Татьяна Фукалова
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Старичок-Лесовичок»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия о познавательному развитию в средней группе «Старичок-Лесовичок». Воспитатель: Фукалова Т. В.
Цели:
1. Закрепить знание домашних и диких животных, их отличие друг от друга; признаки зимы (солнце светит не ярко, почти не греет, день короткий-ночь длинная, холодно,морозно, снег,иней)
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Старичок-Лесовичок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
2. Развивать пластику и воображение, изображая повадки животных; имитируя ходьбу на лыжах; приготовление пищи; слышать несуществующие шорохи, шумы и др. звуки; для развития дыхательной системы использовать речевые (дыхательные разминки; разговор в разном темпе и громкости).
3. Формировать правильную речь, активизируя использование прилагательных, введение нового слова «Пёстрый»; умение составлять описание по картинке, отгадывать загадки про животных. Побуждать детей активно высказываться, размышлять над вопросами, требующими неоднозначного ответа.
4. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, выслушивая детей, не перебивать говорящего, а также чуткое отношение к окружающему миру, природе, желание заботиться о животных и птицах.
Оборудование: Одежда для старичка : шарф, шапка, борода, валенки; печка, игрушка-медведь, картинки с изображением белки, дятла, синичек, снегирей, изображение рябины на снегу и заготовленные красные кружочки «ягодки-рябинки», веточка, кисти клеевые, клей ПВА, карточки с загадками, белые тканные салфетки, вата, бумажные снежинки, морковь, зёрнышки, семечки, орешки, грибочки, чупа-чупсы.
Ход занятия:
(Стук в дверь. Заходит старичок-Лесовичок)
- Здравствуйте детишки, сколько вас много в лесу заблудилось!
Дети: Здравствуйте! А мы вовсе не заблудились, мы у себя в тёплом детском саду! А Вы кто?
Старичок : Я старичок-Лесовичок в бороде травы пучок. И правда- это я заблудился, а не вы! Живу в лесу один, да так мне грустно и одиноко стало, хоть плачь! А знаете почему?
Дети: Потому что холодно и одиноко…
Старичок : Я так соскучился по деткам и решил пригласить кого-нибудь в гости. Пошёл и заблудился. Но зато вас встретил! Мне про вас говорили, что вы самые умненькие, самые добрые и послушные детки! А знаете, кто мне это рассказал про вас?
Дети: мама, папа, воспитатели.
Старичок : (шёпотом) Да, нет…это мои друзья Листовички, они у меня в лесу под снегом живут, а к вам в гости захаживают погреться и наблюдают, как вы играете, занимаетесь и т. д. А я и верю, но дай думаю, сам проверю. Вот вижу, что вы такие хорошие, послушные и умные… Ну, что, хотите в мой сказочный лес попасть?
Дети: Да!
Старичок : Ой, подождите! У меня в лесу холодно! А вы так легко одеты, давайте-ка потеплее оденемся. Что с начала оденем? (имитирует одевание)
(Дети имитируют все этапы одевания)
Дети: Колготки!
Старичок : А потом?
Дети: Тёплые штаны
Старичок : А затем?
Дети: Тёплые носки.
Старичок : А ещё?
Дети: Кофту.
Старичок : Да, и не забудьте все пуговицы застегнуть. А кроме кофты?
Дети: Шубу, пальто, шапку, шарф, рукавицы.
Старичок : А шарф-то и рукавицы зачем?
Дети: Чтобы горло не продуло и руки не замёрзли!
Старичок : А на ноги?
Дети: Валенки, сапоги.
Старичок : Ой, какие молодцы! Знаете, как правильно одеваться, ну-ка посмотрите друг на друга: всё в порядке? Хорошо! Детки, а теперь помогите мне найти дорогу домой! Давайте подумаем, как мы можем в мой лес попасть?
Дети: Полетим на самолёте, поедем не поезде, на машине…
Старичок : Да, нет! У меня аэродрома нет, ни железной дороги, ни обычной тоже нет. Вокруг только деревья и большие сугробы снега. Ну, как-же мы доберёмся? (загрустил, задумался)
О! Придумал! А, давайте на лыжах поедем! И так, одевайте лыжи, берите в руки палочки и поехали (имитирует движения лыжника) Ни кто не отставайте, а то вдруг заблудитесь, у меня лес дремучий! Едем-м-м! А, вот и домик мой уже видно! (держит ладонь на козырьке). Ну, что устали? Снимайте лыжи. А теперь присядем на крылечке и немного отдохнё м: Уф-уф (вдох ч/з нос, выдох ч/ рот.)
Старичок : Теперь послушайте мой рассказ: В моём лесу живут много разных животных. эти,как их белки, медведи, коровы, собаки, лоси, лошади, кошки, зайцы. куры.
Дети: Нет! Коровы, лошади, собаки, кошки, куры- живут в деревне а не в лесу.
Старичок : Ой, детишки, какие молодцы! Я старик, совсем запутался, а вы мне помогли. А какие животные живут в деревне?
Дети: Домашние!
Старичок : А у меня в лесу?
Дети: Дикие!
Старичок : Молодцы- умеете отличать диких и домашних животных! А в каком лесу я живу? Наверное, в еловой роще?
Дети: Нет, в березовой!
Старичок : А как вы узнали?
Дети: У берёзы – белый ствол с черными полосками и пятнами!
Старичок : А, какие ещё деревья растут в моём лесу? (показывает картинки с деревьями)
Дети: Сосны, ели, осины, рябины, тополя…
Старичок : Ай, да молодцы! Всё-то вы знаете! Да, хорошо было в моё м лесу летом: тепло, солнышко яркое, грибы, ягоды--- благодать! Только ума не приложу, куда всё это подевалось? Не подскажете?
Дети: Потому-что сейчас зима, холодно, солнце светит не ярко, идёт снег вместо дождя.
Старичок : Ах, действительно. А я то думаю, чего это все зверюшки на зиму запасаются: мышки себе в норку всяких семечек, да зернышек натаскали. Да и белка ягоды, да грибы насушила. А куда-же она всё это прячет?
Дети: В дупло!
Старичок : Умнички! И это вы знаете! А как вы думаете, она сама себе домик построила или ей кто-то помог?
Дети: Дятел белке домик выдолбил!
Старичок : Верно, а вон и дятел. Только тихо, не спугните, он делом занят! Посмотрите и скажите, какое у него оперение?
Дети: Черное, белое, красное, серое.
Старичок : Точно, такое разноцветное, что пестрит в глазах! А клюв-то у него какой?
Дети: Длинный, тонкий, чёрный!
Старичок : А зачем ему такой клюв?
Дети: Чтобы из-под коры всяких вредных насекомых доставать и дерево долбить.
Старичок : Верно, за это его и прозвали лесным доктором, что деревья лечит, да ещё белочкам и птичкам заодно и домик строит… Ой, что это мы слышим? (фонограмма пения птичек)
Посмотрите, кто это к нам прилетел, да на веточку присел?
Дети: Синички и снегири
Старичок : Интересно, а почему синичку называют синичкой, а снегиря- снегирём?
Дети: Они окрашены так.
Старичок : А может потому-что снегири прилетают только тогда, когда выпадает снег, то они любят сидеть на снегу. А у синичек есть синенькие пёрышки, а когда они сидят, то поют «синь-синь». Да, мой лес полон чудес! А зимой в лесу холодно. Вы наверное замёрзли? Давайте согреемся- сделаем физ. минутку:
«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки.»
Старичок : Ну вот, слушайте дальше: Вот чудо- иду я как-то по лесу, а мне навстречу клубок белый бежит, ну этот. с такими длинными ушами…который летом серый, а зимой белый.
Дети: Заяц!
Старичок : А почему он шубку меняет?
Дети: Чтобы зимой теплее было, и от лисы прятаться.
Старичок : Да, точно, молодцы! Догадливые! Да и волк с лисицей зимой теплее одеваются. Только вот мишка куда подевался, не знаете?
Дети: Да он же в берлоге спит, лапу сосёт.
Старичок : Ах, да точно, он же за лето много жира нагулял, на всю зиму хватит. Я даже про него загадку знаю:
Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал
А проснувшись, стал реветь
Это зверь лесной.
Дети: Медведь!
Старичок : Я смотрю, вы загадки любите загадывать. А эту отгадаете? :
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк!
Старичок :
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Хвост пушистый, краса
А зовут её.
Дети: Лиса!
Старичок :
На ветке не птичка
Зверёк невеличка
Мех тёплый, как грелка
Кто же это?
Дети: Белка!
Старичок : А вот и последняя загадка:
Не боюсь я слова «брысь»
Я лесная кошка.
Дети: Рысь!
Старичок : Ай, да умницы! Все загадки разгадали! А хотите со мной поиграть?
Дети: Да!
Старичок : Вы мне показывайте по очереди повадки животных, а я попробую отгадать.
(второй воспитатель договаривается с детьми и они показывают старичку, как прыгают, бегают, заяц, лиса, волк., медведь)
Старичок : Ну, молодцы! Весело с вами! Ох, детки, так мы долго гуляли, я что-то проголодался! А вы? Пойдёмте ко мне, пироги постряпаем, да с чаем попьём.
(зашли в «дом», расселись.)
Старичок : Вот у меня большая кастрюля, что туда сложим, чтобы замесить тесто для наших пирожков?
Дети: Муку, соль, соду, яйцо
Старичок : А как будем месить тесто?
Дети: Вот–так (показывают движения)
Старичок : А начинку из чего?
Дети: Картошку, капусту, мясо, грибы…
Старичок : Слепили, а теперь в печь. До пяти считаем. 1,2,3,4,5. Ну-ка понюхайте, запахло пирожками? (достаёт пирожки) Ах, запахло!
(включает краник)
Старичок : Мойте руки!
Дети: (имитируют)
Старичок : А теперь за стол садимся! (имитирует чаепитие) Осторожно, пирожки горячие! Подуйте на них!
Дети: Ф-ф-ф-ф (дуют на «пирожки»)
Старичок : Приятного аппетита! Кушайте на здоровье!
Дети: Спасибо!
Старичок : Ах, как было вкусно. ой, ой, ой. Эх, я старый стал, сам поел, а зверюшек и птичек забыл подкормить, зимой в лесу холодно и голодно. Помогите мне детки раздать зверюшкам. кому морковку?
Дети: Зайцу!
Старичок : Грибочки и орешки?
Дети: Белочкам!
Старичок : А лису с волком, чем подкормим?
Дети: Мясом!
Старичок : Мяса нет! У меня пара пирожков осталось.
Старичок : Ребята, а чем мы накормим птичек?
Дети: Зёрнышками, семечками!
Старичок : Верно говорите! А ещё птички очень любят ягодки рябины! Смотрите, стоит голое дерево. Давайте наклеим на него ягодки рябины, а потом я их превращу в настоящие.
Дети: (выполняется коллективная аппликация)
Старичок : Ах, акая красотища, вкуснотища! …Ах, что это?
(слышится щебет птиц)
Меня вызывает лесное радио. Минутку.
(убегает, затем возвращается)
Старичок : Дети, вы знаете, что случилось?
Дети: Нет!
Старичок : Лесные зверюшки и птички узнали, что вы о них так много знаете, так хорошо заботитесь - корм для них приготовили. Они решили вас отблагодарить. Посмотрите на ветке рябинки повисли волшебные ягодки (чупа-чупсы)
Дети: (радуются угощенью)
Старичок : Детишки, уже темнеет в лесу, вам пора возвращаться. Одевайте лыжи и назад домой! Теперь дорогу ко мне знаете. Как захотите ко мне в гости прийти, письмо по птичьей почте передайте- я буду вас ждать. До встречи, детишки!
Дети: До свидания!