Гульзия Халикова
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 66»
ТЕМА: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК «Ч»»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ)
Возрастная группа: Средняя группа № 10
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи, Звук [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Подготовила: Халикова Гульзия Урузбаевна
Оренбург
2018
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Приме-чание
1. Тема образова-тельной
деятельности Звуковая культура речи. Звук «ч».
2. Доминирующая
образовательная область Речевое развитие
3. Виды деятельно-сти детей
Коммуникативная (звуковая культура речи звук «ч», ,артикуляционная гимнастика, изобразительная (разукрашивание раскрасок) двигательная (выполнение движений в соответствии с текстом во время физминутки, музыкальная (музыкальное сопровождение занятия, игровая ( игра: «Ласковое слово», «Третий лишний».
4. Методы и приемы реализации содержания занятия
4.1 Общепедагогиче-ские методы и приемы Словесные (художественное слово, беседа).
Игровые (игры, игровой момент);
Практические (разукрашивание);
Наглядный (демонстрация иллюстрационного мате-риала).
5. Интеграция образовательных областей
Речевое развитие: образование с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов существительных;
Художественно-эстетическое развитие: разукраши-вание раскрасок.
Познавательное развитие: игры «Ласковое слово», «Найди предмет»
Физическое развитие: физминутка «Мы в автобусе сидим»
6. Возрастная груп-па Средняя группа 4-5 лет
7. Цель Научить детей правильному произношению звука «ч»
8. Задачи
Планируемые результаты
8.1 Обьяснить детям, как правильно произносится звук «ч» Правильно произносят звук «ч».
8.2 Упражнять в произнесении зву-ка (изолированно, в словах, в стихах, развивать фонематиче-ский слух детей Различают на слух и называют слова начинающиеся на звук «ч».
8.3 Способствовать воспитанию ин-тонационной выразительной ре-чи. Умеют правильно выражать слова, выделяя их интонационно.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Создание и решение проблемной ситуации Рассматривание проблемы в игровой ситуации
10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Необходимые материалы для проведения занятия Технические средства обучения: магнитофон
Демонстрационный материал:
Карточки с изображением картинок- предметов со звуком «Ч» и без него, чебурашка, шари-ки,торт,сундучок,мяч,книга-подарок.
Раздаточный материал: раскраски цветные карандаши.
11. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
Что читали, пели, рисовали, слушали, наблюдали и т. п. в контексте темы занятия Артикуляционная гимнастика с Язычком
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Молодцы! Я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки, чтобы настроиться на работу, произнесем стихотворение-напоминалочку:
(Дети встают в круг)
Говорим всегда красиво
Тихо и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Пучки нам помогают,
Ножки нам не мешают!
1. 2 Мотивация деятельности детей Воспитатель:
- Дети, сегодня мы отправимся в путешествие на большом, красивом автобусе
А отправимся мы в путешествие в гости к сказочному герою. А к какому вы должны угадать…
Прослушайте, пожалуйста, мелодию и уга-дайте о ком идет речь (звучит фонограмма)
Правильно - Чебурашка.
А кто-нибудь знает про него стихи?
(Чтение стихотворений детьми)
Сегодня нас он пригласил на день рождения! Поздравим его?
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобре-тенных знаний Воспитатель:! Чтобы отправиться в путь нам необходимо приобрести билеты.
Дети выбирают билеты - геометрические фигуры для паровозика.)
Воспитатель: Ребята, у нас билеты в виде геометрических фигур и места в паровозике обозначены геометрическими фигурами. Найдите свое место согласно билетику.
Дети занимают места со своими фигурами
Воспитатель: Аня какой у тебя билетик? А у Вани какой? И т. д.
Дети: круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель: а, каких они цветов?
Дети: красного, синего, желтого, белого, зеленого
Воспитатель: Все готовы, тогда отправляемся в путь.
(Звучит музыка.)
Воспитатель : А вот и домик нашего Чебу-рашки! Но что-то наш Чебурашка груст-ный. Давайте спросим его его:
Воспитатель :Чебурашка, что ты такой невеселый, у тебя же сегодня праздник?
Воспитатель : Ребята, вы знаете. Чебурашка мне на ушко сказал, что он очень плохо вы-говаривает свое имя, не может выговорить букву «Ч».
Воспитатель :Поможем ему справиться с его проблемой?
Воспитатель: Давайте сначала разбудим наш язычок, зубки, губки.
1. Артикуляционная гимнастика
Проснулся язычок, стал он выход ис-кать. В одну щечку постучал, в дру-гую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и на-правился к нему, но зубки его не про-пустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие серди-тые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
2. «Я- веселая лошадка»
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонко.
3. «Лопатка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
1,2,3,4,5
Язычок надо расслаблять.
4. «Хоботок»
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
И на трубочку похожи
Подудеть в нее мы сможем:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
Воспитатель: Вот наш Язычок проснулся! Теперь я вижу, что вы готовы!
Воспитатель: Посмотрите, как правильно произносить звук ч :
Губки округлены,
Зубки не смыкаются,
Язычок поднят вверх.
Воспитатель: Наш звук играет с ветерком.
Поднесите ладошку ко рту и еще красиво произнесем звук «ч»
Воспитатель: Чувствуете, как из ваших ртов вырывается небольшой ветерок?
Воспитатель: А теперь давайте произнесем звук «ч» по-разному: быстро-медленно, ти-хо-громко:
Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.
Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пята-чок.
Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.
Молодцы ребята, справились с заданием!
Воспитатель: Чебурашка приготовил для нас сюрприз. Это волшебный сундучок. Но чтобы его открыть нам нужен волшебный ключ, а у меня только простой. Что же будем делать?
А давайте мы произнесем волшебные слова:
«Чики,чики,чок – открывайся сунду-чок!»(три раза)
Дети по очереди достают предметы, если с буквой «ч» в одну корзину, если нет «ч» в другую.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Вы будете с ним играть? (ответы детей) Отвечаем по одному. Кто ловит мяч,тот отвечает.
Мя-чик, клю-чик, паль-чик, ёло-чка, иголо-чка,шапка- шапочка,заяц- зайчик, лиса- ли-сичка,ветка-веточка.
Воспитатель: И еще поиграем в игру «Тре-тий лишний»
На мольберте картинки с изображением предметов. Найти лишнее, в котором нет буквы «ч».
Воспитатель: Молодцы, ребята, ребята! А теперь давайте спросим у Чебурашки, нау-чился ли он произносить звук»ч»?
Он хочет вас отблагодарить и приглашает всех пить чай с тортиком. Какой же празд-ник без торта. А давайте поможем ему задуть свечу.
Чу-чу-чу я сейчас зажгу свечу
Ча-ча-ча горит ярко свеча
Чи-чи-чи встали мы вокруг свечи!
Воспитатель: давайте попрощаемся с Чебу-рашкой, с вами сядем в наш автобус и по-едем обратно в детский сад (звучит фоно-граммма)
2.2 Самостоятель-ная деятель-ность детей Ребята,Чебурашка просил передать вам большое спасибо и дарит вам раскраски, давайте с вами их разукрасим.
Разукрашивание раскрасок с изображением предметов с буквой «ч»
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и само-анализ деятель-ности детей - Ребята расскажите мне, где мы сегодня с вами были? Что делали? Вам понравилось наше путешествие в сказочную страну, в гости к Чебурашке?
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятель-ности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Указывается мероприятие (экскурсия, вы-ставка и т. д., вид деятельно-сти (чтение, ху-дожественно-творческая и т. п.) Дети совместно с педагогом заучивают считалки и скороговорки со звуком»ч».
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятель-ности
2.1 Ребенок сам Игра «Найди предметы со звуком «ч»»
2.2 Ребенок по при-глашению педа-гога Артикуляционная гимнастика на звук «ч»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. М. : Мозаика – Синтез. 2014 г.
2. Куликовская Т. А. «Логопедические скороговорки и считалки» М. : «Гном и Д».
3. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. М. : - Эксмо. 2003 г.