Анастасия
Программа готовности ребенка к школе «В школу с радостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению-значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учится, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Его содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельности.
В качестве критерий подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
• Мотивация на учебу;
• Развитие произвольности;
• Сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
• Развитие пространственных представлений;
• Умение фантазировать;
• Проявление самостоятельности.
Программа «В школу с радостью!», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе
Задачи:
1. расширение словарного запаса;
2. развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. развитие свойств внимания;
4. Развитие умение логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. развитие воображения;
6. формирование навыков общения и совместной деятельности.
В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по проблеме подготовки к школьному обучению, при постановлении программы «В школу с радостью!» я опиралась на работы отечественных психологов Л. С. выготског, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М. Битянова, Л. Ф. Тихомирова, И. В. Вачков, М. М. Безруких.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
3. зрительной, слухоречевой памяти;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
6. Способности логически мыслить;
7. пространственных представлений;
8. способности адекватно оценивать свою работу.
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учётом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
Групповые («Слова на букву»);
Индивидуальные («выложи по образцу», «работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т. д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».
Для развития памяти, внимание, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос-пол-потолок», «Летает-не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребёнок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения; «Поменяйте местами все, кто…», «Совушка-сова», «Путаница», «Ручеек».
Занятие рекомендуется проводить с группой детей (8-10 человек).
Продолжительность занятия 25-30 мин. Занятие проводится 1 раз в неделю педагогом психологом.
Календарно –тематическое планирование детьми подготовительной группы.
№ п/п Тема занятий Форма контроля Сроки проведения Количество часов
1. Занятие 1.
1. Отвечай-ка «беседа о школе»
2. раскрась «овощи», «фрукты»
3. Пальчиковая гимнастика
4. Упр. «Положи вещи на свои места»
5. Игра «Насос и мяч»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия «Порхания бабочки» Наблюдение, диагностика 1-я неделя октября 1
2. Занятие 2.
1. игра- разминка «Овощи»
2. «Зачеркни лишнее»
3. Пальчиковая гимнастика
4. Найди три отличия
5. игра «насос и мяч»
6. работа в тетрадях
7. рефлексия. Наблюдение 2-я неделя октября 1
3. Занятие 3.
1. Отвечайка. «Назови обратное действие»
2. обведи лишнее
3. пальчиковая гимнастика
4. раскрась змеев.
5. игра «Качели»
6. Работа в тетрадях, соедини точки по образцу
7. рефлексия Наблюдение 3-я неделя октября 1
4. Занятие 4.
1. Игра разминка «Овощи»
2. Соедини одинаковых бабочек.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Дорисуй чего не хватает
5. Игра «Качели»
6. Работа в тетрадях-дорисуй начальный узор
7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя октября 1
5. Занятие 5.
1. Отвечай «Назови одним словом»
2. Рассмотри и расскажи
3. Пальчиковая гимнастика
4. Найди и раскрась одинаковые варежки
5. Игра «хлопни в ладоши»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 5-я неделя октября 1
6. Занятие 6.
1. Игра разминка «Дикие животные»
2. Рассмотри и рассмотри
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Слушай команду»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя ноября 1
7. Занятие 7.
1. Игра «Назови одним словом»
2. Найди лишнее
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Слушай команду»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя ноября 1
8. Занятие 8.
1. Игра- разминка «Домашние животные»
2. Найди такой же.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Чего не хватает.
5. Игра «Бубен колокольчик, дудочка»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя ноября 1
9. Занятие 9.
1. Отвечайка «Назови одним словом»
2. Упр. «Найди лишний предмет»
3. Пальчиковая гимнастика
4. Упр. «Выбери лоскуток для заплаток»
5. Игра «Совушка-сова»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя ноября 1
10. Занятие 10.
1. Игра-разминка «Птицы»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. «Назови, кто где живёт?»
5. Игра «Слушай музыку»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя
декабря 1
11. Занятие 11.
1. Отвечайка. Назови одним словом
2. Найди отличия.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Раскрась двух одинаковых рыбок
5. Гимнастика для глаз
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя
декабря 1
12. Занятие 12.
1. Игра разминка «Цветы»
2. Закончи предложения
3. Пальчиковая гимнастика
4. Упр. «Геометрические фигуры»
5. Игра «Холодно жарко»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя
декабря 1
13. Занятие 13.
1. Отвечайка «Назови одним словом»
2. Подбери к шарфику шапочку
3. Пальчиковая гимнастика
4. Упр. «Геометрические фигуры»
5. Игра «Смена ритмов»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя
декабря 1
14. Занятие 14.
1. Игра-разминка «Транспорт»
2. Упр. «Что лишнее»
3. Пальчиковая гимнастика
4. Игра «Что сначала, что потом?»
5. Игра «Холодно-жарко»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя
января 1
15. Занятие 15.
1. Отвнчайки «Назови одним словом»
2. Упр. «Обведи лишнее»
3. Пальчиковая гимнастика
4. Подбери лоскуток для заплаток
5. Игра «Съедобное –не съедобное»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя
января 1
16. Занятие 16.
1. «Назови дни недели»
2. Угадай, что нарисовано
3. Пальчиковая гимнастика
4. Игра «Морские волны»
5. Какую посуду ты знаешь?
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя
января 1
17. Занятие 17.
1. Отвечайка «Назови детёнышей домашних животных»
2. Упр. «Обведи лишнее»
3. Пальчиковая гимнастика
4. Включи лампу в розетку.
Игра «Ловим комаров»
5. Работа в тетрадях
6. Рефлексия Наблюдение 5-я неделя
января 1
18. Занятие 18.
1. Отвечайка «Назови детёнышей диких животных»
2. Упр. «Найди пары»
3. Пальчиковая гимнастика
4. Найди одинаковые картинки
5. Игра «Летает-не летает»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя
февраля
1
19. Занятие 19.
1. Отвечайка. Назови детёнышей домашних животных
2. Игра «Какой по счёту?»
3. Пальчиковая гимнастика
4. Игра «Право-влево»
5. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя
февраля
1
20. Занятие 20.
1. Отвечайка. Назови детёнышей домашних животных
2. Нарисуй ёлочку.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Заполни клеточку
5. Игра «Отгадай, что это?»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя
февраля
1
21. Занятие 21.
1. Отвечайка. Назови птенцов?
2. Что сначала, что потом?
3. Пальчиковая гимнастика
4. Помоги малышу найти свою маму
5. Игра «Слушай хлопки»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя
февраля
1
22. Занятие 22.
1. Отвечай «Назови птенцов?»
2. Что спрятано?
3. Пальчиковая гимнастика
4. Помоги Вини добраться до Пяточка.
5. Игра «Говори»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя
марта
1
23. Занятие 23.
1. Отвечайка «Назови части суток?»
2. Расмотри картинку
3. Пальчиковая гимнастика
4. Назови диких и домашних животных
5. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя
марта
1
24. Занятие 24.
1. Отвечайка «Кто где живёт»
2. Рассмотри картинку
3. Пальчиковая гимнастика
4. Назови времена года
5. Игра «Кричалки-шептаки -мочалки»
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя
марта
1
25. Занятие 25.
1. Отвечайка «Назови дни недели?»
2. Небылицы
3. Пальчиковая гимнастика
4. Назови лишнее
5. Найди одинаковые снежинки
6. Игра «Кричалки-шептаки -мочалки»
7. Помоги кролику спрятаться от лисы
8. Работа в тетрадях
9. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя
марта
1
26. Занятие 26.
1. Отвечайка «Назови голоса животных»
2. Помоги принцу спасти принцессу
3. Рассели человечков в домиках
4. Пальчиковая гимнастика
5. Найди по размеру одинаковые мячи
6. Начерти маршрут к лисий норке
7. Игра «Шалтай-болтай»
8. Работа в тетрадях
9. Рефлексия Наблюдение, диагностика 1-я неделя
апреля
1
Итого 26 недель 26