Получи документы

Программа готовности ребенка к школе «В школу с радостью»

Анастасия
Программа готовности ребенка к школе «В школу с радостью»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению-значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учится, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Его содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельности.

В качестве критерий подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

• Мотивация на учебу;

• Развитие произвольности;

• Сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

• Развитие пространственных представлений;

• Умение фантазировать;

• Проявление самостоятельности.

Программа «В школу с радостью!», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе

Задачи:

1. расширение словарного запаса;

2. развитие зрительной, слухоречевой памяти;

3. развитие свойств внимания;

4. Развитие умение логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;

5. развитие воображения;

6. формирование навыков общения и совместной деятельности.

В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по проблеме подготовки к школьному обучению, при постановлении программы «В школу с радостью!» я опиралась на работы отечественных психологов Л. С. выготског, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М. Битянова, Л. Ф. Тихомирова, И. В. Вачков, М. М. Безруких.

Результатом реализации программы является развитие у детей:

1. наблюдательности и коммуникативных способностей;

2. произвольного внимания;

3. зрительной, слухоречевой памяти;

4. тонкой и грубой моторики;

5. активизации воображения;

6. Способности логически мыслить;

7. пространственных представлений;

8. способности адекватно оценивать свою работу.

Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учётом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

Групповые («Слова на букву»);

Индивидуальные («выложи по образцу», «работа в тетрадях»)

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т. д.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.

Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».

Для развития памяти, внимание, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос-пол-потолок», «Летает-не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.

Ребёнок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения; «Поменяйте местами все, кто…», «Совушка-сова», «Путаница», «Ручеек».

Занятие рекомендуется проводить с группой детей (8-10 человек).

Продолжительность занятия 25-30 мин. Занятие проводится 1 раз в неделю педагогом психологом.

Календарно –тематическое планирование детьми подготовительной группы.

№ п/п Тема занятий Форма контроля Сроки проведения Количество часов

1. Занятие 1.

1. Отвечай-ка «беседа о школе»

2. раскрась «овощи», «фрукты»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Упр. «Положи вещи на свои места»

5. Игра «Насос и мяч»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия «Порхания бабочки» Наблюдение, диагностика 1-я неделя октября 1

2. Занятие 2.

1. игра- разминка «Овощи»

2. «Зачеркни лишнее»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Найди три отличия

5. игра «насос и мяч»

6. работа в тетрадях

7. рефлексия. Наблюдение 2-я неделя октября 1

3. Занятие 3.

1. Отвечайка. «Назови обратное действие»

2. обведи лишнее

3. пальчиковая гимнастика

4. раскрась змеев.

5. игра «Качели»

6. Работа в тетрадях, соедини точки по образцу

7. рефлексия Наблюдение 3-я неделя октября 1

4. Занятие 4.

1. Игра разминка «Овощи»

2. Соедини одинаковых бабочек.

3. Пальчиковая гимнастика

4. Дорисуй чего не хватает

5. Игра «Качели»

6. Работа в тетрадях-дорисуй начальный узор

7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя октября 1

5. Занятие 5.

1. Отвечай «Назови одним словом»

2. Рассмотри и расскажи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Найди и раскрась одинаковые варежки

5. Игра «хлопни в ладоши»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 5-я неделя октября 1

6. Занятие 6.

1. Игра разминка «Дикие животные»

2. Рассмотри и рассмотри

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Слушай команду»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя ноября 1

7. Занятие 7.

1. Игра «Назови одним словом»

2. Найди лишнее

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Слушай команду»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя ноября 1

8. Занятие 8.

1. Игра- разминка «Домашние животные»

2. Найди такой же.

3. Пальчиковая гимнастика

4. Чего не хватает.

5. Игра «Бубен колокольчик, дудочка»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя ноября 1

9. Занятие 9.

1. Отвечайка «Назови одним словом»

2. Упр. «Найди лишний предмет»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Упр. «Выбери лоскуток для заплаток»

5. Игра «Совушка-сова»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя ноября 1

10. Занятие 10.

1. Игра-разминка «Птицы»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. «Назови, кто где живёт?»

5. Игра «Слушай музыку»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя

декабря 1

11. Занятие 11.

1. Отвечайка. Назови одним словом

2. Найди отличия.

3. Пальчиковая гимнастика

4. Раскрась двух одинаковых рыбок

5. Гимнастика для глаз

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя

декабря 1

12. Занятие 12.

1. Игра разминка «Цветы»

2. Закончи предложения

3. Пальчиковая гимнастика

4. Упр. «Геометрические фигуры»

5. Игра «Холодно жарко»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя

декабря 1

13. Занятие 13.

1. Отвечайка «Назови одним словом»

2. Подбери к шарфику шапочку

3. Пальчиковая гимнастика

4. Упр. «Геометрические фигуры»

5. Игра «Смена ритмов»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя

декабря 1

14. Занятие 14.

1. Игра-разминка «Транспорт»

2. Упр. «Что лишнее»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Игра «Что сначала, что потом?»

5. Игра «Холодно-жарко»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя

января 1

15. Занятие 15.

1. Отвнчайки «Назови одним словом»

2. Упр. «Обведи лишнее»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Подбери лоскуток для заплаток

5. Игра «Съедобное –не съедобное»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя

января 1

16. Занятие 16.

1. «Назови дни недели»

2. Угадай, что нарисовано

3. Пальчиковая гимнастика

4. Игра «Морские волны»

5. Какую посуду ты знаешь?

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя

января 1

17. Занятие 17.

1. Отвечайка «Назови детёнышей домашних животных»

2. Упр. «Обведи лишнее»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Включи лампу в розетку.

Игра «Ловим комаров»

5. Работа в тетрадях

6. Рефлексия Наблюдение 5-я неделя

января 1

18. Занятие 18.

1. Отвечайка «Назови детёнышей диких животных»

2. Упр. «Найди пары»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Найди одинаковые картинки

5. Игра «Летает-не летает»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя

февраля

1

19. Занятие 19.

1. Отвечайка. Назови детёнышей домашних животных

2. Игра «Какой по счёту?»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Игра «Право-влево»

5. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя

февраля

1

20. Занятие 20.

1. Отвечайка. Назови детёнышей домашних животных

2. Нарисуй ёлочку.

3. Пальчиковая гимнастика

4. Заполни клеточку

5. Игра «Отгадай, что это?»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя

февраля

1

21. Занятие 21.

1. Отвечайка. Назови птенцов?

2. Что сначала, что потом?

3. Пальчиковая гимнастика

4. Помоги малышу найти свою маму

5. Игра «Слушай хлопки»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя

февраля

1

22. Занятие 22.

1. Отвечай «Назови птенцов?»

2. Что спрятано?

3. Пальчиковая гимнастика

4. Помоги Вини добраться до Пяточка.

5. Игра «Говори»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя

марта

1

23. Занятие 23.

1. Отвечайка «Назови части суток?»

2. Расмотри картинку

3. Пальчиковая гимнастика

4. Назови диких и домашних животных

5. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя

марта

1

24. Занятие 24.

1. Отвечайка «Кто где живёт»

2. Рассмотри картинку

3. Пальчиковая гимнастика

4. Назови времена года

5. Игра «Кричалки-шептаки -мочалки»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя

марта

1

25. Занятие 25.

1. Отвечайка «Назови дни недели?»

2. Небылицы

3. Пальчиковая гимнастика

4. Назови лишнее

5. Найди одинаковые снежинки

6. Игра «Кричалки-шептаки -мочалки»

7. Помоги кролику спрятаться от лисы

8. Работа в тетрадях

9. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя

марта

1

26. Занятие 26.

1. Отвечайка «Назови голоса животных»

2. Помоги принцу спасти принцессу

3. Рассели человечков в домиках

4. Пальчиковая гимнастика

5. Найди по размеру одинаковые мячи

6. Начерти маршрут к лисий норке

7. Игра «Шалтай-болтай»

8. Работа в тетрадях

9. Рефлексия Наблюдение, диагностика 1-я неделя

апреля

1

Итого 26 недель 26

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Фотоотчет «Игровая программа «Пеппи собирается в школу!»Фотоотчет «Игровая программа «Пеппи собирается в школу!» Фоторепортаж «Игровая программа «Пеппи собирается в школу!»Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с началом учебного года! Представляю Вашему.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа готовности ребенка к школе «В школу с радостью»
Опубликовано: 16 января 2025 в 07:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа готовности ребенка к школе «В школу с радостью»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия (УИ 3522998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД