Денисова Валентина
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Путешествие к Марье-искуснице»
▼ Скачать
Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Изобразительная деятельность Рисование
2. Виды деятельности детей Познавательная, коммуникативная, художественно-эстетическая, двигательная, восприятие художественной литературы
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности
«Путешествие к Марье-искуснице»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Словесные: диалог
Наглядные: рассматривание узоров
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности „Путешествие к Марье-искуснице“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Практические: рассматривание хохломской посуды, расписать ложку
3. Интеграция образовательных областей
Речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое
развитие
4. Возрастная группа
Старшая группа детей 5-6 лет
5. Цель
Закреплять умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности.
6. Задачи
-Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла рус-ских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
-Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
- воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
7. Планируемые результаты
Ребёнок:
- имеет представление о хохломской росписи
- умеет сочетать цвета
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Материал демонстрационный: изделия хохломской росписи, проектор, ковер самолет
Материал раздаточный: деревянные ложки, гуашь, киски, ватные палочки, салфетки, подставки под кисти, непроливайки.
Аудиоматериал: музыка "Наша хохлома" автор неизвестен, флешка на которой за-писано обращение Марьи - искуснице к ребятам
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
3. Цикл ООД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
1. Вводная часть
1.1 Введение в тему (создание про-блемной ситуации)
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, что происходит? Что за странные мелодия?
Предположения детей
Воспитатель: Может что-то случилось? Давайте-ка, я посмотрю в приемной, может там что-то происходит?
Воспитатель открывает дверь в приемную, там стоит корзина. Воспитатель берет корзину, заносит в группу.
Воспитатель: Ребята, нам кто-то принес корзинку… Давайте посмотрим, что в ней.
Рассматривают содержимое корзины, там лежит флешка.
-Что это такое?
Дети: флешка
- очень странно, давайте посмотрим, что же на этой флешки.
- Ребята, хотите посмотреть, что же записано на флешки.
Дети: Да
1.2 Мотивация деятельности детей
(воспитатель на компьютере включает флешку, на экране появляется фото мастера Николы, и включается аудио запись, послание от Мастера Марьи - искуснице)
Обращение Мастера Марьи-искусницы к детям:
- Здравствуйте ребята, меня зовут Марья-искусница, я мастер по росписи деревянной посуды. Сейчас я заболела и не успеваю вовремя сделать свою работу, поэтому, я хочу пригласить вас в гости в мою мастерскую, чтоб вы помогли мне расписать ложки и вовремя закончить работу. Чтоб быстро попасть в мою мастерскую, я приготовила для вас ковер самолет, он лежит в корзинке, ковер само-лет в миг, домчит вас ко мне в гости. Буду очень рада, если вы выручите меня.
Воспитатель: Ребята, поможем Марье-искуснице?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, помогите мне расстелить ковер самолет.
Дети вмести с воспитателем расстилают ковер самолет.
Воспитатель: а теперь садимся по турецкий на ковер, и полетели….
Летим, под музыку, на экране картина неба
- Ребята, а куда мы летим?
Дети: В гости к Марье-искуснице
Воспитатель :Вам не страшно лететь на ковре самолете? А я вот боюсь. Давайте-ка возьмемся за руки, чтоб не упасть с ковра самолета.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формули-руют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Воспитатель: вот мы и прилетели в мастерскую Марье-искуснице
-Посмотрите ребята, на эти изделия. Как их можно назвать, одним словом.
Дети: посуда
Воспитатель: А одинаковая ли здесь посуда?
Дети: Нет. Здесь и ложки, и сахарница, и доска разделочная.
Воспитатель: А чем же похожа эта посуда? Внимательно рассмотрите ее?
Дети: Она сделана из дерева, одинаковые элементы узоры (завитки, травка, листочки, веточки и ягодки, узоры выполнены на черном или желтом фоне.
Воспитатель: А как же называется эта посуда? Кто вспомнил?
Дети: Хохломская посуда
Воспитатель: Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Кто мне расскажет, как же появилось это диво дивное – «Золотая хохлома»-
Дети отвечают, потому что мастера использовали желтую краску для росписи посуды, и поэтому стали называть «золотая хохлома».
Золотая Хохлома!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварешке.
2. Основная часть
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Подходим к мольберту, где находятся образцы узоров.
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомнил, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?
Дети: Ягоды, листья, завитки, кустики
Воспитатель: Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляничка, и завитки трав, и листья.
Воспитатель: Ребята, о чем попросила нас Марья-искусница?
Дети: Ложки расписать.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте наденем фартуки, чтоб почувствовать себя настоящими хохломскими мастерами.
(Дети и воспитатель одевают фартуки и нарукавники)
Воспитатель: А теперь, все за столы дружно сели, на меня посмотрели.
Ребята, мы уже с вами расписывали ложки и тарелки, только это были шаблоны, а сегодня мы будим расписать настоящие деревянные ложки.
Какие цвета нам понадобятся для составления узора?
Дети: Желтый и красный.
(показываю образцы нарисованных ложек)
Воспитатель: Узор состоит из ветки с ягодами, листиков, завитков и травки.
- Какое главное правило при составлении узора?
Дети: элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно.
2.2 Добывание (сообщение и восприятие) нового знания
Воспитатель: Сегодня вы будете рисовать узор с ягодами и листиками. Педагог помещает перед детьми таблицу с изображением ягод, алгоритм изображения хохломских узоров на ложке округ-лой формы; показывает последовательность изображения узора:
1) Вверху и внизу ложки рисуем кайму.
2) В середине ложки рисуем слегка изогнутую веточку.
3) На веточке изображаем ягоды и листья (ватными палочками рисуем ягоды)
4) В оставшихся незаполненными местах на ветке изображаем завитки и травку.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: А теперь приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой (звучит песня Неизвестный – Наша хохлома). Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях - прожилки (черные).
Дети расписывают свою ложку.
Воспитатель: Ребята, мы с вами потрудились, пора и отдохнуть.
Физминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (дети руками имитируют рисование травки)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.
Воспитатель: Ребята, возьмите свои работы и подойдите ко мне.
- У вас у всех получились замечательные ложки. Давайте рассмотрим их вместе.
- Что мы с вами делали?
- Какие ложки сегодня мы с вами расписывали?
-Илья, какие элементы ты нарисовал на своей ложке?
- Надюша, какого цвета у тебя завитки?
- Какие красивые ложки у нас получились, вы со мной согласны? Теперь поставим ложки на стол.
(Включаем аудио запись, и фото мастера выводим на экран).
Слова Марьи - искуснице: Какие вы молодцы. Ах, до чего же красивые ваши ложки! Спасибо большое за вашу помощь, теперь я вовремя сдам свою работу. За то, что вы мне помогли, я вас угощу яблочками со своего сада, я их сама выращивал все лето. Кушайте на здоровье. Еще раз го-ворю спасибо вам ребята. До свидания.
Дети прощаются с Марьей – искусницей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора нам отправляется в детский сад. Садимся на ковер самолет и полетели … (Звучит музыка, на экране картинка неба).
3. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы вернулись в детский сад. Рабата, где мы с вами сегодня побывали?
Я для вас приготовила смайлики, если вы выберите веселый смайлик, значит вам все понравилось, а если грустный, то значит не все понравилось.
- Что вам больше всего понравилось? А что не понравилось?
Хорошо мы с вами провели время, предлагаю пройти за столы и угоститься яблоками от Марьи -искуснице