Елена Ерохина
Тренинговое занятие с элементами сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Город волшебников».
Цели занятия : создать условия для самопознания школьников, упражнять в умении видеть свои «+» и «-», объективно оценивать свои личностные качества и способности; формировать навыки конструктивного обсуждения, доброжелательность.
Возраст участников: 9-10 лет
Количество участников: 10-12 человек
Публикация «Тренинговое занятие с элементами сказкотерапии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Необходимые материалы: ручки, планшеты с прикрепленными на них листами А4, стулья (по количеству участников, ноутбук, колонки, аудиозаписи «В гостях у сказки», «Звуки природы», красивая коробка средних размеров, флипчарт, картинки-схемы «Законы Сказочной страны».
Организационный момент.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами путешествие по Сказочной стране. На прошлом занятии мы познакомились с Законами сказочной страны. Давайте их вспомним.
Дети называют законы, а ведущий вывешивает картинки-схемы на флипчарте.
• Закон улыбки (каждое занятие начинается с «доброго» приветствия и улыбки)
• Закон активности (все принимают активное участие в занятии)
• Закон поднятой руки (если хочешь что-то сказать – подними руку и дождись, когда твой товарищ выскажется)
• Закон отсутствия оценок (занятие – не урок, мы не ставим оценок, не осуждаем)
• Закон «Здесь и сейчас» (все чувства переживаем здесь и сейчас, соблюдаем конфиденциальность)
• Закон капитана (на занятии, как на корабле, один «капитан» - ведущий, он определяет ход занятия).
Ведущий: правила поведения в нашем путешествии мы повторили. Так что – в путь!
Дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу, закрывают глаза и хором произносят:
Мы жизнь наполним дивной сказкой,
Где будем только я и ты.
У дружбы преданной на крыльях
Перенесемся в мир мечты.
*Программа «Путешествие по Сказочной стране» находится на стадии разработки.
Приветствие.
Ведущий: Вот мы и в Сказочной стране. Давайте поприветствуем друг друга!
Игра-приветствие «Подари свою улыбку» (А)
Цель: создание положительного эмоционального фона, упражнение в контроле над своей мимикой.
Дети становятся в круг, их лица не должны выражать никакого эмоционального состояния (мышцы лица расслаблены).
Ведущий: В одном из городов Сказочной страны прошел Печальный дождик и смыл улыбки с лиц горожан. На их счастье в город приехал Веселый гость (ведущий называет имя ребенка) и поделился своей улыбкой.
«Веселый гость» называет имя любого участника и «дарит ему улыбку» (улыбается) и говорит «Здравствуй!». «Получив улыбку» участник «дарит» ее другому ребенку. Упражнение заканчивается, когда все участники «получат улыбку».
Разминка.
Игра-разминка «Все, кто…» (М)
Цель: создать положительный эмоциональный фон, развивать внимание, наблюдательность.
Ведущий: Мы находимся на Поляне развлечений. Сейчас я буду произносить команды, но выполнять их будут только те, кого я назову, например: «Хлопают в ладоши девочки!» Всем понятно?
Тогда начнем!
Хлопают в ладоши мальчики!
Топают ногами девочки!
Машут рукой те, кто родился зимой!
Танцуют те, у кого есть домашние животные!
Прыгают на одной ноге, чье имя начинается на «А»!
Делают «фонарики», кто умеет кататься на велосипеде!
Приседают те, кто занимается спортом!
Замерли те, кто любит мороженое!
Взялись за руки те, у кого хорошее настроение!
Примечание. В идеале все должны взяться за руки и образовать круг. Если этого не происходит и остаются дети вне круга, необходимо спросить, почему они не взялись за руки, выяснить причину плохого настроения и пригласить в круг, выразив желание передать хорошее настроение через дружеское рукопожатие.
Основная часть.
Ведущий: Ребята, вы помните, что мы путешествуем с вами по Сказочной стране. Что в ней необычного? (ее жители – герои сказок, в обычной жизни встречаются чудеса)
Правильно! Мы продолжаем наш путь
Игра «Волшебный дар» (А)
Цель: упражнять в умении видеть достоинства свои и окружающих, аргументировано рассказывать о них.
Ведущий: В Сказочной стране находится Волшебный город. Почему он волшебный? Потому что, все его жители, все без исключения - Волшебники, так как владеют каким-либо ВОЛШЕБНЫМ ДАРОМ. Волшебным даром считается личностное качество, с помощью которого жители Волшебного города помогают жителям других городов Сказочной страны. Одни обладают добротой и могут поддержать любую минуту, пожалеть и помочь. Другие очень творческие: умеют петь, танцевать, рисовать, придумывать интересные истории, и, благодаря им, жизнь окружающих становится ярче и насыщенней. А третьи очень сильные, ловкие, все время придумывают какие-то игры, устраивают соревнования. Глядя на них, другие начинают заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Жители Волшебного города с удовольствием путешествуют по Сказочной стране и, благодаря СВОЕМУ ДАРУ, помогают Всем ее обитателям.
А если бы каждый из вас был жителем Волшебного города, каким бы ДАРОМ поделился с нами? Я раздам вам листочки, на которых вам необходимо написать свое качество характера, которое вы можете представить в виде ДАРА окружающим.
Раздаются листочки. Время выполнения 5 минут.
Теперь подпишите свои листочки и сложите их в коробку.
Сейчас, я буду одному зачитывать ДАРЫ, написанные на листочках, а вы постараетесь определить – КТО обладатель этого дара?
Зачитываются записи на листочках, идет обсуждение. Необходимо, чтобы участники, соотнося личностные характеристики с конкретной личностью, обосновывали свой выбор. Если ребята не смогли определить хозяина листочка, то листик откладывается в сторону. После разбора всех записей. Ведущий возвращается к ним.
Ребята, у нас остались несколько ребят, которых мы не смогли угадать по описанным «дарам».
Ведущий предлагает участникам определить, каким «даром» обладает, каждый из оставшихся ребят. Важно, чтобы участники давали только позитивные отзывы об оставшихся детях, не подшучивали, что «у них нет «дара», поэтому его и угадали». После того как «дар» будет определен, необходимо озвучить совпадает ли «дар» указанный самим ребенком и «дар» определенный ему другими участниками? Проанализировать, почему обладателя «дара» определили не с первого раза?
Если ребята указали другие характеристики ребенка сделать на этом акцент: «Видишь как много в тебе хороших качеств!»
Если мнение ребенка и участников не совпадает, задать вопросы: «Почему окружающие не смогли разглядеть твой «дар»? Может ты недостаточно умело его демонстрируешь? А что надо делать, чтобы твой «дар» увидели все?» Если результаты обсуждения смущают ребенка, данные вопросы можно задать наедине, после занятия, помочь осознать ему причину разногласий во мнениях.
Ведущий: ну вот мы и убедились, что каждый из нас волшебник, так как обладает волшебным даром! А волшебники много чего умеют! Например, они умеют превращать людей в сказочных героев. На прошлом занятии мы выяснили, что у вас есть любимые сказки. А в каких сказочных героев вы хотели бы превратиться?
Упражнение «Мой герой» (А)
Цель: формировать умение определять в личности «хорошее» и «плохое», давать характеристику другим, побуждать к объективному самоанализу.
Сейчас я раздам вам листики и ручки. Вам необходимо написать на них имя своего любимого сказочного героя и слева написать – его положительные черты, а справа – отрицательные, внизу – чем вы с ним похожи и чем отличаетесь. Например, мой любимый сказочный герой Карлсон. Он жизнерадостный фантазер – это плюс, но он озорник. Не любит нести ответственность за свои поступки – нашалил и улетел. Я как Карлсон люблю сладкое, гулять ночью по крыше. Но я не «мужчина в самом рассвете сил», у меня нет моторчика. Я всегда несу ответственность за свои поступки и т. д. Задание надо выполнять самостоятельно».
Когда принцип выполнения задания ясен, дети начинают его выполнять. Ведущий следит, чтобы дети не общались во время выполнения задания
Время выполнения 10-20 минут.
Ведущий: Теперь вам необходимо озвучить имя своего героя.
Дети называют имена героев, если есть совпадения – объединяются в группы.
Ведущий: Каждый из вас называет имя сказочного героя, дает ему характеристику и объясняет, чем он на него похож и чем отличается. Объяснение должно быть аргументированным (я веселый, могу рассмешить кого угодно; я смелый, защитил котенка от собаки и т. д)
Примечание Ведущий должен следить, чтобы во время анализа дети не допускали язвительных высказываний в адрес выступающего.
Ведущий: Как много интересного мы узнали друг о друге! Мне кажется, что в силах каждого из нас стать еще лучше. Главное – развивать свои достоинства, положительные качества и бороться с недостатками!
Рефлексия.
Ведущий: Наше занятие подошло к концу.
• Расскажите, было ли что-то, что понравилось вам больше всего?
• Каждое путешествие сопровождается трудностями. Какие трудности вы сегодня испытали во время выполнения заданий? Почему?
• Поднимите руки, кому сегодняшнее путешествие принесло хорошее настроение? Кому настроение испортило? Почему?
• Кого сегодняшнее путешествие заставило о чем-нибудь задуматься? О чем? Чему вы научились сегодня? Чем вам смогут эти знания в жизни?
Домашнее задание.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вашим домашним заданием будет выполнение портрета любимого героя, и на следующем занятии мы устроим выставку ваших работ. А сейчас, нам из сказки необходимо вернуться в реальный мир.
Ритуал прощания.
Дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу, закрывают глаза и хором произносят:
Открыла мир чудес, добра!
Но время в сказке быстротечно
В обратный путь, друзья, пора!
Ведущий: Вот мы и вернулись из сказочной страны в реальность. Но давайте не забывать, что
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!