, зеленым! И есть там и барыни и индюки, и лошадки… Ну конечно! Это дымковская игрушка! (убирает ткань, ставит поднос на стол) Вот они, нарядные! (няня раздает вылепленные из глины фигурки дымковских игрушек) Мы их расписывать будем гуашью.
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
вьется голубой дымок
Словно в дымке все кругом,
голубые дали,
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Всё игрушки - непростые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски.
Простой, казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слав,
Заслужив на это право!
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Ну что, умельцы! Все вспомнили дымковские узоры? И-и-и, поехали! (под веселую народную музыку дети с родителями расписывают игрушки)
- И-и-и, закончили! Ох какие яркие и красивые у вас игрушки получились, одна краше другой! (няня заносит поднос с предметами быта (тарелки, подносы, стаканы расписанными хохломской росписью, накрытый тканью.)
- А нас уже ждут следующие поделки – мастера у нас на расхват!
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Ну какие знатоки, наши родители! Давайте им поаплодируем! (воспитатель снимает ткань с подноса, и все могут рассмотреть чудесные узоры) Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел никто не знал. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду». В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой посуды» продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома». Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, осины. На изделия наносятся одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки – такой узор называется – орнамент. Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Ну что, родители-мастера, не испугались? (няня раздает вырезанные из черного картона подносы и трафареты рисунков). Приготовьте гуашь нужных цветов и самое главное золотую! Ну что, готовы? И-и-и, поехали! (включает громче музыку)
Дети вместе с родителями расписывают подносы.
- И-и-и, все! Ох, из такой посуды правда что, только царю еду подносить!
- Ну чтож дорогие мастера! Наработались, устали, пора и отдохнуть! А работы наши отправятся на выствку и будут радовать собой всех гостей нашего детского сада!
Воспитатель оформляет выставку работ. Приглашает детей и родителей оценить свои работы.