Ольга Грунтова
Конспект мастер-класса для воспитателей по теме «Модели составления загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию современных инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективным методом развития связной речи детей дошкольного возраста.
2. Освоить с участниками мастер-класса модели составления загадок, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть.
Давайте немного вспомним, что же такое загадка?
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают. Интересуюсь у коллег, как они считают, когда появились загадки? (Выслушиваю мнения). Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, скот, семью люди в древние времена использовали загадку как один из приёмов тайного языка. Так, в одном из древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырёх, в полдень на двух, вечером – на трёх?». Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип: утром (в детстве) на четырех, днём (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылём) на трёх ходит человек.
Задаю вопрос: «Как вы считаете: современные дети легко или с трудом отгадывают загадки и почему?» (Выслушиваю мнения). Делаю вывод – составление загадки и разгадывание требует от ребёнка (человека) пристального наблюдения над объектами, выявления в них характерного.
Рассмотрим педагогические возможности загадки. (Слайд 2). Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, живому образному слову, расширяется кругозор детей, обогащается словарь, развивается мышление и наблюдательность.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Но, к сожалению, опыт показывает, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Поэтому, в начале года я учила ребят правильно решать логическую задачу и владеть приёмами отгадывания. (Использовала пособие Ю. Г. Илларионовой «Учите детей отгадывать загадки»). Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности (Слайд 3):
- выделить признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ;
- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т. е. произвести синтез;
- на основе признаков и связей сделать вывод (умозаключение, т. е. отгадать загадку.
Привожу пример: Маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, остренькие шубки. (Мышь).
2. Основная часть.
Далее мы с ребятами перешли к составлению собственных загадок. Придумывали с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить. Аллой Александровной Нестеренко были разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. (Слайд 4). В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.
(Показываю 3 схемы к составлению загадок с примерами).
Схема № 1
Помидор
Какой? Что (кто) бывает таким же?
Но не/как
Красный Клубника
Круглый Солнце
Гладкий Стекло
Схема № 2
Дятел
Что делает? Что (кто) делает так же?
Но не/как
Стучит Строитель
Летает Самолёт
Лечит Доктор
Схема № 3
Ёлка
На какой предмет похож?
как Чем отличается?
Но не
Как ёж
Пыхтит
Как сосулька вытянутая
Тает
Как лягушка зелёная
Прыгает
Пример получившейся загадки: «Она как ёжик, но не пыхтит.
Как сосулька вытянутая, но не тает.
Как лягушка зелёная, но не прыгает».
Приглашаю фокус-группу из трёх человек, чтобы на практике уяснить принцип составления загадок по трём схемам.
А с остальными участниками мастер-класса провожу игру «Король и его свита». Эта игра позволит потренировать ребенка в очень важной мыслительной операции – сравнении. Игр на сравнение существует много, с разными сюжетами. Я предлагаю сюжет, который позволяет задействовать в игре объекты, встреченные по дороге (в группе). Суть игры заключается в том, чтобы собрать для объекта, выбранного «королем», «свиту» из других объектов. Объект попадает в свиту, если он хоть чем-нибудь похож на «короля». Выбираю «королём» белку. Воспитатели по очереди подходят к столу, берут карточку, помещают ее рядом с белкой, и объясняют, чем этот предмет схож с белкой. «Свита»-карточки: огонь, стол, дятел, пираты, одуванчик, солнце, лягушка, клубок шерсти, морковка, колесо.

Затем участники фокус-группы читают свои составленные загадки, а коллеги отгадывают.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям. Ведь придумать загадку, зарисовать её, загадать её родителям для ребёнка действительно творческая задача, намного интереснее, чем выполнять задание педагога «опиши предмет». Сочиняя, дети не занимаются скучным обобщением, а создают нечто новое.
Уважаемые участники мастер-класса по составлению и отгадыванию загадок! Прошу вас подвести итоги с помощью составления синквейна к слову «Загадка».
Пример: Загадка
Таинственная (умная) Интересная (удивительная)
Развивает Обобщает Обогащает (анализирует)
Представляет собой логическую задачу.
Творчество
Желаю вам успехов в вашем совместном с детьми творчестве!