Елена Карих
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему
«Круговорот воды в природе»
ГБОУ "Гимназия №1272"
д/о "Академия детства"
Средне-старшая группа
Провела : воспитатель Карих Е. А.
Дети рассаживаются на ковре в полукруг.
- Ребята, смотрите! Нам пришло письмо от Незнайки! Давайте прочтем его:
«На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Публикация «Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Реки, горы, океаны
- Что это? (Глобус)
- Попробуйте найти его, найдете – он ваш!
(задание на ориентировку в пространстве)
Воспитатель: ну что, ребята, давайте попробуем его найти.
После того, как дети его находят, рассматривают его:
- Почемучка решил проверить, что мы знаем о глобусе. На что он похож? (Варианты детей)
- Правильно это модель нашей планеты Земля. Скажите, почему глобус разноцветный, и что означают его цвета? (Варианты детей)
- Какого цвета больше на глобусе?
- Синий цвет - это вода: моря, океаны, реки, озёра
- Почемучка рассказал мне историю, которая с ним произошла, хотите ее услышать?
«Однажды летом Незнайка решил порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил бумагу, кисточку и краски. Только устроился у открытого окошка – друзья во дворе в футбол играть начали. Бросил Незнайка свои приготовления, убежал мяч гонять. Наигравшись в футбол, пришел он домой устроился у окна порисовать. Глядь – воды в блюдце нет. Что такое?
-Кот Васька! – кричит. – Ты мою воду выпил?
- Очень она мне нужна! – отвечает Васька.
-Не иначе как Шарик выпил- сердится Незнайка.
Обиделся шарик:
- Не имею привычки по столам ходить и вашу воду пить, - убежал.
Присел Незнайка и задумался: Куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась».
- А вы как думаете, ребята? (Варианты детей).
Правильно, вода состоит из частичек и они, как и сама вода, бывают разными – трех состояний. Какие состояния воды нам известны?
( Ответы детей: жидкое состояние, твердое и парообразное).
Воспитатель: Верно. Вы знаете, ребята, что без воды жизнь невозможна. Она повсюду: и в водоемах, и воздухе, и в земле. Но каким образом? Все это благодаря такому явлению, как круговорот воды в природе. Посмотрите на этот плакат – схему движения и превращения воды (кратко по схеме путешествие капли).Так вот, капельки тоже бывают жидкими, твердыми и парообразными. Посмотрите, вот такие капельки-человечки у меня для вас приготовлены (раздает каждому воспитаннику карточки с изображением капелек «росинка», «снежинка», «пар»).
А теперь вернемся к проблеме Незнайки – поможем ему решить его головоломку?
Практическая - опытно-экспериментальная.
- Ребята, для того чтобы что-то доказать, что нужно сделать? (Варианты детей)
- Правильно провести исследования.
- Приглашаю вас в наш исследовательский Центр – размещайтесь правильно, каждая капелька имеет свое место. Подумайте, где будет комфортно снежинке или росинке…
Дети рассаживаются – делятся на группы в соответствии со своей картинкой. Снежинки за стол, где расположено изображение снеговика и т. д.
Ребята сами выбирают капитана команды.
Воспитатель. Вода самое удивительное вещество на планете. Мы с вами проводили различные опыты с водой и узнали много нового, давайте вспомним чудесные свойства воды. (Дети по моделям рассказывают ранее полученные знания о свойствах воды).
Дети. Вода – жидкость, она не имеет формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель. А сегодня нам предстоит помочь Незнайке узнать, куда же девалась вода в блюдце. Кто из вас сказал предположение «вода испарилась». Попробуем эту версию проверить. Для этого проведем эксперимент.
- День стоял солнечный, а блюдце с водой стояло за оконным стеклом и нагревалось. Наберем в чашку железную немного воды и попробуем ее нагреть. /Проводится опыт/
- Что происходит с водой? (Варианты детей)
- Правильно вода нагревается, кипит и испаряется. Так куда же девалась вода у Незнайки?
- Она нагрелась через оконное стекло и испарилась.
Физминутка:
В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).
Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).
Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки
в стороны).
Весною продолжается, листочки появляются. (изобразить руками листья).
Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)
А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).
Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)
И по полям развеет.
А после осени опять зима год будет продолжать. (ходьба на месте).
Так с помощью опыта мы помогли Незнайке найти истину. Ребята, а как вы думаете, вода бесследно испарилась? (Варианты детей)
- Хотите узнать?
- Итак, как вы уже отметили, вода на нашей планете живет в океанах, морях, озерах и речках.
- Представьте, что эта чашка с водой и будет у нас небольшим «озером». Летом солнечные лучи согревают поверхность воды, что с ней происходит, мы сейчас увидим. /Повторение опыт – вода в чашке нагревается и начинает кипеть, поднимается пар. /
- Что происходит с жидкими человечками?
- Правильно они превращаются в парообразные. Давайте изобразим это на плакате (Несколько ребят подходят и крепят к стене озеро и рисуют стрелочки)
- Солнце нагревает поверхность воды, капельки воды превращаются в пар и поднимаются высоко вверх. А как вы думаете, что их там ждет? (Варианты детей)
- Давайте проверим на опыте. Положим охлажденное оргстекло на кипящую чашку. Посмотрите, что произошло с паром, во что он превратился? (В капельки воды).
- Высоко, вверху, где гуляют холодные потоки воздуха, пар охлаждается, превращается снова в капельки воды, эти капельки образуют облака, тучи. Так парообразные человечки снова превращаются в жидких человечек. Давайте это изобразим на нашем плакате. (Ребята подходят к плакату на стене, крепят облака/тучки и рисуют стрелочки)
- Как вы думаете, что происходит дальше? (Варианты детей)
- Правильно из тучи идет дождь, капельки воды снова возвращаются на землю. (Дети подходят к плакату и рисуют дождь)
- Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Вода движется по кругу.
Воспитатель. Так происходит круговорот воды в природе, который мы с вами только что доказали.
Воспитатель: Ой, а кто это здесь?
В группу забегает персонаж Незнайка!
Незнайка: Ребята я узнал, что многое узнали сегодня на занятии. Коротышки из Солнечного города задали мне много заданий! Без вас я не справлюсь! Помогите мне пожалуйста!
-Ребята,поможем Незнайке?
-Да!
Дети делятся на группы, рассаживаются за столы и получают конверты с заданиями и номера конвертов.
1 конверт: картинки для составления рассказа «Пополнение пресной воды».
2 конверт: картинки составления схемы и рассказа «Круговорот воды в природе»
3 конверт: сюжетные картинки для составления рассказа «Три состояния воды».
4 коверт: сюжетные картинки для составления рассказа «Вода основа жизни на Земле»
5 конверт: изготовление плаката из картинок на тему : «Берегите воду!»
Работа с заданиями из кейса проходит в течении 2-3 минут. Воспитатель находится рядом и при необходимости помогает.
По истечению времени дети из каждой группы расходятся по разным столам. За одним столом собираются дети с разными номерами №1, №2, №3, №4. Каждый ребенок рассказывает сидящим рядом детям свою часть задания. В итоге каждый ребенок в процессе представления своего ответа закрепляет материал НОД.
Один ребенок из микро группы (по желанию) подводит итог занятия.
Незнайка и его команда показывает готовый плакат, кто-то из детей говорит о бережном отношении к пресной воде.
Незнайка: Спасибо ребята за помощь! Побегу скорее к коротышкам, а вам от меня подарочек. И дарит им питьевую волшебную воду, которая добавит детям здоровья.
Воспитатель: Ребята, что мы делали сегодня? (ответы детей)
Какими вы были (ответы детей)